Напоминание

Модельный урок "Сочинение ЕГЭ"


Автор: Макарова Рада Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им. С.А.Новгородова"
Населённый пункт: с. Чурапча Чурапчинского района
Наименование материала: Описание урока
Тема: Модельный урок "Сочинение ЕГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




Модельный урок « Сочинение- рецензия».

Цель урока: Создать модель рецензии.

Задачи:

1.

Повторить признаки текста.

2.

Включить критерии оценивания в модель рецензии.

3.

Систематизировать знания и умения по написанию сочинения- рецензии.

Оборудование: Слайды, фрагмент телесериала, наглядные схемы, рисунки.

Опережающее

задание:

подготовить

устное

сообщение

о

современных

телесериалах(одному уч-ся), подготовить объяснение критериев оценивания

рецензии (группам аналитиков и критиков).

1.Целеустановка: Здравствуйте! Сегодня тема нашего урока: Сочинение- рецензия.

На уроке будем систематизировать наши знания и умения написания рецензии.

В конце урока у нас должна получиться модель сочинения- рецензии, которая вам

будет помогать на экзамене. Все вы знаете, что рецензия это самое сложное задание ЕГЭ.

Поэтому надо тщательно готовиться.

2. Показ фрагмента телесериала. (любого бандитского)

- Сейчас давайте посмотрим кое- что.

- Что мы сейчас посмотрели? Вам это понравилось? Очень жестокие сцены да? А

ведь это не только мы, но и маленькие дети смотрят.

- Вы, наверное, догадались, что этот фрагмент связан с нашей рецензией.

3. Сообщение ученика о телесериалах.

4. Чтение текста.

5. Анализ текста.

- Теперь приступим к анализу текста. Давайте определим тему текста. Что такое

тема текста? (в тексте намечена тема бандитизма в телесериалах и в жизни).

- Какие типы речи существуют? К какому типу речи относится наш текст?

(рассуждение). Почему вы так считаете? Докажите. Какую мысль доказывает автор?

(обилие

телесериалов

о

бандитах,

которые

оказывают

негативное

влияние

на

подрастающее поколение).

Умозаключение Тезис – доказательство – вывод.

- Теперь давайте определим стиль текста. Какой это стиль? Докажите. (потому что

это статья на нравственно- этическую тему. Задача автора- сообщить информацию так,

чтобы воздействовать на читателей. Высказывание взволнованное, страстное, яркое,

призывное. Употребляются книжные и разговорные слова: записались в бандиты,

отморозки. Слова в переносном значении: попадешь на канал, записались в бандиты ).

Работа в группах

Этап по 6 шляпам критического мышления версии Сендерса. Работают в группах.

Группам раздаются шляпы и задания к ним.

1

шляпа-

красная:

эмоциональное

восприятие

текста,

непосредственная

читательская реакция.

2 шляпа- белая: изложение фактов, описаний.

3 шляпа- черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не

хватает, что плохо).

4 шляпа- желтая: аполегитическая (положительное в тексте).

5 шляпа- синяя: аналитическая, поисковая.

6 шляпа- зеленая: изобретательская, творческая.

1 шляпа- красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская

реакция.

-Чем вам понравился текст? – Убедителен ли он? – Понятным ли языком он написан? Как

вы можете охарактеризовать речь автора (богатство речи: что он использует: эпитеты,

сравнения, олицетворения, лексические повторы…) – Что нового открыли для себя? К

чему призывает автор?

2 шляпа- белая: изложение фактов, описаний. – Какие факты излагает автор? (1,2,3…

факт). – Что описывает? О чем рассказывает?

3 шляпа- черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает,

что плохо ). – Как вы думаете какой информации не хватает в тексте? – В каких местах

автор не убедителен? Чего не хватает в тексте? Что вам не понравилось?

4 шляпа- желтая: аполегитическая (положительное в тексте).

5 шляпа- синяя: аналитическая, поисковая.

6 шляпа- зеленая: изобретательская, творческая.

6. Разбор критериев. Работа в группах.

- Перед тем как приступить к созданию модели рецензии, давайте разберем

критерии. Вам было дано по группам домашнее задание: дать объяснение критериям.

Ваша задача- объяснить друг другу критерии. Первая группа у нас аналитики, вторая

критики. Аналитики даете объяснение критериям 1,2. Критики- критериям 3,4.

К1.

В

любом

тексте

содержится

проблема.

Это

может

быть

проблема

взаимоотношения между людьми, человека и природы и.т.д. Проблема- это то, что

волнует автора. И мы должны прочитать текст и сформулировать ее.

К2. Здесь мы должны прокомментировать проблему текста. К какой категории

относится проблема? Актуальна ли она среди основных проблем современности? Что

делает ее актуальной? Традиционна эта проблема или нова? Какие точки зрения

существуют по данной проблеме? Как удалось автору привлечь внимание читателя к этой

проблеме?

К3. Позиция автора- это взгляд автора на проблему. Для того, чтобы определить

авторскую позицию мы выявляем основную мысль микротем и делаем обобщение .

