Напоминание

Использование трейнеров и вестибулярных пластинок в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи


Автор: Молодкина Галина Кирилловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 45 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование трейнеров и вестибулярных пластинок в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование миофункциональных трейнеров и вестибулярных пластин

в коррекции произношения звуков у дошкольников с нарушениями речи

Формирование речевой функции у ребёнка во многом предопределяется

унаследованными и приобретёнными анатомо-физиологическими особенностями.

Аномалии и деформации челюстно-лицевой области препятствуют нормальной

артикуляции звуков и затрудняют их логопедическую коррекцию.

Применение традиционных комплексов артикуляционной гимнастики и

речевых упражнений при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с

дизартрией затруднено из-за тяжести симптомокомплекса. Поэтому у логопедов

возникла необходимость искать новые средства коррекции сигматизмов и других

нарушений совместно с ортодонтами. Таким инновационным средством является

миофункциональный трейнер и вестибулярные пластины, предложенные

ортодонтами и логопедами Австралии и Германии. Актуальность данного момента

заключается в том, что данные средства в настоящее время помогают

оптимизировать сроки восстановления звукопроизношения.

После тщательного обследования артикуляционного аппарата и выявления

патологии, после подробного информирования родителей и получения их

согласия, начали работать с трейнером и вестибулярной пластиной в режиме

наблюдения.

Чтобы эффективность была высокой необходим комплексный подход с

участием логопеда, родителей, ортодонта и самого ребёнка. Во время беседы с

родителями, объясняли проблему, причины и последствия нарушений, при этом

использовали наглядный материал, рассказывали о трейнерах, принципах работы с

ними и об эффективности их применения. После беседы (при необходимости)

рекомендовали получить консультацию у ортодонта. Далее логопедом проводилась

мотивирующая беседа с ребёнком. На протяжении всего времени использования

трейнера логопедом осуществляется постоянный контроль соблюдения правил

использования аппарата и режима его ношения, а также дополнительно проводятся

артикуляционные и речевые упражнения.

Специальный тренажёр Т4К для активной тренировки мышц языка и мягких

тканей приоральной области, предназначен при скученности нижних резцов, при

открытых и боковых прикусах, при наличии вредных привычек, нарушении

подвижности языка и нарушениях произношения звуков «Т» и «Д», групп

свистящих и шипящих звуков.

Родителям рекомендовали предложить ребёнку носить трейнер каждый день

минимум 1 час плюс всю ночь. Носить трейнер под присмотром родителей во время

чтения, просмотра телепередач, выполнения заданий, во время настольных игр.

Следить, чтобы губы ребёнка были сомкнуты, чтобы он дышал через нос, не

разговаривал и не жевал аппарат.

Развитие речи — сложный и многообразный процесс, для правильного

осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга,

нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы.

Включение миогимнастики в коррекционно-логопедический процесс

предполагает систематические нормированные упражнения для патологически

функционирующих групп мышц челюстно-лицевой области (жевательных,

мимических, мышц дна полости рта) с целью нормализации их тонуса и функций.

Занятие состоит из трех частей. Вводная часть предназначена для того, чтобы

подготовить ребенка к последующему выполнению миогимнастических

упражнений: мобилизовать детей, организовать их внимание. В основной части

выполняли упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-

лицевой области. Интенсивные, сложные упражнения чередуем с простыми

игровыми заданиями. Заключительная часть занятия предназначена для обеспечения

постепенного перехода от гимнастики к другим занятиям детей.

Разработали комплексы упражнений, направленные на развитие мимических

мышц лица, круговой мышцы рта, физиологического дыхания, нормализацию

моторики артикуляционного аппарата, на правильную артикуляцию звуков.

Гласные звуки отрабатывали в следующей последовательности: [А О У Ы И

Э]. На втором этапе отрабатывали согласные звуки [В Ф М П Б Г Х Й], на третьем

этапе [Т Д Н К С С'З З' Ц Ч Ж Ш Щ]. Согласные звуки начинали отрабатывать с

мягких звуков, а затем закрепляли их твердые пары, например, М' - М, Н' - Н, и т.д.

Во время выполнения упражнений необходимо соблюдать основные правила

проведения миогимнастики: мышцы следует напрягать медленно и плавно, скорость

и продолжительность сокращений должны постоянно увеличиваться, за каждым

напряжением мышц должно следовать расслабление, каждое упражнении должно

быть повторено несколько раз и продолжаться до лёгкой усталости. Упражнения

выполнять регулярно, систематически, с поддержанием правильной осанки.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях, поместив трейнер в полость рта,

детям предоставляется возможность выбрать занятие в кабинете на некоторое время

по своему усмотрению. Дети собирают пазлы, конструктор, занимаются шнуровкой

букв, играют в настольные логопедические игры, выполняют действия на

интерактивной панели «Солнышко».

В результате использования трейнера вырабатывается правильное положение

языка в покое и при глотании, предотвращается прокладывание языка между

зубными рядами, создаётся база для группы шипящих, сонорных звуков,

обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения

подвижности языка. Восстановление носового дыхания повышает эффективность

логопедической работы по развитию фонематического слуха. Нормализация

смыкания губ улучшает лабиализацию звуков, что положительно отражается на

просодической стороне речи. Повышается работоспособность и концентрация

внимания детей, что можно объяснить нормализацией носового дыхания, благодаря

чему снижаются гипоксические явления.

Применение вестибулярных пластинок в логопедической практике

рекомендовано детям с проблемами в речи, обусловленными дисфункцией мягких

тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки

активизируют двигательные механизмы артикуляционного аппарата в растущем

организме ребёнка. В логопедической практике их применение возможно и во время

индивидуальных занятия и во время подгрупповых (2-3 ребёнка).

Начинаем использовать пластинки с коротким носиком, где бусинка к концу языка,

т.к. ребёнок не всегда может дотянуться до бусинки, закреплённой на длинном

«носике» из-за недостаточной подвижности мышц или укороченной уздечки.

Применяли пластинки при слабоподвижном кончике языка, различных формах

сигматизма, ламбдацизма, ротоцизма.

Начинали с мелких движений в течение 1-2 минут, постепенно увеличивая

интенсивность и длительность выполнения до 8-10 минут и более. Упражнения

проводили в игровой форме.

Позднее, при необходимости применяется пластинка с длинным «носиком», к

корню языка. Принцип действия тот же, что и с коротким «носиком»: пластмассовая

бусинка, специальным образом закреплённая на стальной проволоке, удерживает

язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в

полость рта, ребёнок сразу начинает катать бусинку языком по твёрдому нёбу,

стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы.

Простота использования пластинок, а также игровые моменты с пластинами

привлекательны для детей и способствуют их привлечению в коррекционный

процесс. На занятиях с логопедом упражнения с пластинками сочетаются с другими

видами деятельности: выполнением ритмических движений, графических заданий,

прослушиванием литературных произведений.

Опыт использования трейнеров и пластинок позволили выявить, что по сравнению с

традиционными методами и приёмами коррекции произношения звуков они

помогают существенно разнообразить содержание индивидуальных занятий,

повышают интерес детей.

Таким образом, применение преортодонтических трейнеров и вестибулярных

пластинок делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по

сравнению с традиционными методиками и позволяет проводить коррекционную

работу в более сжатые сроки и на качественно новом уровне, что позволяет ребенку

овладеть правильной речью в дошкольном периоде, что так необходимо для

успешного обучения в школе.

Я очень надеюсь, что представленный материл поможет другим логопедам

увидеть, насколько эти простые аппараты могут быть эффективными и полезными в

речевой терапии.



В раздел образования




Яндекс.Метрика