Напоминание

Закрытые травмы


Автор: Дагирова Людмила Петровна
Должность: преподаватель хирургии
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П. Аскерханова
Населённый пункт: Республика Дагестан г. Махачкала
Наименование материала: УМК
Тема: Закрытые травмы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«ДАГЕСТАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Р.П. АСКЕРХАНОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

тема:

ЗАКРЫТЫЕ ТРАВМЫ

Дисциплина: Диагностика заболеваний хирургического профиля

Специальность:

31.02.01. «Лечебное Дело»

Составитель: Преп. хирургии

Л.П. Дагирова

Махачкала 2020

Согласовано

Методист

М.З. Гамзатова

Аннотация

Данная Методическая разработка «Закрытые травмы», составлена в

соответствии с Федеральным Государственным образовательным

стандартом III поколения для специальности «Лечебное дело».

В Методической разработке подробно освещены понятия травмы,

травматологии, травматизма. Подробно описаны причины, диагностика,

клинические проявления таких закрытых повреждений как ушибы,

растяжения, разрывы, переломы, вывихи.

Методическая разработка рекомендована для использования

преподавателями на практических занятиях по хирургии при базовой

подготовке студентов по специальности

«

Лечебное дело

»

.

Автор – составитель: Л.П. Дагирова

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии Хирургии

Протокол № 6

7 марта 2018 г.

Председатель ЦМК

А.М. Мудуева

3

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Хронокарта занятия 4

2.

Тема занятия 5

3.

Целевая установка 5

4.

Место проведения занятия 5

5.

Оснащение занятия (дидактическая база) 6

6.

Содержание занятия 7

7.

Вопросы для фронтального опроса по предыдущей теме 7

8.

Лекционный материал

8

9.

Тесты

18

10.

Ситуационная задача

26

11.

Обобщение

32

12.

Рекомендуемая литература 32

4

ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

2 часа – 90 мин

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть: Проверка санитарного состояния

аудитории и внешнего вида студентов; регистрация

отсутствующих (Студенты готовятся к занятию)

2 мин

2

Актуализация познавательной деятельности: Преподаватель

сообщает тему, информирует цели занятия, задачи и пути их

решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий,

системой выставления оценок (Студенты слушают, записывают в

тетради тему и цели занятия) – 3 минуты.

3 мин

3

Фронтальный опрос по предыдущей теме Преподаватель

демонстрирует вопросы с помощью ТСО, корректирует, дополняет

ответы (Студенты читают на экране вопросы, отвечают с места)

10 мин

4

Изложение нового материала: Преподаватель излагает новый

материал с помощью ТСО, (Студенты слушают, конспектируют в

тетради) презентация

40 мин

5

Самостоятельная работа: студенты решают кроссворд. Затем

проводят самоконтроль

10 мин

6

Оценка знаний студентов. Закрепление нового материала,

коррекция полученных знаний. Заключительный контроль

методом тестирования. Преподаватель выводит на экран вопросы

тестирования. Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Письменно фиксируют ответы в бланке. После решения проводят

самоконтроль. Сдают преподавателю)

15мин

7

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Оценивается работа

группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются активные студенты, (студенты анализируют свою

работу)

8 мин

8

Задание на дом. преподаватель сообщает домашнее задание по

учебнику

2 мин

5

Тема:

ЗАКРЫТЫЕ ТРАВМЫ

Форма организации учебного процесса

Теоретическое занятие

Цели занятия:

1. Учебная: Ознакомить студента с понятиями – травма, травматология,

травматизм. Также ознакомить с такими повреждениями как перелом, вывих,

ушиб, растяжение. Диагностикой и клиникой этих травм. Осложнениями,

которые могут возникнуть в результате этих травм.

Задачи занятия:

1.

Воспитательная:

усвоить значение своевременного и правильного

оказания помощи больному при различных неотложных состояниях,

соблюдения деонтологических принципов по отношению к больному;

формирование у студентов чувства ответственности, внимательного

отношения к больному.

2.

Методическая: определить степень усвоения материала, данного на

предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,

применять полученные знания на практике.

Место проведения занятия:

Лекционный кабинет ДБМК

Время, отведенное на изложение и усвоение темы:

2 часа – 90 мин.

6

К концу теоретического занятия

Студент должен знать:

1.

Определение понятий травма, травматизм, перелом, вывих, ушиб;

2.

Понятие об инструментальных методах диагностики в травматологии;

3.

Причины и признаки ушибов, растяжений, разрывов;

4.

