Напоминание

"Использование физминутки, как элемента здоровьесберегающей технологии на занятиях фортепиано"


Автор: Косаченко Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образование
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ "На Ленской"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Использование физминутки, как элемента здоровьесберегающей технологии на занятиях фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование физминутки, как элемента здоровьесберегающей

технологии на занятиях фортепиано по программе «Ансамбль в классе

фортепиано»

Автор: педагог д/о Косаченко Т.Н.

Здоровье – главная ценность не только каждого человека, но и всего

общества. Современная жизнь предъявляет высокие требования к человеку и

его здоровью, так как крепкое здоровье помогает успешно решать основные

жизненные задачи, выполнять поставленные планы, преодолевать трудности.

Исходя из этого, проблема здоровья детей встает особенно остро, так как

состояние

здоровья

подрастающего

поколения

является

показателем

благополучия общества, отражающим не только ситуацию на сегодня, но и

дающий прогноз на будущее.

Поэтому, перед педагогами дополнительного

образования стоят новые задачи, которые включают в себя не только

формирование предметных знаний и развития личности ребёнка, но

требующие приобщения детей к здоровому образу жизни с целью сохранения

и приумножения своего здоровья. Безусловно, каждый родитель понимает,

что

дополнительное

музыкальное

образование

помогает

развить

индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие способности

ребенка и привить навыки, необходимые в жизни, но одним из главных

аргументов

родителей

отказа

от

занятий

музыкой

может

стать

дополнительная нагрузка для ребёнка, ведь он должен проводить часть

свободного времени за инструментом. Как организовать обучение на

фортепиано так, чтобы оно было интересным, познавательным, вызывало

положительные эмоции и не смотря на дополнительную нагрузку не

приносило

ущерб

здоровью?

Давно

известно,

что

занятия

музыкой

положительно воздействует на психику помогают при многих соматических

заболеваниях,

но

традиционные, однообразные уроки на фортепиано

утомляют

учащихся,

вызывает

эмоциональный

дискомфорт

снижают

мотивацию к обучению. Поэтому возникает необходимость в подборе и

внедрении

здоровьесберегающих

технологий

при

обучение

игре

на

фортепиано.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации

и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса,

реализации образовательных программ на основе всестороннего учета

индивидуального

здоровья

учащихся,

особенностей

их

возрастного,

психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение

и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -

обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной

жизни.

Таким образом, задача педагога создать условия для сохранения

здоровья детей, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить

здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, которые:

снижают уровень тревожности учащихся;

«переключают» работу левого полушария ответственного за рациональное

мышление на правое, отвечающего за образное мышление;

обеспечивают эмоциональный подъём;

облегчают процесс запоминания нотного материала;

формируют познавательный интерес к учёбе.

С этой целью на занятиях фортепиано необходимо использовать

важный

элемент

здоровьесберегающей

технологии

-

физминутки.

Физминутка – это небольшой комплекс упражнений, проводимый в игровой

форме для снятия мышечной усталости и восстановления работоспособности

детей. Физминутка нужна на каждом занятии, как минутка, направленная на

снятие

усталости,

напряжения,

на

восстановление

умственной

работоспособности.

В комплекс физминуток на занятиях фортепиано входят простые,

доступные

упражнения,

которые

не

требуют

сложной

координации

(упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для

кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку,

дыхательную гимнастику). Физминутки можно разделить на группы, каждая

группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие

усталости. Исходя из опыта работы можно отметить, что на занятиях по

фортепиано физминутки используются не только для на снятие усталости

глаз, спины, шеи, расслабления рук, переключения внимания, но и носят

обучающий характер, т.к тесно связаны мышцами задействованными во

время игры.

В начале обучения игре на фортепиано все дети, в большей или меньшей

степени,

обладают

скованностью,

напряжённостью

пианистических

движений, зажатостью плеча, кистей рук, пальцев. В связи с этим, требуется

комплекс упражнений для освобождения игрового аппарата, снятия зажимов,

развития мелкой моторики и координации движений. Данные упражнения

направлены на:

1.

Упражнения для крупных мышц плечевого пояса

2.

Упражнения на организацию пианистических движений пальцев, руки

3.

