Напоминание

"Расскажи о мире"


Автор: Урасимова Фарида Таклифовна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Радость"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: проект по познавательно - речевому развитию для детей 6-7 лет
Тема: "Расскажи о мире"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Расскажи о мире»

создан Урасимовой Фаридой Таклифовной,

учителем-логопедом подготовительной компенсирующей группы №8

МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» города Урай ХМАО-Югра

Паспорт проекта

Детско-родительский образовательный проект

«Расскажи о мире»

Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский, речевой

Продолжительность проекта: среднесрочный, январь-апрель 2016года

Образовательная область: речевое развитие, познание

Участники

проекта: дети

подготовительной

группы

компенсирующего

развития№8 и их родители, учитель-логопед.

Актуальность темы: поиск методических путей и средств формирования

связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и

воспитания.

Цель:

развивать

речь

детей, стимулировать

мотивированное

отношение

родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта:

1.

Создание

единого

коррекционно-развивающего

пространства

как

в

детском саду, так и в домашних условиях;

2.

Формирование

и

совершенствование

педагогической

компетенции

родителей в вопросах развития речевой подготовки своего ребенка.

3.

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной

беседы

в

процессе

совместной

исследовательской

деятельности.

Ресурсное обеспечение:

интернет-ресурсы,

книги,

журналы,

открытки,

художественные произведения и материалы,

семейный архив.

Гипотеза: эффективно ли в системе коррекционной работы, направленной

на

исправление

звукопроизношения

и

развития

связной

речи

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

взаимодействие

учителя-логопеда

с

родителями (использование метода проектов)?

Ожидаемые

результаты:

реализация

проекта

будет

способствовать

формированию правильного звукопроизношения и развитию связной речи у

старших

дошкольников

посредством

взаимодействия

учителя-логопеда

с

родителями.

Механизм отслеживания результатов:

анализ

детской

деятельности

(рассказы,

рисунки,

построение

из

конструкторов,

сюжетно-ролевые

игры

с

общественной

тематикой,

дидактические игры);

наблюдение

за

поведением

и

общением

детей

(положительная

направленность

поведения,

проявляющаяся

в

усвоенных

нормах

и

правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные

отношения

со

взрослыми

и

сверстниками,

гуманное

отношение

к

живым объектам природы);

мониторинг достижения ребенком планируемых результатов в рамках

реализации проектной деятельности;

анкетирование родителей.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный

II этап – основной ( анализ, реализация)

III этап –рефлексивный

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными

целями.

2. Отметить успехи и неудачи.

3. Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях.

4. Обобщить собранный фотоматериал и подготовленные презентации.

5. Презентация проекта.

В ходе работы используются следующие принципы взаимодействия с

родителями:

доброжелательности - позитивный настрой на общение является

тем фундаментом, на котором строится вся работа;

индивидуального подхода и индивидуализации;

сотрудничества;

динамичности.

В педагогическом процессе используются следующие методы:

наблюдения; целевые прогулки и экскурсии;

беседа;

чтение художественной литературы;

рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, обсуждение

их;

рассказы воспитателя, родителей, детей;

дидактические, подвижные игры;

поощрение

детей

за

поддержание

порядка,

бережное

отношение,

культурное поведение в общественных местах.

Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым на

логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным

планом. Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».

1.Как я отдыхал со своей семьёй.

2.Расскажу о папе (маме).

3.Мой режим дня.

4.Как появились первые машины?

5.Мои питомцы.

6.Море и его обитатели.

7.Города России.

8.Флаги стран мира.

9.Другая тема.

Распределение совместных проектных действий участников

на этапах проектировании

Этапы

проектирова

ния

Действия родителей

Действия родителей

Действия

логопеда

Подготови

тельный(15-

20января)

Формулируют проблемы,

определяют темы, цели

(зачем) и сроки.

Планируют предстоящие

д е л а

и

о п р е д е л я ю т

Принимают

участие

в

обсуждении

проблемы,

плана

предстоящих

дел,

определении

с р е д с т в

реализации.

Знакомит

родителей и детей с

тематикой

и целями проекта.

средства.

Основной

(февраль-

апрель)

Проводят совместный

поиск информации в

литературе, Интернете,

обращаются за помощью

к специалистам.

Анализируют,

дискутируют,

предлагают выбор

модели –аналога.

Составляют

алгоритм

действий,

распределяют

о б я з а н н о с т и

и

поручения.

Привлекают детей к

достижению

намеченного плана по

заранее разработанному

алгоритму. Реализуют

основные совместные

действия (экскурсия,

поход в библиотеку,

чтение литературы,

разучивание,

рассматривание,

сравнение, согласование,

экспериментирование,

приобретение,

оформление,

изготовление, беседы,

обсуждения и т.д).

Проводят

совместные

и

индивидуальные

репетиции.

Организуют

совместный

п о и с к

и н ф о р м а ц и и .

Задают вопросы взрослым

и

самостоятельно

ищут

ответы.

