Напоминание

"Проектирование безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ООО"


Автор: Матюшкина Галина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 1 г. Харабали им. М.А. Орлова " Астраханской области
Населённый пункт: г. Харабали Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ООО"
Раздел: начальное образование





Назад




«Проектирование безопасного и здоровьесберегающего

образовательного пространства в условиях реализации

ФГОС ООО»

Выступление подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №1 г. Харабали им. М.А. Орлова»

Астраханской области

Матюшкина Галина Борисовна

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил…, и не свод требований к режиму, питанию,

труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех

физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость

творчества».

В.А.Сухомлинский

Одной из основных проблем современного образовании, является снижение

уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах.

Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной.

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с

возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки,

недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся,

отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

Поэтому, современная школа ищет такие пути построения образовательного

процесса, чтобы в их основе лежало сохранение здоровья учащихся.

Я считаю, что сохранение и укрепление здоровья учащихся – одна из

важнейших задач школы.

Во-первых, здоровье – это основной фактор, определяющий эффективность

обучения.

Во-вторых, эффективность учебного процесса во многом определяется

степенью учета физических и психологических особенностей детей, а в-

третьих, только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере

овладеть школьной программой.

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на

сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины

школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность

обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым

ребёнок пришёл в первый класс.

Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, вправе задать вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё

немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает

все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда - это то, на что мы,

учителя, должны направить наши усилия.

В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной

образовательной программы начального общего образования входит

«Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни». Это комплексная программа формирования знаний,

установок, личностных ориентиров и норм поведения учащихся,

обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического

здоровья.

Программа направлена на внедрение новых технологий и методик

здоровьесберегающего обучения; на формирование заинтересованного

отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех

участников образовательного процесса; на профилактику и коррекцию

основных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Работая в школе по этой программе, я поставила перед собой цель:

- создавать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья

детей,

- формировать у них понятие о здоровом образе жизни.

Что же входит в понятие здоровье? Здоровье – это состояние полного

физического, психического и социального благополучия. Поэтому здоровый

ребенок, это ребенок здоровый и физически, и социально, и эмоционально, и

интеллектуально, и нравственно.

В физическом плане - здоровье позволяет ученику справляться с учебной

нагрузкой.

В социальном плане - учащийся коммуникабелен, общителен. В

эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и

восхищаться. В интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие

умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость.

В нравственном плане - учащийся признает основные общечеловеческие

ценности.

Я работаю по УМК « ШКОЛА РОССИИ». Возможности учебно-

методического комплекта позволяют мне сделать процесс обучения

комфортным, решить проблему перегрузки учащихся. Практика показала, что

положительный эффект происходит тогда, когда учитель связывают проблему

сохранения здоровья учащихся с технологией организации урока.

Так, при построении и проведении уроков я учитываю психолого-

педагогическую характеристику класса: индивидуальные особенности детей,

такие, как характер восприятия учебного материала, тип памяти, качества

внимания, индивидуальный темп работы.

Также учитываю основные факторы обеспечения благоприятной реакции

младших школьников на учебную нагрузку: смена видов деятельности в

режиме урока, объем учебного материала, интенсивность работы, её

длительность, эмоциональность.

На своих уроках создаю ситуации выбора заданий разных типов и уровня

сложности как для работы в классе, так и при выполнении домашних

заданий.

В своей работе активно использую деятельностный метод обучения,

активные методы обучения, групповые (парные) формы работы,

направленные на взаимодействие обучающихся в процессе обучения.

Для поддержания двигательной активности младших школьников системно

провожу физкультминутки, гимнастику для снятия утомления и

нормализации работы различных органов ребенка. Создаю эмоционально-

положительный фон урока.

Я считаю, что двигательная активность является биологической

потребностью ребенка младшего школьного возраста. Научно доказано, что

значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста

и развития, ухудшению состояния здоровья. Поэтому важным методом

сохранения здоровья школьников считаю рациональное использование

разнообразных средств и форм физического воспитания. Для этого в учебную

нагрузку школьников введен третий час физкультуры. На этих уроках в

течение учебного года осуществляется здоровьесберегающая деятельность:

динамические перемены, физпаузы, проведение прогулок и подвижных игр.

Также в целях укрепления здоровья младших школьников в нашей школе

проводятся

Спортивные праздники, Спортивные соревнования, «Дни здоровья».

Во внеурочной деятельности ребята становятся активными участниками

бесед, конкурсов, викторин: «В гостях у доктора Айболита», «Что нужно

знать о гигиене?», «Как можно защититься от гриппа?», «Режим – всем

необходим», « Путешествие в город Чистоты и Порядка» и др.

Не менее важным аспектом считаю формирование у родителей потребности в

здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет

положительно влиять на формирование правильного отношения к своему

здоровью у детей. С этой целью с родителями на собраниях провожу

санитарно-просветительскую работу по вопросам валеологической культуры

семьи, естественным средствам оздоровления.

Профилактическая работа по сохранению здоровья детей не менее важна, для

этого в нашей школе ведутся карты здоровья всех классов, медицински

работники организуют проведение медицинских осмотров, привлекаются к

просвещению учителя и родители. Системность и комплексность этой работы

позволяет создать здоровьесберегающее образовательное пространство,

которое способствует укреплению, сохранению здоровья детей, а также

формирует ценностное отношение у учащихся к своему здоровью и здоровью

окружающих. Таким образом, основные факторы, способствующие

укреплению здоровья детей в школе следующие:

Об оздоровительных результатах моей деятельности свидетельствует

количественное соотношение учащихся в группах здоровья за последние

несколько лет: здоровье основной группы учащихся моего класса стабильно,

оно не ухудшается, что очень важно.

Среди результатов здоровьесберегающей деятельности также можно

отметить следующие:

1) увеличение числа детей, имеющих высокий и выше среднего уровень

двигательной подготовленности учащихся;

2) снижение общего количества времени, пропущенного по болезни,

уменьшение числа часто и длительно болеющих детей;

3) улучшение психологического климата в классе.

Современное образовательная среда требует обязательного применения

здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать

поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся.

Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних

заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий,

направленных на развитие коммуникативных навыков,

способствуют укреплению здоровья школьников.

В заключение, вслед за великим педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется

сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым».



В раздел образования




Яндекс.Метрика