Автор: Щёголева Лия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мыслительных способностей детей на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Развитие мыслительных способностей детей на уроках русского
языка в начальной школе
Щёголева Лия Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 21»,
г. Старый Оскол, Российская Федерация
Аннотация:
данная статья поможет учителю начальных классов
привить детям интерес к русскому языку с помощью различных творческих
заданий,
занимательных
и
игровых
упражнений,
способствующих
самовыражению и самораскрытию личности ребёнка.
Ключевые
слова:
положительная
мотивация,
самовыражение,
творческие задания, уроки русского языка, игровая деятельность.
В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный
компонент
государственного
стандарта
начального
общего
образования
призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к
учению, формирование желания и умения учиться. Поэтому можно говорить о
творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших
школьников и развития их мыслительных способностей.
В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности
ребёнка. Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных
школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с
детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой
стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать
любовь к родному языку – значит воспитать интерес к нему.
Творческие задания следует давать систематически. В то же время
необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес
к ним.
Какие же творческие задания можно использовать?
1 класс.
Внимание и запоминание у 6-7 летних детей слабые, тем более, если
учение их не захватывает. Значит надо вводить в урок игры и игровые
ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно. Почему бы на
уроках
русского
языка
не
использовать
рифмованные
упражнения,
грамматические сказки? Кроме рифмовок в 1 классе можно использовать
задание
«лесенки»
в
букварный
период.
Ученик
подбирает
слова
на
определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну
букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка»
состояла из как можно большего количества «ступенек».
Сочинять подписи к картинкам ученикам тоже нравиться – это их первые
мини-сочинения. Любят первоклассники составлять слова из букв, которые как
капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова. После
изучения всех букв ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на
определённую тему на каждую букву алфавита.
2 класс.
Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка,
правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.
Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды
не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал
помогает детям в усвоении орфографии.
Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих
домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с
орфографическим словарём. Составленные детьми тематические кроссворды
затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной
работы.
При изучении темы «Однокоренные слова» на уроке
ученики с
удовольствием подбирают группы родственных слов,
оформляя их в
красочные рисунки.
При изучении видов предложений по цели высказывания дети сами
должны придумать и записать вопросительное предложение, которое можно
прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать
несколько различных ответов. Например:
- Вчера дул сильный ветер?
- Да, вчера.
Вчера дул сильный ветер?
- Да, дул.
- Вчера дул сильный ветер?
- Да, сильный.
3-4 класс.
При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно
давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития
речи
третьеклассники
обмениваются
своими
работами
и
подбирают
подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков.
Зимой.
Зима завалила городок … снегом. Стояли … дни. С верхушки … дерева
слетела … птица. Посыпался … иней. Он … пылью осел на куст … сирени. В
саду … беседка была засыпана … снегом. Утром мы расчистили к ней …
дорожку.
При завершении изучения темы «Окончания имён прилагательных»
ученикам можно предложить игру «Цветные шары», в которой надо подобрать
как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на
рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и
падежу. Работать можно группами, парами, индивидуально.
Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы
не с глаголами можно предложить детям узнать интересные правила.
Вывешивается плакат, на котором вместо частицы не - прорези. Дети читают и
говорят, что надо исправить. Вы вставляете карточки с «не» в прорези.
Например:
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
разоряйте гнезда птиц!
Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих
способностей учащихся занимает обучение сочинению. Многие учителя
используют как подготовку к сочинению о времени года написание сочинений-
миниатюр после
прослушивания
музыкальных произведений известных
композиторов. Можно предложить ученикам прослушать одну из пьес из
альбома «Времена года» П.Чайковского, а потом придумать маленький рассказ,
высказать те мысли, которые навеет музыкальное произведение.
На уроках дети пишут сочинения-сказки о частях речи и небольшие
рассказы
с
использованием
фразеологических
оборотов
и
крылатых
выражений. Ученики очень любят изобразительное творчество, поэтому они
рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел
сказать автор рисунка.
Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы
содержит возможности для включения творческих заданий. Детское творчество
неисчерпаемо. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие
способности, и творить будут ваши ученики.
Список литературы:
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр.
- СПб., Питер, 2008. - 800 с.
3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2002. - 224
с.