Упражнения для глаз

1. Упражнения для крупных мышц плечевого пояса

При выполнении этих упражнений происходит снижение напряжения,

расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, а так же

воздействие на верхние и нижние отделы легких, обогащение их кислородом.

«ВЕТРЕННАЯ МЕЛЬНИЦА»

«Эта мельница

Большая, ветряная

Машет крыльями,

Усталости не зная».

Руки и тело свободные. Вращательные, круговые движения свободными

руками вперед и назад, попеременно правой и левой рукой и вместе.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Пальцы обеих рук соединить так, будто в руках держите маленький шарик, и

постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики

разводятся в стороны. На «выдох» шарик надувается, на «вдох» сдувается.

«ОДУВАНЧИК»

«Держит девочка в руке (руки перед собой)

Облачко на стебельке (раздвигаем в стороны, рисуем воздушное облачко,

следим глазами)

Стоит дунуть на него (дуем поочерёдно на одну и вторую руку)

И не будет ничего» (показываем, как улетает облачко)

«ДЫМ»

«Из трубы дым, выполз худым, (вращательных движений кисти)

Вверх полетел – вмиг растолстел, (поднимаем руки вверх)

В тучу попал – сразу пропал» (изображаем тучу, далее опускаем свободные

руки )

2.

Упражнения на организацию пианистических движений пальцев,

руки

Во время игры на инструменте, ребёнок нередко напрягает руки, в итоги

мелкие мышцы кисти устают и требуют расслабления.

«ПАРАШЮТ» (упражнение за инструментом)

«Ты под куполом летишь,

С высоты на всё глядишь.

Смелый ты парашютист.

В своем деле ты солист!»

Кисть висит, как «парашютик», медленно опускается на клавиатуру, запястье

провисает в «ямку» и затем рука, выходит из клавиатуры в «парашютик» с

последующим перелётом по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой

поочередно.

«ПЯТЬ БРАТЬЕВ»

Первому – Ивану-большаку – дрова рубить

Второму – Ваське-указке – воду носить

Третьему – Мишке-серёдке – печку топить

Четвёртому – Тришке-сиротке – кашу варить

А пятому – крошке-Тимошке – песни петь,

Песни петь и плясать, родных братьев потешать

Кисть округлая, пальчики правой и левой руки соединены «домиком».

Пальчики поочерёдно «здороваются» друг с другом.

«КУРОЧКА»

Упражнения за столом (произносится текст и отстукивается пальчиками

цифровка)

«Вышла курочка гулять, л.р.1-1-4-4-3-3-4-1-1-4-4-3-3-4

Свежей травки пощипать, пр.р. 11-2-3-4-4-1-1-2-3-4-4

А за ней ребятки – л.р.1-1-4-4-3-3-4-1-1-4-4-3-3-4

Жёлтые цыплятки»

пр.р. 11-2-3-4-4-1-1-2-3-4-4

3.

Упражнения для глаз

После работы с нотным текстом, очень важно обратиться к гимнастике для

глаз, помогающей снять напряжение и улучшить глазное кровообращение.

Набор упражнений включает простые действия как зажмуривание, частое

моргание, лёгкий массаж век, чередование взгляда вдаль, в близь, зрительное

вырисовывание восьмёрки. Каждое упражнение повторять 5-10 раз.

«ПРИЯТНЫЙ СОН»

Сидя на стуле, ребёнок закрывает глаза и «засыпает» по счёт от 1 до 10, а на

обратный счёт «просыпается», открывает глаза. В итоге отдыхают не только

глаза, но и расслабляется весь корпус.

Так, использование физминутки помогает сделать занятие более легким

и радостным, это не займет много времени, но принесет несомненную

пользу. Физминутка должна проводится в светлом, чистом, хорошо

проветренном

помещении

с

эмоционально-положительным

тоном,

продолжительностью не более 2-3 минут каждая, вызывать у детей

ощущение психологического комфорта.

Таким образом, можно отметить, что приоритетным направлением

сохранения и укрепления здоровья детей на занятиях фортепиано является

системное использование разнообразных элементов здоровьесберегающей

технологии сочетающее с основными формами и методами обучения игре на

фортепиано.

Приложение

1.Упражнения для крупных мышц плечевого пояса

2. Упражнения на организацию пианистических движений пальцев,

руки

3.Упражнения для глаз



В раздел образования




Яндекс.Метрика