Причины и признаки переломов, вывихов;

5.

Классификация переломов, вывихов;

6.

Осложнения , которые могут возникнуть при вывихах, переломах

7.

Рентгенологические признаки переломов, вывихов.

Оснащение занятия:

1.

Аппаратура для показа слайд – лекций.

2.

Лекция – презентация: «Травматология. Диагностика».

3.

Видеофильм: «Закрытые травмы».

4.

Папка с вопросами для фронтального опроса по предыдущей и новой

темам.

5.

Папка с задачами по данной теме.

6.

Курс лекций по предмету «Диагностика в хирургии».

7

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Организационная часть

Проверяется готовность аудитории и студентов к занятию, соответствие

внешнего

вида

требованиям,

наличие

лекционных

тетрадей,

затем

проводится перекличка студентов для выявления отсутствующих.

Контроль знаний

1.

Фронтальный опрос по предыдущей теме – 5 мин

2.

Изложение нового материала: презентация – 60 мин

3.

Закрепление нового материала: тестовый контроль – 10 мин

4.

Оценка знаний студентов – 5 мин

Вопросы для фронтального опроса по предыдущей теме

Цель: определить базовый уровень знаний по предыдущей теме –

Диагностика в онкологии:

1.

Определение онкологии

2.

Характеристика доброкачественных опухолей

3.

Характеристика злокачественных опухолей

4.

Синдром малых признаков

5.

Предраковые заболевания

6.

Инструментальные методы в диагностики в онкологии

7.

Лабораторные методы в диагностики в онкологии

8.

Ранние признаки РМЖ

9.

Ранние признаки рака желудка

8

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Травматология. Закрытые механические травмы

Понятие о травме, травматизме

Травматология - наука о повреждениях человеческого тела, возни-

кающих под воздействием агрессивных внешних факторов, нарушающих

целостность и функцию организма.

Травматология — раздел медицины, изучающий воздействие на

организм человека различных травмирующих воздействий, последствия

травм, методы их лечения.

Травма — одномоментное воздействие внешнего фактора, вы-

зывающее местные анатомические и функциональные нарушения в тканях,

сопровождающиеся общими реакциями организма. Изменения,

происходящие в организме человека под воздействием механического

фактора, являются предметом изучения современной травматологии. Она

включает травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА). Рядом с

травматологией стоит ортопедия.

Травматизм - совокупность травм, повторяющихся при определенных

обстоятельствах.

у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени.

Различают следующие типы травматизма:

1.

промышленный,

2.

сельскохозяйственный,

3.

бытовой,

4.

уличный, транспортный,

5.

спортивный и

6.

детский.

Причина травм — это воздействие различных внешних факторов:

механическая сила;

температура (высокая, низкая), электрический ток;

9

радиоактивное излучение;

химические вещества.

Травмы разделяют по многим признакам, но в основе классификации

лежит, прежде всего, деление травм на открытые и закрытые.

К закрытым относят те травмы, при которых сохраняется целостность

кожных покровов и слизистых оболочек.

Методы обследования в травматологии

Правильная и быстрая диагностика - залог успешного лечения.

Ориентировочный диагноз определяют по сведениям, которые сообщают о

месте происшествия очевидцы при вызове скорой помощи. Основой для

такого диагноза служат обстоятельства травмы, общее состояние

пострадавшего и явные повреждения, которые может выявить неспециалист.

Общий вид больного, его двигательная активность, психическое состояние

сразу же ориентируют врача в тяжести повреждения. Выяснение механизма

травмы и продолжительность посттравматического периода определяют

тактику обследования пострадавшего Хороший контакт с пострадавшим,

который четко локализует свои жалобы, значительно облегчает постановку

диагноза.

При нетяжелой травме осмотр начинают с области повреждения,

осторожно освобождают ее от одежды и обуви. Выявляют деформации,

гематомы, асимметрии конечностей, вынужденное положение, нарушения

функции, болевые зоны, отслойку кожи, разрыв мышц, сухожилий.

При расспросе пострадавшего необходимо выяснить механизм и силу

травмы, положение пациента в момент травмы, была ли травма прямой или

непрямой. Выявление пострадавших с определенным характером и тяжестью

травм имеет большое практическое значение. Автотравма, кататравма,

баротравма в настоящее время стали синонимами тяжелых множественных

повреждений - политравмы. При этом гибель пострадавших чаще связана с

10

асфиксией, острой кровопотерей, острым угнетением функций жизненно

важных органов (головного мозга, сердца).

