Автор: Ведерникова Любовь Ивановна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 120"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Времена года"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120»
Конспект игрового занятия
с детьми подготовительной к школе группы,
имеющими нарушения зрения
на тему «Времена года»
(по произведениям С.А.Есенина)
Ведерникова Л.И.
учитель - дефектолог
(тифлопедагог)
г. Рязань
2021г
Цель: помочь детям с нарушением зрения проявить интерес к поэзии
земляка С.А.Есенина.
Задачи:
продолжать формировать заинтересованность и положительное
отношение к поиску, анализу сезонных явлений через поэзию С.Есенина;
продолжать
учить
делать
перенос
с
микропространства
на
макропространство;
упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и
различия;
активизировать
зрительные
функции
различения,
фиксации,
прослеживания, локализации;
воспитывать у детей интерес к поэзии С.Есенина и желание
изучать его произведения.
Средства коррекции:
демонстрационные:
- план группы;
- иллюстрации о зиме;
- иллюстрация о весне;
- конверт и портрет С.А.Есенина;
- книга со стихами С.А.Есенина;
- емкость с водой;
индивидуальные:
- силуэты листочков от разных деревьев;
- пазлы на тему «Весна».
Предварительная работа:
- рассматривание портрета С. Есенина;
- чтение стихотворений: «Белая береза», «Черемуха»;
- рассматривание пособия «Поэт нашего времени (Изд.ООО «Ритак»,
г.Рязань, 2005г.)
Ход игры - занятия
Педагог подзывает к себе детей.
- Я хочу предложить вам увлекательное путешествие во времена года. Но
путешествие не простое, а квест. Квест предполагает определительный поиск и
выполнение заданий.
Мы будем искать порядок выполнения заданий, используя план группы.
При выполнении последнего задания вы узнаете фамилию поэта, с помощью
произведений которого мы можем пройти квест.
Итак, ищем цифру 1.
Дети находят в группе место, отмеченное в плане цифрой 1 и конверт,
в котором есть иллюстрации на тему «Зима».
Педагог читает отрывок из стихотворения
С.Есенина «Поет зима –
аукает…»
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с ревем бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злиться все сильней.
Вопросы детям:
- О каком времени года написал автор в этом стихотворении?
- По каким строкам вы догадались об этом?
- Зачем птицы прижимаются друг к другу поплотней?
- Как вам кажется, какое настроение было у поэта при написании этих
строк?
Педагог предлагает детям среди нескольких иллюстраций о зиме
подобрать ту, которая больше всего подходит к этим строкам. Дети должны
объяснить свой выбор.
Педагог предлагает детям найти место в группе, которое отмечено
цифрой 2 и послушать отрывок из стихотворения «Черемуха»
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Вопросы к детям:
- О каком времени года автор пишет в этом отрывке?
- По каким фразам вы догадались?
- Как вы понимаете слова: «на солнышке горит», «волна гремучая»?
- Какой период весны описывает поэт?
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети из отдельных иллюстрационных фрагментов выкладывают на
мольберте картинку, отображающую содержание стихотворения.
- Продолжение увлекательного путешествия нас ждет в том месте,
которое отмечено цифрой 3. (Дети находят в группе место, отмеченное в плане
цифрой 3)
Педагог читает отрывок стихотворения.
«…Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Вопросы детям:
- Вы догадались, о каком времени года эти строки?
- Какие слова вам об этом говорят?
- Как вы представляете себе голубые накрапы? Зеленые лапы? Птичьи
гомон?
- А вы знаете что такое - плетень?
- Я знаю народную игру, которая называется «Плетень».
Подвижная игра «Плетень». Педагог объясняет правила игры.
Дети делятся на две команды и встают напротив друг друга, сцепив руки
в виде плетня.
Медленным шагом дети идут навстречу друг другу и говорят слова;
Тень – тень – потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Потом расцепляют руки и бегают врассыпную. На звуковой сигнал дети
сплетаются опять в два плетня. Чей «плетень» быстрее соберется, то та команда
детей выигрывает. Игра проводится 2 раза.
Далее дети определяют место в группе, которое обозначено в плане
цифрой 4. Педагог читает отрывок из стихотворения:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Дети отгадывают по содержанию стихотворение время года, описанное в
этих строках.
Дидактическое упражнение «Осенние листочки».
Педагог предлагает взять по одному листочку положить в емкость с
водой, подуть на них и понаблюдать за передвижением листьев от потока
воздуха.
- Мы выполнили все задания. Совершить путешествие нам помогли
стихи нашего земляка С.А.Есенина. (Педагог обращает внимание детей на
портрет С.Есенина). Он родился в селе Константиново, которое расположено
на высоком берегу реки Оки. Он в своих стихах сумел «открыть» красоту
родной природы. Мы - гордимся нашим земляком.
Я думаю, что вам захочется узнать и о других произведениях С.Есенина.
У него есть стихи для детей. Например, «Сказка о пастушонке Пете». Я хочу
прочитать вам начало этой сказки.
«Пастушонку Пете
Трудно жить на свете:
Тонкой хворостинкой
Управлять скотиной.
Если бы корова
Понимала слово,
То жилось бы Пете
Лучше нет на свете.
Но коровы в спуске
На траве у леса,
Говоря по-русски,
Смыслят не бельмеса.
Им бы лишь мычалось
Да трава качалась, -
Трудно жить на свете
Пастушонку Пете.
А вот что было дальше, вы сможете узнать, если вместе с родителями
дочитаете это произведение до конца. И вы поделитесь своими впечатлениями.