Автор: Прокофьева Татьяна Иавновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР детский сад № 6"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР
Тема: Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «ЦРР Детский сад № 6» г. Энгельса Саратовской области.
Сообщение из опыта работы:
тема: «Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с
ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».
Учитель – логопед:
Прокофьева Татьяна Ивановна
г. Энгельс
15.12.2021
Особенности овладения навыками связной речи
(пересказом) у детей с ТНР.
Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР.
Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся
сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются
трудности программирования содержания развернутых высказываний и их
языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды
рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения,
смысловые пропуски, искажения, выраженная ситуативность и
фрагментарность. Дети не всегда полностью понимают смысл прочитанного,
добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются
в выборе необходимого слова. Пересказ не соответствует содержанию и
структуре оригинала. Низкий уровень употребляемой фразовой речи.
Творческий пересказ детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают
серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении
последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания
подменяется пересказом знакомого текста. Развернутые смысловые
высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием
четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на
внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные
взаимоотношения действующих лиц. Пересказ-описание для детей
малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных
предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными лишь
отвечать на вопросы.
Таким образом, овладение связной речью (пересказом) детьми с тяжёлыми
нарушениями речи имеет свои особенности: дошкольники значительно отстают
от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи.
Развернутые смысловые высказывания детей с ТНР отличаются отсутствием
четкости, последовательности изложения,
отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на
причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Сказки играют огромную роль в обучении пересказу дошкольников с ТНР.
В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение
сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического
творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное
произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой
на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы».
Сказку знают все: «от мала до велика», на ее содержании происходит
воспитание подрастающего человека. С дошкольного возраста мы стараемся
активно закладывать у ребенка основу нравственного сознания и обращаемся к
опыту многих поколений людей за ответом на вечные вопросы о добре и зле,
истине и вечных ценностях бытия. Своим содержанием сказка развивает
творческий потенциал, креативность. Благодаря сказке совершается процесс
познания окружающего мира. Он оживает для нас в новых образах,
ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное в историю ментальностей.
Осмысляя сюжеты творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях,
мыслях героев, живущих на страницах сказки. Мы формируем определенное
мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Образы героев
приглашают нас принять участие в процессе самопознания. С помощью сказки
мы начинаем думать глобальными общечеловеческими масштабами, принимая
и используя опыт многих поколений. Сказка как путеводная звезда ведет нас
через толщи веков, интегрируя в культуру. Восприятие сказочных коллизий
помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека.
Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы
воплощения сказок, историй, притч. Это очень доступно ребенку. При слове
«волшебство», «волшебное» сразу возникает интерес, восторг. Причина такой
реакции – особая положительная мотивирующая семантика народного и
авторского творчества. Сказка
представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится не
только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и
моделировать ситуации их изменения, подвергая анализу личную активность
через самоанализ в контексте сказочного сюжета. В сказке реализуется научный
синтез различных психотерапевтических техник. Их все органично объединяет
единое сказочное повествование. Происходит своеобразная терапия средой,
особой сказочной обстановкой.
Включение сказки в занятия с детьми помогает решить многие задачи в
коррекционной работе с детьми, с ее помощью мы активизируем процессы
мышления, улучшаем мелкую моторику пальцев рук и речевого аппарата, мы
улучшаем общие движения тела, а также совершенствуем эмоционально-
волевые процессы.
Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую
двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности
повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и
координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение,
увеличивают работоспособность детей.
Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового
внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно
изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в
звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к
концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и
совершенствовать волевые качества.
В каждой предлагаемой логопедом сказке, как правило, присутствуют или
специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на
расслабление с фиксацией внимания на дыхании.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко
чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным
эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды
на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность
улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику,
мимику, речь.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление,
освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные
глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети
становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и
окружающему миру.
Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это
образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во
время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над
автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.
Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги,
влияют на развитие связной монологической речи.