Напоминание

Развитие графомоторных навыков, как средство профилактики дисграфии у старших дошкольников с ОНР


Автор: Рыжкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 53 "Топтыжка"
Населённый пункт: Рубцовск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие графомоторных навыков, как средство профилактики дисграфии у старших дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие графомоторных навыков, как средство профилактики

дисграфии у старших дошкольников с ОНР

Графомоторные

навыки

складываются

из

таких

важнейших

компонентов как моторика руки и координация движений, зрительно-

моторная координация и пространственные представления, а также все виды

рисования.

Очень важно понимать, что графомоторные навыки формируются

постепенно.

Их

развитие

представляет

собой

довольно

сложный

физиологический, психологический и педагогический процесс. Необходимо

помогать

ребёнку

в

развитии

графомоторной

деятельности

уже

в

дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным, а также мы

можем увидеть возникающие трудности и вовремя предотвратить будущие

ошибки.

Также следует отметить, что ОНР является препятствием на пути

формирования графомоторных навыков у дошкольников. В отличие от детей

с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в

овладении этим важным для учебной деятельности процессом. Но при

своевременном

выявлении

графомоторной

недостаточности

и

при

проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы,

у детей с ОНР наблюдаются значительные улучшения. Поэтому очень важно

начинать коррекционную работу уже в дошкольном возрасте, так как мы

можем увидеть и предотвратить возникновение ошибок на письме.

Трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как

результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности

мозговых систем; функциональной недостаточности и средовых условий.

Овладение письмом – это сложный процесс, обеспечивающийся множеством

структурных

звеньев.

Формирование

предпосылок

письменной

речи,

функционального базиса письма завершается примерно к 6 - 7 летнему

возрасту. Предрасположенность к дисграфии формируется в период раннего

развития ребенка. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма,

проявляющееся

в

стойких,

повторяющихся

ошибках,

обусловленных

несформированностью высших психических функций, участвующих в

процессе письма. Вследствие действия неблагоприятных факторов у ребенка

возникает нарушение или отставание в формировании как элементарных

психических процессов таких как моторики, графомоторные координации,

звуковой

анализ

и

синтеза,

так

и

высших

психических

функций.

Формирование

графомоторных

навыком

может

стать

средством

профилактики дисграфии у старших дошкольников с ОНР.

Задачи

формирования

графомоторных

навыков

у

старших

дошкольников с ОНР:

1.

Развитие мелкой моторики;

2.

Развитие зрительно – моторной координации;

3.

Развитие зрительного восприятия;

4.

Развитие зрительного внимания;

5.

Развитие пространственных представлений;

6.

Формирование графических навыков.

Комплекс заданий по формированию графомоторных навыков у

старших дошкольников с ОНР можно разделить на три блока в соответствии

с компонентами данного навыка.

1 блок направлен на развитие мелкой моторики и включает следующие

задания:

Пальчиковая гимнастика;

Массаж рук колючим мячом и самомассаж;

Переключение движений правой – левой рук (кулак – ладонь, кулак –

ребро – ладонь);

Складывание различных фигур из спичек;

Собирание разрезных картин;

«Пальчиковые загадки».

2 блок направлен на развитие зрительно – моторной координации и

пространственных представлений:

Задания на развитие навыка прослеживания глазами за действиями

руки (задания с лабиринтами);

Зеркальное рисование;

Дорисовывание изображений;

«Дорожки»;

Соединение пронумерованных точек;

Упражнения на развитие зрительного восприятия («Что изменилось?»,

«Найди

отличия»,

«Наложенные

изображения»,

«Спрятанные

изображения» и т.д.);

Упражнения для укрепления работы мышц глаз;

Графомоторные игры и упражнения;

Упражнения с использованием трафаретов;

Упражнения на определение правых и левых частей тела;

Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

Задания на ориентировку на листе бумаги, плоскости;

Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3

блок

включает

упражнения,

направленные

на

развитие

и

формирование графических навыков:

Штриховка в разных направлениях;

Обведи рисунок по пунктиру;

Срисовывание

по

клеткам,

дорисовывание

части

рисунка,

недостающих деталей;

Рисование по памяти;

Раскраски с заданием.

Задания первого блока на развитие мелкой моторики, такие как

пальчиковая

гимнастика,

самомассаж,

переключение

движений

рекомендуется начинать выполнять в медленном темпе, далее его нужно

постепенно ускорять и увеличивать количество повторений. При этом

необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения упражнений,

не допускать содружественных движений и нарушения пространственной

ориентации. Также данные занятия оказывают общеукрепляющий эффект на

мышцы

кистей

и

пальцев

рук,

повышают

тонус,

эластичность,

сократительную способность мышц, восстанавливают работоспособность.

Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы,

которые,

достигая

коры

головного

мозга,

оказывают

тонизирующее

воздействие на центральную нервную систему.

Задания второго блока на развитие зрительно – моторной координации

и

пространственных

представлений

имеют

определенную

последовательность. С первого занятия в работу включается гимнастика для

укрепления работы мышц глаз, которая способствует развитию двигательных

способностей глаз, активизации кровообращения в области глаз и мозга,

улучшению координации движений глаз и головы, повышению устойчивости

вестибулярных реакций, тренировке мышц глаз. Данная гимнастика помогает

снять умственную и зрительную утомляемость. В занятия включаются игры

«наложенные изображения», «спрятанные изображения», «найди отличия»,

«что

изменилось?»,

которые

направлены

на

развитие

зрительного

восприятия. Эти задания необходимо включать, так как недостаточное

развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании

пространственного ориентирования. Точность и действенность зрительного

восприятия,

сохранение

зрительного

образа

в

памяти

определяют

эффективность формирования навыков письма. Каждое занятие обязательно

должно включать упражнения на пространственную ориентацию. Первыми

включаются задания на ориентировку ребенка в собственном теле, далее в

пространстве по отношению к предметам и на ориентацию на плоскости,

листе бумаги.

Также используются различные графомоторные игры и

упражнения, которые являются хорошим средством развития зрительно –

моторной координации. Например, такие упражнения, как «обведи по

точкам», «соединение пронумерованных точек», «трафареты» и «лабиринт»

формируют навык прослеживания глазами за действиями руки. Упражнение

«дорожки» помогает сформировать умение вести различные линии, не

касаясь заданных краев. При включении данного упражнения важно

соблюдать определенную последовательность: в первую очередь прямые

линии, затем кривые и после ломаные линии.

Задания третьего блока направлены на формирование и развитие

графических навыков, они также включаются в каждое занятие. Для

формирования тонко координированных графических движений детям

предлагаются штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и

амплитудой движения руки, что позволяет учить регуляции размаха

рисовального движения от большого к меньшему и наоборот, обводить

рисунок по контуру, дорисовывать изображения, рисовать по клеткам.



В раздел образования




Яндекс.Метрика