Автор: Урасимова Фарида Таклифовна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Радость"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: проект по познавательно - речевому развитию для детей 6-7 лет
Тема: "Расскажи о мире"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Расскажи о мире»
создан Урасимовой Фаридой Таклифовной,
учителем-логопедом подготовительной компенсирующей группы №8
МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» города Урай ХМАО-Югра
Паспорт проекта
Детско-родительский образовательный проект
«Расскажи о мире»
Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский, речевой
Продолжительность проекта: среднесрочный, январь-апрель 2016года
Образовательная область: речевое развитие, познание
Участники
проекта: дети
подготовительной
группы
компенсирующего
развития№8 и их родители, учитель-логопед.
Актуальность темы: поиск методических путей и средств формирования
связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и
воспитания.
Цель:
развивать
речь
детей, стимулировать
мотивированное
отношение
родителей к коррекционной работе с ребенком.
Задачи проекта:
1.
Создание
единого
коррекционно-развивающего
пространства
как
в
детском саду, так и в домашних условиях;
2.
Формирование
и
совершенствование
педагогической
компетенции
родителей в вопросах развития речевой подготовки своего ребенка.
3.
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной
беседы
в
процессе
совместной
исследовательской
деятельности.
Ресурсное обеспечение:
интернет-ресурсы,
книги,
журналы,
открытки,
художественные произведения и материалы,
семейный архив.
Гипотеза: эффективно ли в системе коррекционной работы, направленной
на
исправление
звукопроизношения
и
развития
связной
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
взаимодействие
учителя-логопеда
с
родителями (использование метода проектов)?
Ожидаемые
результаты:
реализация
проекта
будет
способствовать
формированию правильного звукопроизношения и развитию связной речи у
старших
дошкольников
посредством
взаимодействия
учителя-логопеда
с
родителями.
Механизм отслеживания результатов:
анализ
детской
деятельности
(рассказы,
рисунки,
построение
из
конструкторов,
сюжетно-ролевые
игры
с
общественной
тематикой,
дидактические игры);
наблюдение
за
поведением
и
общением
детей
(положительная
направленность
поведения,
проявляющаяся
в
усвоенных
нормах
и
правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные
отношения
со
взрослыми
и
сверстниками,
гуманное
отношение
к
живым объектам природы);
мониторинг достижения ребенком планируемых результатов в рамках
реализации проектной деятельности;
анкетирование родителей.
Этапы работы над проектом
I этап – подготовительный
II этап – основной ( анализ, реализация)
III этап –рефлексивный
1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными
целями.
2. Отметить успехи и неудачи.
3. Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях.
4. Обобщить собранный фотоматериал и подготовленные презентации.
5. Презентация проекта.
В ходе работы используются следующие принципы взаимодействия с
родителями:
доброжелательности - позитивный настрой на общение является
тем фундаментом, на котором строится вся работа;
индивидуального подхода и индивидуализации;
сотрудничества;
динамичности.
В педагогическом процессе используются следующие методы:
наблюдения; целевые прогулки и экскурсии;
беседа;
чтение художественной литературы;
рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, обсуждение
их;
рассказы воспитателя, родителей, детей;
дидактические, подвижные игры;
поощрение
детей
за
поддержание
порядка,
бережное
отношение,
культурное поведение в общественных местах.
Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым на
логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным
планом. Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».
1.Как я отдыхал со своей семьёй.
2.Расскажу о папе (маме).
3.Мой режим дня.
4.Как появились первые машины?
5.Мои питомцы.
6.Море и его обитатели.
7.Города России.
8.Флаги стран мира.
9.Другая тема.
Распределение совместных проектных действий участников
на этапах проектировании
Этапы
проектирова
ния
Действия родителей
Действия родителей
Действия
логопеда
Подготови
тельный(15-
20января)
Формулируют проблемы,
определяют темы, цели
(зачем) и сроки.
Планируют предстоящие
д е л а
и
о п р е д е л я ю т
Принимают
участие
в
обсуждении
проблемы,
плана
предстоящих
дел,
определении
с р е д с т в
реализации.
Знакомит
родителей и детей с
тематикой
и целями проекта.
средства.
Основной
(февраль-
апрель)
Проводят совместный
поиск информации в
литературе, Интернете,
обращаются за помощью
к специалистам.
Анализируют,
дискутируют,
предлагают выбор
модели –аналога.
Составляют
алгоритм
действий,
распределяют
о б я з а н н о с т и
и
поручения.
Привлекают детей к
достижению
намеченного плана по
заранее разработанному
алгоритму. Реализуют
основные совместные
действия (экскурсия,
поход в библиотеку,
чтение литературы,
разучивание,
рассматривание,
сравнение, согласование,
экспериментирование,
приобретение,
оформление,
изготовление, беседы,
обсуждения и т.д).
Проводят
совместные
и
индивидуальные
репетиции.
Организуют
совместный
п о и с к
и н ф о р м а ц и и .
Задают вопросы взрослым
и
самостоятельно
ищут
ответы.