Системный осмотр пострадавших проводят в определенном порядке:

голова, шея, грудь, живот, таз, позвоночник, конечности. Основными

приемами служат осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение

амплитуды движений в суставах, обзорная и локальная рентгенография

Инструментальные методы диагностики в травматологии

Рентгенодиагностика (в т.ч., рентгенография, рентгеноскопия);

Линейная томография;

Компьютерная томография;

Панорамная томография;

Панорамная зонография, МРТ;

УЗИ-диагностика;

Методы радионуклидной диагностики;

Инфракрасная термография;

Электромиография;

Лабораторные исследования.

К закрытым механическим повреждениям относятся

Ушибы, растяжения, разрывы, закрытые вывихи и переломы.

Ушибы — это повреждения тканей или органов без нарушения целостности

кожи под действием тупой травмы. Механизм травмы очень прост - либо

удар тупым предметом по телу, либо падение и удар о тупой предмет.

Клиническая картина зависит от силы удара и его локализации. Чаще

всего ушибы локализуются на верхних или нижних конечностях. Основными

симптомами при ушибах будет боль, припухлость тканей и кровоизлияния, а

также частичное нарушение функции. Внешне область ушиба выглядит как

опухолевидное образование, например, ушиб мягких тканей головы выглядит

11

как типичная «шишка». Из-за кровоизлияний в кожу область ушиба имеет

фиолетово-синий цвет, а в последующие дни, в результате постепенного

разложения пигмента, кровоподтеки приобретают зеленую и желтую

окраску.

При ушибе крупных нервов могут развиться шок, параличи и парезы.

Растяжение (дисторзия). Чаще всего растяжению подвергается связочный

аппарат в области суставов. Растяжение происходит при движениях,

превышающих физиологические возможности данного сустава, при этом

анатомическая непрерывность ткани не нарушается. Наиболее часто

происходит растяжение связок голеностопного сустава.

Растяжение связок и сухожилий — это частый вид спортивного

травматизма.

Основной жалобой пострадавших является боль и ограничение

движений в травмированном суставе. При осмотре выявляется отек.

Разрывы. В отличие от растяжения при разрыве происходит нару-

шение анатомической целости ткани: разрыв сухожильных волокон, мышц,

отрыв сухожилия от точки прикрепления к кости.

Разрывы могут быть полные или частичные.

Причиной разрыва тканей является сильное растяжение, прямое или

непрямое насилие. Этот вид травматического повреждения сопровождается

очень сильной болью и резким ограничением активных движений.

При полном разрыве связки возникает обширная гематома и избыточная

подвижность, выявляемая при определении пассивных движений.

Разрывы мышц могут происходить от сильного растяжения и пере-

напряжения. Например, при поднятии тяжестей наиболее часто происходит

разрыв мышц живота. В зоне разрыва ощущается сильная боль, за счет

гематомы определяется опухолевидное образование, отмечается снижение

или полное отсутствие функции данной мышцы.

12

Вывихи

Вывихом называется стойкое смещение суставных поверхностей костей,

образующих сустав, с выходом одной из них через разрыв капсулы из

полости сустава.

Классификация вывихов

I.

Приобретенные

1.

травматические

2.

патологические

1.

Травматические

a.

Полные

b.

Неполные

c.

Первичные

d.

Привычные

e.

Неосложненные

f.

Осложненные

II.Врожденные

При отсутствии соприкосновения суставных поверхностей костей

вывих называется полным, при наличии частичного соприкосновения —

неполным, или подвывихом.

Вывих — нарушение конгруэнтности (соразмерный,

соответствующий) суставных поверхностей костей, как с нарушением

целостности суставной капсулы, так и без нарушения, под действием

механических сил (травма) либо деструктивных процессов в суставе

Вывихи чаще происходят в результате механической травмы

(травматический вывих), сопровождающейся разрывом суставной сумки и

выхождением суставной головки кости из полости сустава в окружающие

ткани. Чаще всего наблюдаются вывихи плечевого, тазобедренного и

локтевого суставов.

13

Патологические вывихи встречаются при туберкулезном или си-

филитическом поражении суставов, при развитии опухолей или

остеомиелите.

Привычные вывихи возникают у больных, страдающих растяжением

связок и капсулы сустава. В результате разболтанности сустава, наличия

дефекта капсулы у этих больных после незначительной травмы или неловких

движений легко возникают вывихи. Привычные вывихи легко поддаются

вправлению.