Также авторская позиция может быть выражена через модальный план текста:

Риторические вопросы

Риторические восклицания

Порядок слов

Лексические повторы

Оценочную лексику

Модальные слова и частицы

К4. По этому критерию мы должны написать свое мнение. Можно согласиться с

автором

или

нет.

Без

оценочных

слов,

помогающих

передать

впечатление

от

прочитанного, ваша позиция не считается сформированной. Можно использовать

следующие

выражения:

«

с

удовольствием

прочитал…»,

«

Нельзя

остаться

равнодушным…», «Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…»

Собственное

мнение обязательно должны подтвердить аргументами из читательского или жизненного

опыта. Аргументами могут служить:

Ссылки на передачи ТВ, радио, кинофильмы

Свидетельства очевидцев

Собственные наблюдения и выводы

Положения официальных документов

Различные общественные законы

Народная мудрость

Статистические данные

7. Создание модели.

- Мы разобрали критерии, объяснили их друг другу. Их наличие обязательно в

рецензии. Сейчас давайте приступим к созданию нашей модели. Что нам нужно сделать в

первую очередь? (прочитать текст, написать вступление).

- Каким у нас будет вступление? С каких слов начнем?

(Вступление может быть написано в форме ряда риторических вопросов,

созвучных теме (идее, проблеме текста).

- Какой наш следующий шаг?

(Формулировка проблемы).

- Мы с вами знаем, что такое проблема текста, знаем, что существуют вечные и

актуальные проблемы. Например, проблема счастья это какая проблема? Проблема

экологии?

- Сейчас давайте определим проблему текста. Выявим основную мысль микротем.

1. Избыток телесериалов про жизнь бандюков.

2. Подрастающее поколение учится уму- разуму у героев телесериалов.

3. Оправдание поведения бандитов.

4. Наше «светлое будущее» после этих телесериалов.

- Теперь сформулируйте проблему. (проблема заключается в том, что идеализация

бандитов в фильмах порождает бандитизм в реальной жизни. Подрастающее поколение

подражает сериальным героям).

- Что мы должны дальше написать? (Комментарий к сформулированной проблеме).

Как мы это делаем? ( Пишем о важности, серьезности проблемы, о причинах ее

возникновения, о возможных решениях. Даем ответы на вопросы: К какой категории

относится проблема? Актуальна ли она среди основных проблем современности? Что

делает ее актуальной? Традиционна эта проблема или нова? Какие точки зрения

существуют по данной проблеме? Как удалось автору привлечь внимание читателя к этой

проблеме?)

-Какой

наш

следующий

шаг?

(Определяем

позицию

автора).

- Вам знакомы эти Знаки? Что они означают? (спираль- скрытая позиция автора,

прямая линия- прямая позиция автора). Какая у автора в этом тексте позиция прямая или

скрытая? Что он хочет сказать? (Автор призывает нас к борьбе со злом в телесериалах и в

жизни. Иначе говорит он «не доживем до светлого будущего»).

Собственное мнение.

- Что мы должны теперь написать?

+

-

1

1

2

2

- А что означают эти знаки? (свои аргументы) Вы согласны с мнением автора?

Тогда что вы делаете? (приводим аргументы из читательского или жизненного опыта). По

данному тексту аргументами могут служить (аргументы из жизненного опыта):

Ссылки на передачи ТВ, радио, кинофильмы

Свидетельства очевидцев

Собственные наблюдения и выводы

Различные общественные законы.

- Когда вы приводите аргументы из читательского опыта вы также можете

привести примеры из зарубежной литературы.

Концовка.

-Что у нас дальше идет? (концовка). Любой текст должен быть законченным.

- Вот мы почти закончили нашу модель, осталось только зафиксировать.

8. Игра «Найди лишнее слово».

- До этого мы немного отдохнем, поиграем. Игра называется «Найди лишнее

слово». Я вам читаю слова, а вы должны найти среди них лишнее слово. 1 задание

выполняют аналитики. (Слайд).

1. Проблема, тема, основная мысль, строфа, вступление.

2. Метафора, сравнение, анализ, литота, эпитет, олицетворение.

3. Стиль, тип, предложения, автор, гипербола, композиция.

4. Сюжет, герой, эпиграф, рецензия, писатель, критик.

5.

Научный,

художественный,

деловой,

публицистический,

жаргонный,

разговорный.

6. Описание, рассуждение, комментирование, повествование.

7. Вступление, концовка, сочинение, кульминация.

Итоги игры.

9. Создание модели рецензии (коллективно). (Слайд)

Рецензия

7 Концовка

6 Аргументы

5 Собственное мнение

4 Позиция автора

3 Комментарий к проблеме

2 Формулировка проблемы

1 Вступление (в виде пирамиды).

10. Инструктаж по ДЗ: Написать рецензию на текст Андреева по модели.

11. Рефлексия:

- Что нового сегодня узнали? Как оцениваете работу аналитиков? (критиков). Свою

работу?

12. Обобщение учителя. Выставление оценок.

В 2017 году я выпустила брошюру по технологии «Проблемного диалога». В данном

пособии содержатся вопросы по содержанию произведений писателей 19 века для

создания проблемного диалога на уроках. Пособие предназначено для учителей в

помощь для использования на уроках литературы по технологии0



В раздел образования




Яндекс.Метрика