Напоминание

"Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе"


Автор: Третьякова Валентина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается

кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие

личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и

саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым

результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата

рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает

чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе

невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Словосочетание

«читательская

грамотность»

появилось

в

контексте

международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская

грамотность — способность человека понимать и использовать письменные

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни».

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы

определённые читательские действия.

Читательские действия:

вычитать детали, впрямую упомянутые в тексте;

делать прямые умозаключения из этой информации;

оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных

элементов.

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений

1. Поиск информации, заданной в явном виде:

- найти конкретные сведения;

- найти значения слова и фразы;

- определить тему или основную идею;

- определить время и место действия рассказа.

2.

Формулирование

прямых

выводов,

заключений

на

основе

фактов,

имеющихся в тексте:

- установить связь между событиями;

- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

3. Интерпретация и обобщение информации:

- распознать общую идею или тему текста;

- описывать отношения между героями;

- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

- понимать настроение и общий тон рассказа;

- находить практическое применение информации из текста.

4. Оценка содержания, языка и структуры текста:

- оценивать правдоподобность описанных событий;

- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного

эффекта;

- определять отношения автора к основной теме текста.

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, сделать

процесс учения развивающей средой.

«Тонкие» и « толстые» вопросы

«Работа с вопросником»

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Верные и неверные утверждения»

«Синквейн»

«Создание викторины».

Литература:

1..Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под

ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение

2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система

заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой,

О.Б.Логиновой. М.:Просвещение.



В раздел образования




Яндекс.Метрика