Вывихи недельной и большей давности называются застарелыми и

вправлять их можно только оперативным путем.

Врожденные вывихи встречаются в тазобедренных суставах в

результате недостаточного или неправильного развития суставных

поверхностей во время внутриутробного развития плода. Врожденные

вывихи диагностируются на основании укорочения и смещения конечности,

нарушения движений в области сустава и данных рентгенографии.

Основными симптомами вывихов являются:

1.

сильная, внезапная боль в области сустава;

2.

отсутствие движения и деформация сустава;

3.

вынужденное положение конечности;

4.

симптом пружины или пружинящей фиксации.

Малейшие попытки изменения положения конечности усиливают боль.

Поэтому больной стремится удержать конечность в вынужденном

ненормальном положении. Отмечается деформация, изменение

конфигурации сустава. При пальпации удается определить суставную

впадину, вывихнутая головка кости пальпируется в необычном положении

вне сустава. Пассивные движения в суставе ограничены, резко болезненны и

носят пружинящий характер. В области сустава определяется отечность

тканей и спастическое сокращение мышц.

14

Диагноз вывиха подтверждается с помощью рентгеновского

обследования.

Переломы

Переломом называется полное нарушение целости кости, вызванное

насилием или патологическим процессом,

Перелом создает определенные опасности, выраженные в той или иной

степени в зависимости от локализации. При переломе возможно:

1)

повреждение осколками кости нервных стволов и развитие

параличей;

2)

повреждение крупных сосудов с развитием опасного

наружного кровотечения или образование не менее опасных внутрит-

каневых гематом;

3)

повреждение жизненно важных органов (мозг, легкие и т.д.);

4)

при открытых переломах может произойти инфицирование

места перелома и развитие остеомиелита.

Классификация переломов

Переломы делят на приобретенные и врожденные.

Врожденные переломы встречаются крайне редко и связаны с не-

совершенным остеогенезом — заболеванием, обусловленным наслед-

ственными генетическими факторами.

Приобретенные переломы делят на две большие группы:

травматические и патологические.

I.

Патологические переломы происходят в связи с нарушением

целостности кости каким-либо патологическим процессом (остеомие-

лит, опухоли, кисты, туберкулез). Опухоль или остеомиелитический

процесс могут полностью разрушить поперечное сечение кости. В этих

случаях достаточно небольшого усилия, например, поворота больного

15

в кровати, чтобы пораженный участок кости сломался и произошел

патологический перелом.

II.

Травматические переломы происходят в результате воздействия

механических сил, которые превышают прочность кости

Важное значение имеет деление переломов на открытые и

закрытые.

Открытыми называют переломы, сопровождающиеся нарушением

целости покровов (кожи или слизистых). Их выделяют особо, так как при

этих переломах резко возрастает опасность развития инфекций в месте

перелома. Открытые переломы, как правило, сопровождаются обширными

повреждениями мягких тканей, что осложняет процессы сращения костей.

Закрытыми переломами называют повреждения костей, при которых

барьером, исключающим возможность проникновения инфекции из внешней

среды в область перелома, является неповрежденный кожный покров.

По направлению линии повреждения переломы делят на:

1)

поперечные;

2)

косые;

3)

продольные;

4)

винтообразные;

5)

оскольчатые.

Различают также полные и неполные переломы.

Полными называют такие переломы, при которых линия перелома проходит

через всю кость, неполными, когда повреждается только часть кости, такое

неполное повреждение без смещения имеет характер трещины.

Полные переломы могут быть без смещения, в таких случаях по-

врежденные поверхности прилежат друг к другу. Характер смещения может

играть очень важную роль для последующего срастания, восстановления

функции, и от него зависит выбор метода лечения.

16

По клиническому течению и возможному исходу переломы делятся

на простые, комбинированные и осложненные.

Простые переломы дают хороший результат в плане функционального

восстановления. Осложнением перелома может быть сопутствующий

травматический неврит с развитием парезов и параличей, профузные

кровотечения и т.п. Комбинированная травма или комбинированные

повреждения - это те, при которых переломы сочетаются с повреждением

внутренних органов, например, перелом костей таза с разрывом кишки или

мочевого пузыря, или переломы могут сочетаться с ожогами.

Особенности в строении кости у детей (утолщенная надкостница)

обусловливают переломы, свойственные только детскому возрасту. К таким

относятся надломы или переломы по типу «зеленой ветки» а также

поднадкостничные переломы, когда сломанная кость остается покрытой

неповрежденной надкостницей Отломки в этих случаях смещаются

незначительно.

Клинические признаки переломов

Клинические явления, наблюдающиеся при переломах можно

разделить на местные и общие.

Местные признакам переломов

Местные признаки условно делят на относительные и абсолютные

признаки

Относительные:

Боль в момент травмы весьма интенсивная, вплоть до развития бо-

левого шока. Боли усиливаются при движении и уменьшаются в покое.

Отек и кровоизлияния в коже и подкожной клетчатке в области

перелома всегда возникают

Деформация места перелома за счет смещения костных отломков

Деформация в области перелома - один из ведущих симптомов

перелома, но этот симптом может и не быть вовсе, при так называемых

17

неполных переломах - трещинах или при переломах без смещения. А также

при поднадкостничных переломах, которые наблюдаются у детей.

Нарушение функции. Иногда он может быть слабо выражен, как,

например, при неполных переломах, или напротив;

Абсолютные;

1.

Патологическая подвижность (или ненормальная подвижность)

— это появление подвижности на протяжении кости (вне сустава) - ха-

рактерный признак перелома, который слабо выражен при переломе плоских

и коротких костей, но хорошо заметен при переломе длинных трубчатых

костей.

2.

Укорочение конечности при переломах чаще всего связанно со

смещением костных отломков и спастическим сокращением мышц.

Укорочение конечности определяется при сравнительном измерении

здоровой и пострадавшей конечности

3.

Крепитация возникает при трении костных отломков друг об

друга.

Но патологическую подвижность, также как и костный хруст (кре-

питацию), выявлять специально не следует, так как это ведет к допол-

нительной травме тканей и может вызвать жировую эмболию.

Рентгенологические признаки. Огромное значение для диагностики,

контроля репозиции и дальнейших процессов сращения имеет

рентгенография. Снимки костей при подозрении на перелом должны

делаться в 2 взаимно перпендикулярных плоскостях (в 2 проекциях). А у

детей, так как еще нет полного окостенения, необходимо делать для

сравнения снимки здоровой конечности.

Деление местных симптомов на абсолютные и относительные признаки

весьма условно. Для постановки диагноза важны все признаки, вся

совокупность симптомов, а также анамнез, указывающий на травму.

Общие признаки переломов

18

К общим проявлениям относятся

1.

шок, развивающийся в связи с сильными болями в области

перелома, и

2.

интоксикация, связанная с всасыванием продуктов распада

травмированных тканей.

19

Тесты по травматологии

Цель: Закрепление нового материала

Тестовые вопросы. Травмы.

1. Травма—это воздействие:

а)механического фактора;

б)физического фактора;

в)химического агента;

г)всех вышеперечисленных.

2.

Инфекционная травма—это

воздействие:

а)химического фактора;

б)биологического агента;

в)лучевое;

г)термическое.

3.

Комбустиология - это раздел хирургии,

изучающий:

а)инфекции;

б)травмы;

в)ожоги;

г)заболевания.

4.

Комбинированные повреждения - это:

а)сочетание механических травм внутренних

органов или скелета с немеханическими;

б)повреждение двух органов;

в)повреждение нескольких органов;

г)повреждение нескольких конечностей.

20

Тестовые вопросы. Вывихи.

1.

Травматический вывих -это:

а)неполное смещение суставных поверхностей

костей по отношению друг к другу;

б)полное смещение суставных поверхностей костей

по отношению друг к другу;

в)нарушение целостности кости;

г)нарушение целостности связочного аппарата.

2.

Свежие вывихи - это вывихи давностью

до:

а)з дней;

б)з недель;

в)5 дней;

г)2 недель.

3.

Несвежие вывихи -это вывихи

давностью до:

а)з дней;

б)5 дней;

в)2 месяцев;

г)з недель.

4.

Застарелые вывихи -это вывихи

давностью:

а)до з недель;

б)боле 2 недель;

в)более з недель;

г)более 5 месяцев.

21

5.

Наиболее частой причиной

невправляемости вывиха является:

а)низкая квалификация врача;

б)интерпозиция мягких тканей;

в)давность вывиха до з дней;

г)отказ больного от вправления.

6.

Наиболее частыми привычными

бывают вывихи:

а)бедра;

б)нижней челюсти;

в)плеча;

г)предплечья.

Тестовые вопросы. Переломы.

1.

Перелом -это:

а)патологическое смещение суставных поверхностей

костей;

б)полное смещение суставных поверхностей костей;

в)нарушение целостности кости, вызванное физической

силой;

г)нарушение целостности кости, вызванное физическои

силой или патологическим процессом.

