Автор: Шмаргун Владимир Петрович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Погарская СОШ №1
Населённый пункт: Брянская область. Погарский район, пгт Погар
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: рабочая программа для 8 класса
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю.
Директор МБОУ Погарская СОШ №1
________ К.П.Грибановская
приказ №______ от ___. ____.
2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии в 8(а,б,в)классе
Разработчик: Шмаргун Владимир Петрович
Принято решением педагогического совета МБОУ Погарская СОШ №1
протокол № __ от __.__. 2020__ г.
Согласовано
с заместителем директора по УВР МБОУ Погарская СОШ№1
Храмковой Е М.__________
____. ____.
2020__г.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___ от ___.___. 2020__ г.
Руководитель МО _________ Зиновкин Ю.И.
2020__ - 2021__ учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
освоения обучающимися предмета «Технология» в основной
школе:
•
проявление
познавательной
активности
в
области
предметной
технологической
деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных
потребностей;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в
различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
•
становление
самоопределения
в
выбранной
сфере
будущей
профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к
рациональному ведению домашнего хозяйства;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и
эффективной социализации;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной
школе:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
изделий и продуктов;
•
виртуальное
и
натурное
моделирование
технических
объектов,
продуктов
и
технологических процессов;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-
технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими
её участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение
общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических
задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в
технологических процессах;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения техни-
ческой, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в
процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и
аргументации рациональности деятельности;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
• владение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими
культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
• подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов,
ограничений;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов
труда;
• выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с
учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчёт себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на
рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
•
оценивание
своей
способности
к
труду
в
конкретной
предметной
деятельности,
предпринимательской деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
• направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах
полной
средней
школы
или
будущей
профессии
в
учреждениях
начального
профессионального или среднего специального образования;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств, труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов
труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного
объекта или результата труда;
• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и
элементов научной организации труда;
• художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
• участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести
красоту в домашний быт;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
в коммуникативной сфере:
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
• устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
• удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в
группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и
учителями;
• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
• аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для
оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
овладение устной и письменной речью;
• построение монологических контекстных высказываний;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических
операций;
• соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Технология»
используется
УМК:
Учебник
индустриальной
технологии
8класс
А.Т.Тищенко,
А.Д.Симоненко-М.:Вента-Граф, 2015
На изучение предмета отводится 1 час в неделю (34часа в год)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс
№
раздела
Подразделы и темы
Количество
час
подраздел
Количество
час
тема
Введение
1
1
1
Технологии домашнего хозяйства
10
- эстетика и экология жилища
2
- бюджет семьи
4
- технологии ремонта элементов систем
водоснабжения и канализации
4
2
Электротехника
12
- бытовые электроприборы
4
- электромонтажные и сборочные технологии»
4
- электротехнические устройства с элементами
автоматики
4
3
Современное производство и
профессиональное самоопределение
4
- сферы производства и разделение труда
2
- профессиональное образование и
профессиональная карьера»
2
4
Технологии исследовательской и
опытнической деятельности
7
- исследовательская и созидательная
деятельность
7
Итого
34
34
Содержание тем учебного предмета
Раздел Введение 1 час
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе.
Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-
гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения
предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными
средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8 класса, библиотечка кабинета.
Электронные средства обучения.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (10ч).
Теоретические сведения Характеристика основных элементов систем энергоснабжения,
теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах.
Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Практические работы Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в
помещении.Ознакомление с системой фильтрации воды.
Теоретические сведения Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы
выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности.
Потребительская корзина одного человека и семьи. Технология построения семейного
бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе
актуальных потребностей семьи. Технология совершения покупок. Потребительские
качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты
прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей
предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного
объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей
местного населения и рынка потребительских товаров.
Практические работы. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи.
Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов
семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации
расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор
способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам
потребителей. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности:
обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Теоретические сведения.Системы жизнеобеспечения: отопление, водоснабжение,
электричество, газоснабжение, пожарная безопасность, вентиляция, информационные
коммуникации. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система
канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Водопровод и канализация:
типичные неисправности и простейший ремонт. Способы монтажа кранов, вентилей и
смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами
и приспособлениями для санитарно-технических работ. Утилизация сточных вод системы
водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Практические работы. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в
школе и дома. Изучение конструкции типового смывного бачка (на учебном стенде).
Изучение сифона. Изучение элементов вентиляции, пожарной сигнализации, электрической
сети. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами
(на лабораторном стенде)
Раздел: Электротехника
(12ч)
Теоретические сведения Применение электрической энергии в промышленности, на
транспорте и в быту. Электроосветительные и электронагревательные приборы, их
безопасная эксплуатация. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему
напряжению. Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической
энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных
энергосберегающих ламп. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах
эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых
холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасного пользования
бытовыми электроприборами.
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды
источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения
на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме.
Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений
установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с
электроустановками, при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей.
Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмников электрической
энергии. Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости
электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых
приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии. Понятие о
преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков
(механические, контактные, реостат), биметаллические реле. Понятие об автоматическом
контроле и о регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы
автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств
автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и
здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении
электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и
обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи
из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при
различных вариантах её сборки. Электромонтажные работы: ознакомление с видами
электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнений по
механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов. Изготовление
удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в простых электрических цепях.
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с
использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка и испытание модели
автоматической сигнализации (из деталей электроконструктора). Оценка допустимой
суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной
(домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света
различных ламп.
Раздел: Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч)
Теоретические сведения Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий
сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его
конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда. Классификация
профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.
Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика
профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности.
Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.
Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального
образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику
профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и
обучения там. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Здоровье и выбор профессии.
Практические работы. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному
справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для
региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.
Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения
профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение
планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической
подготовки к предполагаемой профессии.
Раздел: Технологии исследовательской и опытнической деятельности (7ч).
Теоретические сведения Проектирование как сфера профессиональной деятельности.
Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка
проекта.Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов
будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-
спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия.
Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в
соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка
стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение
информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов
решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации.
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка
идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта. Выполнение
проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение
презентации с помощью ПК.
Варианты объектов труда.
Творческие проекты, например: разработка плаката по
электробезопасности; «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом
будущего», «Мой профессиональный выбор» и др.
Тематический план уроков технологии учащихся 8-х классов.
№
урок
а
Дата проведения
Количество
часов
По плану
факт
Наименование разделов и тем
8а
Вводное занятие 1 час
1
Правила внутреннего распорядка. Цель и задачи
изучения предмета.
1
Технология домашнего хозяйства 10 час
Тема «Эстетика и экология жилища» 2 час
2
Характеристика основных элементов систем
энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода
и канализации в городском и сельском (дачном)
домах.
1
3
Современные системы фильтрации воды.
Система безопасности жилища.
1
Тема «Бюджет семьи» 4 час
4
Источники семейных доходов и бюджет семьи.
Способы выявления потребностей семьи.
1
5
Технология построения семейного бюджета. До
ходы и расходы семьи.
1
6
Технология совершения покупок.
1
7
Технология ведения бизнеса.
1
-
Тема«Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации 4 час
8
Схемы горячего и холодного водоснабжения в
многоэтажном доме. Система канализации в
доме.
1
9
Водопровод и канализация: типичные
неисправности и простейший ремонт. Способы
монтажа кранов, вентилей и смесителей.
1
10
Устройство сливных бачков различных типов.
Приёмы работы с инструментами и
приспособлениями для санитарно-технических
работ.
1
11
Утилизация сточных вод системы водоснабжения
и канализации. Экологические проблемы,
связанные с их утилизацией
1
Электротехника 12 час
Тема «Бытовые электроприборы» 4 час
12
Применение электрической энергии в
промышленности, на транспорте и в быту.
1
13
Характеристики бытовых приборов по их
мощности и рабочему напряжению.
1
14
.
Технические характеристики ламп накаливания
и люминесцентных энергосберегающих ламп.
1
15
Общие сведения о бытовых микроволновых
печах, об их устройстве и о правилах
эксплуатации.
1
Тема «Электромонтажные и сборочые технологии» 4 час
16
Общее понятие об электрическом токе, о силе
тока, напряжении и сопротивлении.
1
17
Понятие об электрической цепи и её
принципиальной схеме.
1
18
Приёмы монтажа и соединений установочных
проводов и установочных изделий.
1
19
Профессии, связанные с выполнением
электромонтажныхи наладочных работ.
1
Тема «Электротехнические устройства с элементами автоматики» 4 час
20
Принципы работы и способы подключения
плавких и автоматических предохранителей.
1
21
Работа счётчика электрической энергии. Способы
определения расхода и стоимости электрической
энергии. Пути экономии электрической энергии.
1
22
Понятие об автоматическом контроле и о
регулировании. Виды и назначение
автоматических устройств.
1
23
Влияние электротехнических и электронных
приборов на окружающую среду и здоровье
человека. Правила безопасной работы с
электроприборами
1
Раздел 3 « Современное производство и профессиональное
самоопределение (4 ч)
Тема «Сферы производства и разделение труда» 2 час
24
Сферы и отрасли современного производства.
Основные составляющие производства.
1
25
Влияние техники и технологий на виды,
содержание и уровень квалификации труда.
1
Тема «Профессиональное образование и профес сиональная карьера» 2 час
26
Роль профессии в жизни человека. Региональный
рынок труда и его конъюнктура.
1
27
Источники получения информации о профессиях,
путях и об уровнях профессионального
образования. Возможности построения карьеры в
профессиональной деятельности
1
Раздел 4 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
(7 ч)
Тема«Исследовательская и созидательная деятельность» 7 час
28
Понятие о творческой проектной деятельности,
индивидуальных и коллективных творческих
проектах.
1
29
Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе.
Составные части годового творческого проекта
восьмиклассников
1
30
. Этапы выполнения проекта
1
31
Определение затрат на изготовление проектного
изделия.
1
32
Испытания проектных изделий.
1
33
Подготовка презентации творческого проекта
1
34
Подготовка пояснительной записки и доклада
для защиты творческого проекта
1
ИТОГО: 34 часа