Напоминание

"Развитие мыслительных способностей детей на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Щёголева Лия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мыслительных способностей детей на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие мыслительных способностей детей на уроках русского

языка в начальной школе

Щёголева Лия Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 21»,

г. Старый Оскол, Российская Федерация

Аннотация:

данная статья поможет учителю начальных классов

привить детям интерес к русскому языку с помощью различных творческих

заданий,

занимательных

и

игровых

упражнений,

способствующих

самовыражению и самораскрытию личности ребёнка.

Ключевые

слова:

положительная

мотивация,

самовыражение,

творческие задания, уроки русского языка, игровая деятельность.

В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный

компонент

государственного

стандарта

начального

общего

образования

призван обеспечить выполнение одной из основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к

учению, формирование желания и умения учиться. Поэтому можно говорить о

творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших

школьников и развития их мыслительных способностей.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности

ребёнка. Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных

школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с

детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой

стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать

любовь к родному языку – значит воспитать интерес к нему.

Творческие задания следует давать систематически. В то же время

необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес

к ним.

Какие же творческие задания можно использовать?

1 класс.

Внимание и запоминание у 6-7 летних детей слабые, тем более, если

учение их не захватывает. Значит надо вводить в урок игры и игровые

ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно. Почему бы на

уроках

русского

языка

не

использовать

рифмованные

упражнения,

грамматические сказки? Кроме рифмовок в 1 классе можно использовать

задание

«лесенки»

в

букварный

период.

Ученик

подбирает

слова

на

определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну

букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка»

состояла из как можно большего количества «ступенек».

Сочинять подписи к картинкам ученикам тоже нравиться – это их первые

мини-сочинения. Любят первоклассники составлять слова из букв, которые как

капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова. После

изучения всех букв ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на

определённую тему на каждую букву алфавита.

2 класс.

Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка,

правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.

Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды

не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал

помогает детям в усвоении орфографии.

Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих

домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с

орфографическим словарём. Составленные детьми тематические кроссворды

затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной

работы.

При изучении темы «Однокоренные слова» на уроке

ученики с

удовольствием подбирают группы родственных слов,

оформляя их в

красочные рисунки.

При изучении видов предложений по цели высказывания дети сами

должны придумать и записать вопросительное предложение, которое можно

прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать

несколько различных ответов. Например:

- Вчера дул сильный ветер?

- Да, вчера.

Вчера дул сильный ветер?

- Да, дул.

- Вчера дул сильный ветер?

- Да, сильный.

3-4 класс.

При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно

давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития

речи

третьеклассники

обмениваются

своими

работами

и

подбирают

подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков.

Зимой.

Зима завалила городок … снегом. Стояли … дни. С верхушки … дерева

слетела … птица. Посыпался … иней. Он … пылью осел на куст … сирени. В

саду … беседка была засыпана … снегом. Утром мы расчистили к ней …

дорожку.

При завершении изучения темы «Окончания имён прилагательных»

ученикам можно предложить игру «Цветные шары», в которой надо подобрать

как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на

рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и

падежу. Работать можно группами, парами, индивидуально.

Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы

не с глаголами можно предложить детям узнать интересные правила.

Вывешивается плакат, на котором вместо частицы не - прорези. Дети читают и

говорят, что надо исправить. Вы вставляете карточки с «не» в прорези.

Например:

срывайте цветы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

разоряйте гнезда птиц!

Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих

способностей учащихся занимает обучение сочинению. Многие учителя

используют как подготовку к сочинению о времени года написание сочинений-

миниатюр после

прослушивания

музыкальных произведений известных

композиторов. Можно предложить ученикам прослушать одну из пьес из

альбома «Времена года» П.Чайковского, а потом придумать маленький рассказ,

высказать те мысли, которые навеет музыкальное произведение.

На уроках дети пишут сочинения-сказки о частях речи и небольшие

рассказы

с

использованием

фразеологических

оборотов

и

крылатых

выражений. Ученики очень любят изобразительное творчество, поэтому они

рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел

сказать автор рисунка.

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы

содержит возможности для включения творческих заданий. Детское творчество

неисчерпаемо. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие

способности, и творить будут ваши ученики.

Список литературы:

1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр.

- СПб., Питер, 2008. - 800 с.

3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2002. - 224

с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика