Автор: Горлова Галина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Суздальский индустриально-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка студентов к демонстрационному экзамену по компетенции "Бухгалтерский учёт"
Раздел: среднее профессиональное
Подготовка студентов к демонстрационному экзамену
по компетенции «Бухгалтерский учёт»
Демонстрационный
экзамен
–
это
процедура,
позволяющая
обучающимся
в
условиях,
приближённым
к
производственным,
продемонстрировать
освоенные
профессиональные
компетенции,
демонстрационный
экзамен
выступает
критерием
оценки
качества
подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
Выпускники,
сдавая
демонстрационный
экзамен,
получают
возможность
подтвердить
свою
квалификацию
в
соответствии
с
международными стандартами.
Вопрос о том, как подготовить обучающихся к демонстрационному
экзамену
становится
наиболее
актуальным
в
системе
среднего
профессионального образования.
Представление о будущей профессии формируется у студентов
специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» с 1 курса
как о едином комплексе знаний, умений и компетенций.
На учебных занятиях постоянно учитывается связь учебных дисциплин
и профессиональных модулей с профессией, подчёркивается их значимость
для профессии.
По
общепрофессиональным
дисциплинам
и
профессиональным
модулям преподавателями колледжа разработаны практикоориентированные
задания для выполнения практических работ.
С учётом профессиональной направленности студенты специальности
вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, принимают
участие в экономических конференциях, тематических классных часах, в
различных конкурсах и олимпиадах профессиональной направленности.
В результате у студентов повышается предметно-профессиональная
компетентность, а это в свою очередь помогает студентам овладеть общими
компетенциями: понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, организовать собственную деятельность, принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность,
осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой для выполнения профессиональных задач.
Участие
студентов
в
мероприятиях,
их
маленькие
победы,
способствуют тому, что дальнейшее участие обучающихся в соревнованиях,
конкурсах, олимпиадах, экзаменах более высокого уровня становится для
них привычным делом.
Студент становится психологически готов работать в команде,
эффективно общаться с коллегами, с руководством, брать ответственность за
работу членов команды, за результат выполнения заданий, ориентироваться в
условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для
некоторых
студентов
сдача
экзамена
является
мощным
психологическим
испытанием.
Студенты
переживают
очень
сильное
потрясение, страх перед возможным провалом и даже хорошо владея
профессиональными навыками, могут плохо сдать экзамен по причине
большого волнения, нервозности. Любой экзамен-это стресс и человеческий
фактор имеет место быть.
Известно, что одна из причин, мешающих тревожным обучающимся
результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени
сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы
последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить
цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен сделать
это во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты
сможешь справиться с этим заданием».
Небольшим и простым приемом саморегуляции эмоционального
состояния может послужить способ «сосчитать до десяти, прежде чем начать
действовать».
К трудностям, с которыми пришлось столкнуться при проведении
демонстрационного экзамена можно отнести: исходные данные являлись
закрытой частью задания, предъявлялись участникам в день проведения ДЭ;
объёмные задания, очень сложные; участникам экзамена не хватило времени,
чтобы выполнить все задания.
В 2021 году демонстрационный экзамен по компетенции
R41
«Бухгалтерский учёт» в нашем колледже прошёл в рамках государственной
итоговой аттестации. Все выпускники успешно прошли этот этап итоговых
испытаний
и
получили
документ,
подтверждающий
уровень
профессиональных
компетенций
в
соответствии
со
стандартами
Ворлдскиллс Россия – паспорт компетенций (Skills Passport).
В этом учебном году усилена подготовка студентов по использованию
информационных
технологий
в
профессиональной
деятельности.
Практические работы по ПМ.04 МДК 04.02 Анализ финансовой отчётности
студенты выполняют и делают все расчёты с помощью табличного
процессора Excel. По всем остальным профессиональным модулям часть
практических работ по темам, задействованным на ДЭ, выполняются с
использованием программы автоматизации бухгалтерского учёта 1С. В
рабочий учебный план введена дисциплина «Автоматизированные системы
ведения бухгалтерского учёта», на которой студенты более углубленно
изучают работу в программе 1С: Предприятие. Все учебные практики
проводятся
в
компьютерных
классах,
студенты
выполняют
практикоориентированные
задания
в
программе
1С.
Для
студентов
организованы
дополнительные
курсы
«Оператор
ЭВМ
со
знанием
программы 1С Бухгалтерия.