Автор: Третьякова Валентина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается
кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие
личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым
результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата
рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает
чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе
невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская
грамотность — способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы
определённые читательские действия.
Читательские действия:
вычитать детали, впрямую упомянутые в тексте;
делать прямые умозаключения из этой информации;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных
элементов.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений
1. Поиск информации, заданной в явном виде:
- найти конкретные сведения;
- найти значения слова и фразы;
- определить тему или основную идею;
- определить время и место действия рассказа.
2.
Формулирование
прямых
выводов,
заключений
на
основе
фактов,
имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
3. Интерпретация и обобщение информации:
- распознать общую идею или тему текста;
- описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста.
4. Оценка содержания, языка и структуры текста:
- оценивать правдоподобность описанных событий;
- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного
эффекта;
- определять отношения автора к основной теме текста.
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, сделать
процесс учения развивающей средой.
«Тонкие» и « толстые» вопросы
«Работа с вопросником»
«Кластер»
«Ключевые слова»
«Верные и неверные утверждения»
«Синквейн»
«Создание викторины».
Литература:
1..Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под
ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение
2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система
заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой,
О.Б.Логиновой. М.:Просвещение.