2.

Назовите наиболее частую причину

патологических переломов:

а)туберкулез костей;

б)сифилис костей;

в)опухоли костей;

г)хронический остеомиелит.

22

3.

При открытом переломе повреждаются:

а)кожные покровы;

б)кожные покровы или слизистые;

в)связки;

г)мышцы.

4.

В зависимости от линии повреждения

переломы бывают:

а)винтообразный;

б)диафизарный;

в)вдавленный;

г)дырчатый.

5.

В зависимости от локализации выделяют

перелом:

а)Т-бразный;

б)оскольчатый;

в)дивфизарный;

г)вколоченный.

6.

У детей чаще всего бывают переломы

луча:

а)диафизарный;

б)краевой;

в)оскольчатый;

г)по типу «зеленой веточки».

7.

Назовите симптомы внутрисуставного

перелома:

а)нарушение проведения звука по кости;

б)гемартроз;

в)патологическая подвижность.

23

8.

К

абсолютным

признакам

перелома

относятся:

а)нарушение функции конечности;

б)крепитация костных отломков;

в)наличие гематомы;

г)болезненность при нагрузке оси.

9.

В каких случаях для заживления

перелома необходим остеосинтез:

а)перелом диафиза большеберцовой кости без смещения;

б)перелом луча в типичном месте;

в)медиальный перелом шейки бедра.

ю.

Каковы

причины

формирования

контрактуры

Фолькмана?

а)образование ложного сустава;

б)чрезмерная по длительности иммобилизация;

в)нарушение кровоснабжения.

11.

Каков механизм перелома шейки бедра?

а)падение с высоты;

б)сдавление в поперечном направлении;

в)падении набок;

г)патологический процесс в костной ткани.

12.

Перечислите

традиционные

сроки

скелетного вытяжения:

а)3 -5 недель;

б)2—3 месяца.

24

13.

Использование

лангетно-

циркулярной гипсовой повязки при открытых

переломах при появлении отделяемого из раны:

а)показано;

б)противопоказано.

14.

Контрольная R-графия

впервые после наложения гипсовой

повязки осуществляется:

а)в первые сутки;

б)на 2-3 сутки;

в)на 6-8 сутки;

г)на 10-14 сутки.

15.

Подкожная

эмфизема

возникает

при

повреждении:

а)покровов грудной клетки;

б)париетальной плевры и легкого.

14- К непроизводственным относятся травма,

полученная;

а)по пути с работы;

б)на рабочем месте в нерабочее время;

в)при занятии физкультурой;

г)в рабочее время на рабочем месте.

15.

К открытым травмам относят:

а)баротравму;

б)врожденный перелом;

в)вывихи;

г)подкожную эмфизему;

25

д)экскориации.

16.

Предпосылкой для развития

травматической болезни является:

а)открытый перелом;

б)ушиб головы;

в)политравма;

г)сильное бактериальное загрязнение раны;

д)кровопотеря.

17.

Баротравма развивается в

результате:

а)погружения в воду;

б)пулевого ранения;

в)падения с высоты;

г)взрыва.

18.

Ведущим звеном в патогенезе

краш-синдроме является

а)миоглобинемия;

б)липидемия;

в)бактеримия.

19.

Травма, нанесённая во время

диагностических или лечебных процедур,

называется:

а)внутрибольничной;

б)нозокомиальной;

в)симультанной;

г)случайной;—

д)ятрогенной.

26

7- Возможность самовпраления бывают при:

а)свежем вывихе;

б)застарелом вывихе;

в)несвежем вывихе;

г)привычном вывихе.

8. Наиболее часто вывихи осложняются:

а)переломом кости;

б)повреждением магистрального сосуда;

в)повреждением нервов;

г)повреждением мышц.

д. Наиболее частым клиническим симптомом при

вывихе является:

а)изменение длины конечности;

б)«пружинящая фасция»;

в)сильная боль;

г)вынужденное положение конечности.

10.

Основным диагностическим

вспомогательным методом при вывихе бывают:

а)компьютерная томография;

б)пальпация;

в)рентгенография;

г)рентгенскопия.

11.

Основным методом лечения

вывиха является:

а)оперативное лечение;

б)наложение повязки;

в)вправление и последующая иммобилизация;

г)физиотерапевтическое лечение.

27

12.

Оперативному лечению подлежат

вывихи:

а)свежие;

б)несвежие;

в)закрытые;

г)привычные.