Отстаивают
свои
позиции
в
дискуссии,
принимают
поручения,
договариваются с другими
участниками
проектирования
Участвуют в экскурсии,
походе в библиотеку,
чтении литературы,
беседах, обсуждениях.
Готовят сюрпризы,
обращаются за помощью
тогда, когда невозможно
сделать самостоятельно
что-либо.
Отбирает
нужный
материал,
продумывает
НОД,
рекомендует
и с п о л ь з о в ат ь
в
презентации
игровой материал с
целью
активного
участия
контингента
группы
С о в м е с т н о
с
семьёй
отсматривает
готовящуюся
презентацию,
согласовывает
с
членами семьи
предстоящие
действия и игровые
моменты НОД.
В
обусловленный
срок
у ч а с т в у ю т
в
представлении
Наряду
со
взро слыми
у ч а с т в у ю т
в
представлении
Проводит НОД
с использованием
детско-
(участниками
проекта
и
г о с т я м и )
п р о д у к т а
проектной деятельности.
(участниками
проекта
и
г о с т я м и )
п р о д у к т а
проектной
деятельности
на равных.
родительских
пре зент аций
п о
лексической теме.
Рефлексив
ный
(апрель)
Задают
вопросы:
Что
получилось? Получилось
ли
то,
что
хотелось?
Узнали ли мы что-нибудь
новое? Что нас удивило
и
порадовало?
Что
нам
понравилось
больше
в с е г о ?
Ч т о
н у ж н о
изменить
в
следующий
раз?
Отвечают
на
вопросы
и
задают
их.
Намечают
т е м ы
с л е д у ю щ и х
проектов.
О т в е ч а е т
н а
вопросы
и
задаёт
их. Намечает темы
следующих
проектов. Подводит
итоги и
награждение
участников
проекта.
Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым
на
логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным планом.
Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».
1.Как я отдыхал со своей семьёй.
2.Расскажу о папе (маме).
3.Мой режим дня.
4.Как появились первые машины?
5.Мои питомцы.
6.Море и его обитатели.
7.Города России.
8.Флаги стран мира.
9.Другая тема.
Промежуточные результаты (в конце февраля)
Дети, участвующие в проектной деятельности:
учатся
контролировать
своё
звукопроизношение,
накапливают
активный и пассивный словарь, стремятся правильно строить разговор
с собеседником при отборе материала и в рассказе-монологе перед
детской
аудиторией.
Созданная
презентация
(подбор
слайдов,
активизация словаря) является наглядной моделью, опорой рассказа
ребёнка;
проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким
образом можно узнать);
способны
общаться
в
детском
коллективе
по
поводу
обсуждения
совместного плана действий;
воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но
и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Родители,
принимающие
участие
в
проектной
деятельности
дошкольного учреждения:
налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с
коллективом родителей и детей группы;
получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок
в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
смогли реализовать свои творческие способности.
Педагог, использующий в своей деятельности проектный метод:
осуществляет поисковую педагогическую деятельность;
развивает умение гибко подходить к планированию с учётом интересов
и запросов детей.
Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию
в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и
родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в
речевом развитии ребёнка.
Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с
уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в
работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями,
вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском
саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к
своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном
сотрудничестве
с
родителями,
можно
ставить творческие
цели,
которые
будут успешно реализованы.
Отдалённые результаты (в конце апреля)
Проанализировав, эффективность своего взаимодействия родителями
пришла к следующим выводам.
Активная работа по взаимодействию логопеда с родителями способствовала
созданию
для детей: положительной динамики речевого развития (улучшение
звукопроизношения, совершенствование монологической и диалогической
речи), успешной социальной адаптации в ДОУ и семье;
для родителей: повышение уровня знаний родителей в области
развития речи; положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и
желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи
детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время (перед школой);
для педагогов: индивидуальный подход к каждому ребёнку;
положительный психологический климат педагогов между логопедом и
воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворённость собственной деятельностью; качественно
организованная система повышения квалификации; учёт положительной
динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
Выводы.
Работа над проектом «Расскажи о мире» позволяет органично сочетать
воздействие на речевое развитие ребенка с ОНР в дошкольном учреждении и
в семье, обеспечить эффективность работы учителя-логопеда.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры
и просвещении родителей. Современным родителям не интересны
назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения
(консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем,
развивали дух плодотворного сотрудничества. Успех сотрудничества во
многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее
оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребёнка. Чтобы родители стали проявлять
больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они
видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к
делам детского сада, встречали доброе отношение.
В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их
педагогических ценностей необходимо помогать им грамотно организовывать
процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей
воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению
педагогической литературы. Создание единого пространства речевого
развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут
осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в
неведении относительно своих планов и намерений.
Литература.
1.
Арнаутова
Е.П.
Основы
сотрудничества
педагога
с
семьей
дошкольника М.: Педагогика, 1993.
2.
Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика –
Синтез, 2010.
3.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.
Приложение.
В Приложении даны 5 презентаций, созданных родителями и их детьми под
руководством учителя-логопеда, и фотоматериалы с НОД, где звучал рассказ
ребёнка, была показана презентация.