Авторы: Фанфора Наталья Михайловна, Макарьева Лилия Гейбатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Васильевка
Населённый пункт: с. Васильевка
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"
Тема: "Формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРИНЯТО
методическим объединением
начальных классов
Протокол № 1 от
«30» августа 2021 года
Председатель МО «Малыш»
____________/Макарьева Л.Г./
УТВЕРЖДАЮ
к использованию в
образовательном учреждении
«30» августа 2021 года
директор ГБОУ СОШ с.
Васильевка _______________/
С.В.Хопова/
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ВАСИЛЬЕВКА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.А.НИКОНОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
1-4 классы
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения;
- в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле
собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил
правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
- признавать свои плохие поступки;
- объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им
эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;
- положительно относиться к школе, проявлять внимание, интерес, желание больше
узнать; освоить роль «хорошего ученика»;
- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с
удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.
Метапредметными результатами
является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
В области регулятивных УУД учащиеся смогут:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и
одноклассниками;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и
одноклассниками;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного
способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
- высказывать свое предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи;
- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться
отличать верно выполненное задание от неверного;
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы;
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий,
состоящих из нескольких операций;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
В области познавательных УУД учащиеся смогут:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в
способе действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
-
понимать
необходимость
дополнительной
информации
для
решения
задач
с
неопределенными условиями (задачи - «ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), решать задачи;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей, находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей.
В области коммуникативных УУД учащиеся смогут:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе дискуссии или
групповой работы;
- работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять
различные роли в группе.
Содержание
II класс (34ч)
Арифметический материал (9ч)
Ведется работа с текстовыми задачами, с нумерацией чисел в пределах 100. Выполнение
упражнений по формированию понятий арифметические действия (сложение и вычитание),
решение числовых выражений.
Геометрический материал (4ч)
Учащиеся знакомятся с основами теории множеств и такими понятиями, как объединение,
пересечение событий и дополнительное событие. Закрепляются знания геометрических фигур.
Занимательные задачи (10ч)
Знакомство с необычными занимательными задачами, развивающими память, внимание,
мышление и т.д.
Логические задания (8ч)
Решение логических задач, развивающих логическое мышление.
Математические диктанты (3ч)
Проверка и закрепление полученных знаний за весь курс 2 класса по математике.
III класс (34ч)
Изученные темы в третьем классе продолжают рассматриваться в "концентре", с
постепенным нарастанием сложности. Путем увеличения объектов задачи, отношений между
ними и т.д.
Арифметический материал (9ч)
Ведется работа по определению, является ли квадрат магическим, преобразованию его в
магический, подставлению пропущенных чисел, нахождению числовых закономерностей.
Продолжается работа с текстовыми задачами, с нумерацией чисел в пределах 1000. Выполнение
упражнений по формированию понятий арифметические действия (умножение и деление),
решение числовых выражений
Геометрический материал (4ч)
Ведется работа по построению или перестроению фигур с помощью спичек.
Алгебраический материал (3ч)
Работа с числовыми и буквенными выражениями, их составлением, преобразованиями.
Логические задачи (8ч)
Ознакомление со способами решения определенных логических задач.
Занимательные задачи (8ч)
Решение необычных занимательных задач, развивающих память, внимание, мышление и
т.д.
Вводится работа над задачами Гаусса – нахождение сумм определенного числового
отрезка. Например, то 1-100; с ребусами (цифровые, числовые). Учащиеся знакомятся с
принципами делимости чисел на 2,3,…,9.
Математические диктанты (2ч)
Проверка и закрепление полученных знаний за весь курс 3 класса по математике.
IV класс (34ч)
Арифметический материал (7ч)
Продолжается работа с текстовыми задачами, с задачами на пропорциональные величины,
задачи на движение (алгебраический и арифметический способы), с нумерацией чисел в
пределах 1000000.
Геометрический материал (5ч)
На данном этапе закрепляются основные представления и специфика геометрических
задач (задачи на нахождение площади и периметра фигур)
Алгебраический материал (3ч)
Продолжается работа
с числовыми и буквенными выражениями, их составлением,
преобразованиями, работа с дробями.
Комбинации чисел (2ч)
На данном этапе осуществляется решение задач, используя составление уравнений.
Логические задачи (10ч)
Помимо
изложенного
выше
данный
курс
предусматривает
способы
решения
нестандартных задач: способ подбора, с помощью чертежа, решения с конца задачи и т.д.
Занимательные задачи (5ч)
Решение необычных занимательных задач, развивающих память, внимание, мышление и
т.д.
Математические диктанты (2ч)
Проверка и закрепление полученных знаний за весь курс 4 класса по математике.
Кроме того, данным курсом предусмотрено наличие резервного времени, в ходе которого
повторяются изученные за три года темы.
Тематическое планирование
2 класс
№
Тематика занятия
Арифметический материал
1
Игры с числами и предметами.
(«Весёлый счёт», «Составим поезд», «Математическая рыбалка» и другие)
2
Математические ребусы.
3
Головоломки.
4
Задачи, развивающие кругозор.
5
Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации).
Раздел «Геометрический материал»
6
Учимся чертить.
7
Угадай-ки весёлого Карандаша.
8
Множество и его элементы.
Раздел «Занимательные задачи»
9
Задачи в стихах (Задачи – шутки, задачи – игры, шарады).
10
Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания.
11
Математические сказки и загадки.
12
Задания развивающего характера. Развитие памяти и внимания.
13
Кроссворды.
Раздел «Логические задания»
14
1. Математическое соревнование. Думай, считай, отгадывай.
15
2. Логические задачи. Задачи в картинках.
Раздел «Математические диктанты»
16
1. Эта занимательная математика.
17
2. Математическое соревнование (математическая карусель).
3 класс
№
Тематика занятия
Раздел «Арифметический материал»
1
Магические квадраты.
2
Числовые закономерности.
3
Головоломки.
4
Задачи, развивающие кругозор.
5
Математические ребусы.
Раздел «Геометрический материал
6
Способы задания множеств.
7
Задачи со спичками.
8
Задачи с геометрическими фигурами.
Раздел «Алгебраический материал»
9
Числовые выражения.
10
Буквенные выражения.
Раздел «Логические задания»
11
Задачи в картинках.
12
Думай, считай, отгадывай.
13
Логические задачи.
14
Математическая ловушка.
Раздел «Занимательные задачи
15
Ребусы с цифрами, числами.
16
Делимость чисел. Кроссворды.
17
Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел.
4 класс
№
Тематика занятия
1
Задачи, развивающие кругозор.
2
Задачи на движение.
3
Решение составных задач.
4
Решение задач с пропорциональными данными
5
Задачи на нахождение периметра.
6
Задачи на нахождение площади.
7
Построение и сравнение геометрических фигур.
8
Задачи на движение.
9
Дроби
10
Числовые и буквенные выражения.
11
Уравнение с проверкой.
12
Уравнения с двумя неизвестными.
13
Комбинации чисел.
14
Чашечные весы. Размен монет.
15
Переливание. Задачи с часами Обводим линии.
16
Математические раскраски
17
Задачи - смекалки