28

Ситуационные задачи

Задача 1

В фельдшерско-акушерский пункт доставили мужчину 42 лет, который

упал со строительной площадки. При этом он почувствовал резкую боль в

области левого бедра и ощущение хруста в ноге.

Объективно: состояние крайне тяжелое. Больной заторможен, бледен,

пульс 120 уд.в мин., АД 80/55 мм рт. ст., дыхание частое, 24 в мин.,

поверхностное. Осмотр бедра: отмечается деформация бедра в средней трети,

отечность, резкая локальная болезненность в месте деформации, движения

левой ногой резко ограничены. Легкое поколачивание по стопе отдается

болью в месте травмы.

Задания:

1.

Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.

Расскажите о дополнительных симптомах, необходимых для

уточнения диагноза и методике их выявления.

3.

Составьте план диагностических мероприятий в стационаре.

Эталон ответа

1.

Диагноз: закрытый травматический перелом левого бедра,

осложненный травматическим шоком II степени.

Данный диагноз подтверждается типичным анамнезом (падение с высоты,

резкая боль в бедре сразу после падения), объективными данными

(деформация, отек в средней трети бедра, локальная болезненность). Тяжесть

травмы подтверждается признаками развившегося травматического шока II

степени (АД 80/55 мм рт. ст., пульс 120 уд. мин., частота дыхательных

движений 24 в мин., бледность и заторможенность пострадавшего).

2.

Дополнительные данные для уточнения диагноза

29

Для уточнения диагноза возможно определение симптомов

патологической подвижности и крепитации отломков в месте перелома. Но

это недопустимо, т.к. вызовет дополнительную травматизацию сосудов, нер-

вов, мягких тканей, увеличение смещения отломков и усиление тяжести

травматического шока.

3.

Перелом бедра является одним из наиболее тяжелых повреждений

костей, сопровождающийся травматическим шоком и кровотечением вокруг

места перелома (800-1000 мл у взрослых), что требует неотложного оказания

доврачебной помощи и госпитализации в травматологический стационар.

3.

Диагностическая программа в стационаре:

1.Ro-графия бедра в 2-х проекциях;

2.Исключение повреждения внутренних органов (осмотр пострадавшего

хирургом);

Все манипуляции выполняются в перчатках.

Задача 2

В ФАП к фельдшеру доставлен мужчина 50 лет с жалобами на сильную боль

в области правого бедра, усиливающуюся при ходьбе.

Со слов пострадавшего, около часа назад получил сильный удар мешком

при разгрузке вагона.

Объективно: состояние удовлетворительное. Симптомов перелома бедра не

выявлено. На передней поверхности правого бедра обширный кровоподтек и

припухлость овальной формы. Отмечается увеличение окружности правого

бедра в средней и нижней трети на 4-5 см, по сравнению с левой нижней

конечностью, симптом зыбления при пальпации.

Задания

1.

Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.

Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

30

3.

Составьте набор хирургических инструментов для пункции гематомы.

Эталон ответа

1.

Диагноз: Ушиб мягких тканей передней поверхности правого бедра,

гематома.

Диагноз поставлен на основании:

а) данных анамнеза и жалоб на боль в правом бедре, усиливающуюся при

ходьбе.

б)

данных объективного исследования: кровоподтек, увеличения

объема поврежденного участка, при-

пухлость, симптом флюктуации.

2.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

а)

с целью гемостаза приподнять нижнюю конечность наложить

тугую давящую повязку на правое бед-

ро;

б) приложить холод на поражённый участок конечности для

профилактики усиления кровотечения;

в) ввести гемостатические препараты (10% раствор глюконата кальция 10

мл в/в, дицинон в/в);

г)

вызвать бригаду скорой медицинской помощи для доставки в

хирургический стационар ЦРБ с целью

уточнения диагноза и решения вопроса дальнейшей лечебной тактики;

д)

транспортировать пациента в положении лежа на носилках с

приподнятой поврежденной конечностью.

3.

Составление набора хирургических инструментов

для пункции гематомы.

31

Задача 3

Во время спортивной борьбы, после проведения приема, один из борцов

почувствовал острую боль в области левого плечевого сустава и надплечья,

невозможность движений в верхней конечности.

Объективно: пораженную конечность пострадавший придерживает

здоровой рукой, голова наклонена в сторону больного надплечья, визуально

плечевой сустав деформирован, целостность кожи не нарушена, при

пальпации головка плечевой кости определяется в подмышечной впадине.