Отстаивают

свои

позиции

в

дискуссии,

принимают

поручения,

договариваются с другими

участниками

проектирования

Участвуют в экскурсии,

походе в библиотеку,

чтении литературы,

беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы,

обращаются за помощью

тогда, когда невозможно

сделать самостоятельно

что-либо.

Отбирает

нужный

материал,

продумывает

НОД,

рекомендует

и с п о л ь з о в ат ь

в

презентации

игровой материал с

целью

активного

участия

контингента

группы

С о в м е с т н о

с

семьёй

отсматривает

готовящуюся

презентацию,

согласовывает

с

членами семьи

предстоящие

действия и игровые

моменты НОД.

В

обусловленный

срок

у ч а с т в у ю т

в

представлении

Наряду

со

взро слыми

у ч а с т в у ю т

в

представлении

Проводит НОД

с использованием

детско-

(участниками

проекта

и

г о с т я м и )

п р о д у к т а

проектной деятельности.

(участниками

проекта

и

г о с т я м и )

п р о д у к т а

проектной

деятельности

на равных.

родительских

пре зент аций

п о

лексической теме.

Рефлексив

ный

(апрель)

Задают

вопросы:

Что

получилось? Получилось

ли

то,

что

хотелось?

Узнали ли мы что-нибудь

новое? Что нас удивило

и

порадовало?

Что

нам

понравилось

больше

в с е г о ?

Ч т о

н у ж н о

изменить

в

следующий

раз?

Отвечают

на

вопросы

и

задают

их.

Намечают

т е м ы

с л е д у ю щ и х

проектов.

О т в е ч а е т

н а

вопросы

и

задаёт

их. Намечает темы

следующих

проектов. Подводит

итоги и

награждение

участников

проекта.

Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым

на

логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным планом.

Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».

1.Как я отдыхал со своей семьёй.

2.Расскажу о папе (маме).

3.Мой режим дня.

4.Как появились первые машины?

5.Мои питомцы.

6.Море и его обитатели.

7.Города России.

8.Флаги стран мира.

9.Другая тема.

Промежуточные результаты (в конце февраля)

Дети, участвующие в проектной деятельности:

учатся

контролировать

своё

звукопроизношение,

накапливают

активный и пассивный словарь, стремятся правильно строить разговор

с собеседником при отборе материала и в рассказе-монологе перед

детской

аудиторией.

Созданная

презентация

(подбор

слайдов,

активизация словаря) является наглядной моделью, опорой рассказа

ребёнка;

проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким

образом можно узнать);

способны

общаться

в

детском

коллективе

по

поводу

обсуждения

совместного плана действий;

воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но

и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Родители,

принимающие

участие

в

проектной

деятельности

дошкольного учреждения:

налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с

коллективом родителей и детей группы;

получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок

в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

смогли реализовать свои творческие способности.

Педагог, использующий в своей деятельности проектный метод:

осуществляет поисковую педагогическую деятельность;

развивает умение гибко подходить к планированию с учётом интересов

и запросов детей.

Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию

в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и

родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в

речевом развитии ребёнка.

Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с

уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в

работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями,

вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском

саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к

своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном

сотрудничестве

с

родителями,

можно

ставить творческие

цели,

которые

будут успешно реализованы.

Отдалённые результаты (в конце апреля)

Проанализировав, эффективность своего взаимодействия родителями

пришла к следующим выводам.

Активная работа по взаимодействию логопеда с родителями способствовала

созданию

для детей: положительной динамики речевого развития (улучшение

звукопроизношения, совершенствование монологической и диалогической

речи), успешной социальной адаптации в ДОУ и семье;

для родителей: повышение уровня знаний родителей в области

развития речи; положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и

желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи

детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время (перед школой);

для педагогов: индивидуальный подход к каждому ребёнку;

положительный психологический климат педагогов между логопедом и

воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

удовлетворённость собственной деятельностью; качественно

организованная система повышения квалификации; учёт положительной

динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

Выводы.

Работа над проектом «Расскажи о мире» позволяет органично сочетать

воздействие на речевое развитие ребенка с ОНР в дошкольном учреждении и

в семье, обеспечить эффективность работы учителя-логопеда.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры

и просвещении родителей. Современным родителям не интересны

назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения

(консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем,

развивали дух плодотворного сотрудничества. Успех сотрудничества во

многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее

оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость

целенаправленного воздействия на ребёнка. Чтобы родители стали проявлять

больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они

видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к

делам детского сада, встречали доброе отношение.

В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их

педагогических ценностей необходимо помогать им грамотно организовывать

процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей

воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению

педагогической литературы. Создание единого пространства речевого

развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут

осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в

неведении относительно своих планов и намерений.

Литература.

1.

Арнаутова

Е.П.

Основы

сотрудничества

педагога

с

семьей

дошкольника М.: Педагогика, 1993.

2.

Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика –

Синтез, 2010.

3.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду.

Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.

Приложение.

В Приложении даны 5 презентаций, созданных родителями и их детьми под

руководством учителя-логопеда, и фотоматериалы с НОД, где звучал рассказ

ребёнка, была показана презентация.



В раздел образования




Яндекс.Метрика