Спортсмен стонет от боли.

Вы обслуживаете соревнования.

Задания

1.

Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.

Составьте алгоритм неотложной помощи пострадавшему,

аргументируйте свой ответ.

3.

Продемонстрируйте иммобилизацию конечности применительно к

данной ситуации (разными способами).

Эталон ответа

1.

Диагноз: Закрытый вывих левого плеча.

Ставится на основании:

а) ощущения резкой боли в области левого плечевого сустава и надплечья

во время проведения приема и в дальнейшем;

б) клинических симптомов: вынужденное положение левой верхней

конечности, деформация плечевого сустава, нарушение функции

конечности, головка плеча пальпируется в подмышечной впадине

целостность кожи не нарушена.

Точный диагноз может быть поставлен только после выполнения

рентгенографии в ЛПУ.

2.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

32

а) обезболивание с целью профилактики болевого шока (орошение

области сустава хлорэтилом или

введение растворов баралгина, тригана, максигана, спазгана, тромала

внутримышечно);

б) транспортная иммобилизация шиной Крамера в том положении,

которое приняла конечность(уменьшает боль, обеспечивает покой

конечности, исключает дополнительную травматизацию тканей);

в) применение холода на область сустава (уменьшает боль и внутреннее

кровотечение);

г) транспортировка в ЛПУ в положении сидя (для уточнения диагноза,

вправления и фиксации конечности) санитарным транспортом.

Все манипуляции выполняются в перчатках.

3.

Манипуляция выполняется согласно алгоритму.

Задача 4

В фельдшерский пункт обратился больной, который, поскользнувшись,

упал на вытянутую руку и ударился правым плечом об асфальт. Жалобы на

боли в правой надключичной области, движения в правом плечевом суставе

резко болезненны.

Объективно: правое надплечье несколько опущено, в средней трети

ключицы определяются деформация, кровоизлияние, при осторожной

пальпации определяется патологическая подвижность в проекции де-

формации. Затруднено и болезненно отведение руки, движения в плечевом

суставе ограничены, больной поддерживает руку и приподнимает ее за

предплечье, прижимая локоть к груди. Верхняя конечность ротирована

кнутри.

Задания

1.

Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.

Составьте и обоснуйте алгоритм оказания неотложной помощи.

33

Эталон ответа

1.

Диагноз: Закрытый перелом правой ключицы-

Заключение основано на данных анамнезе (наличие травмы и ее

обстоятельства, характерные боли в правой надключичной области и

плечевом суставе), объективного исследования (правое плечо опущено, в

средней трети ключицы имеются деформация я кровоизлияние,

патологическая подвижность, неестественное положение конечности).

2.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

а)

введение анальгетика (50% раствор анальгина 2 мл в/м) или

новокаиновая блокада места перелома

(1-2% раствором новокаина 20-10 мл);

б) фиксация верхней конечности кольцами Дельбе либо повязкой Дезо,

либо 8-образной повязкой;

в) подвешивание предплечья на косынке.

г) госпитализация в травматологическое отделение в положении «сидя».

3.

Наложение повязки Дезо согласно алгоритму-

34

Обобщение

Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку работы студентов

во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает положительные

и отрицательные стороны в ответах студентов, выводит общие оценки исходя

из результатов фронтального, тестового контроля.

Задание на дом

Тема: повторить тему «Закрытые травмы»

Использованная литература

1.

Аркацева СЛ. Обучение практическим навыкам в системе среднего

медицинского образования, 1997.

2.

Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия. — М.: Медицина, 1998.

3.

Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Медицина, 2002.

4.

Горобец Е.С. Основы современного представления о

послеоперационном обезболивании // Материалы симпозиума

«Анальгезия в хирургии», 2000.

5.

Мокеев И.Н. Инфузионно-трансфузионная терапия. — М., 1998.

6.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. — М.:

Родник, 1998.

7.

Перфильева Г.М. Сестринский процесс // Медицинская сестра. 1999,

№2.

8.

Соколова Т.Р. Концепция сестринского диагноза // Медицинская

помощь, 2000, №5.

9.

Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. — М.: АНМИ, 1997.

10.Методические рекомендации Московского городского ожогового

центра, 1999.

11.Материалы второй научно-практической конференции,

«Внутрибольничные инфекции в стационарах различного профиля».

— М., 2004.

12.Письмо Минздрава России от 06.01.04 №2510/90 «О действующих

нормативных и методических документах по эпидемиологии»



В раздел образования




Яндекс.Метрика