Автор: Матюшкина Галина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 1 г. Харабали им. М.А. Орлова " Астраханской области
Населённый пункт: г. Харабали Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ООО"
Раздел: начальное образование
«Проектирование безопасного и здоровьесберегающего
образовательного пространства в условиях реализации
ФГОС ООО»
Выступление подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №1 г. Харабали им. М.А. Орлова»
Астраханской области
Матюшкина Галина Борисовна
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…, и не свод требований к режиму, питанию,
труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества».
В.А.Сухомлинский
Одной из основных проблем современного образовании, является снижение
уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах.
Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной.
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с
возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки,
недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся,
отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
Поэтому, современная школа ищет такие пути построения образовательного
процесса, чтобы в их основе лежало сохранение здоровья учащихся.
Я считаю, что сохранение и укрепление здоровья учащихся – одна из
важнейших задач школы.
Во-первых, здоровье – это основной фактор, определяющий эффективность
обучения.
Во-вторых, эффективность учебного процесса во многом определяется
степенью учета физических и психологических особенностей детей, а в-
третьих, только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере
овладеть школьной программой.
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на
сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины
школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность
обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым
ребёнок пришёл в первый класс.
Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, вправе задать вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё
немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает
все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда - это то, на что мы,
учителя, должны направить наши усилия.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной
образовательной программы начального общего образования входит
«Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни». Это комплексная программа формирования знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения учащихся,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического
здоровья.
Программа направлена на внедрение новых технологий и методик
здоровьесберегающего обучения; на формирование заинтересованного
отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех
участников образовательного процесса; на профилактику и коррекцию
основных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Работая в школе по этой программе, я поставила перед собой цель:
- создавать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья
детей,
- формировать у них понятие о здоровом образе жизни.
Что же входит в понятие здоровье? Здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального благополучия. Поэтому здоровый
ребенок, это ребенок здоровый и физически, и социально, и эмоционально, и
интеллектуально, и нравственно.
В физическом плане - здоровье позволяет ученику справляться с учебной
нагрузкой.
В социальном плане - учащийся коммуникабелен, общителен. В
эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и
восхищаться. В интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие
умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость.
В нравственном плане - учащийся признает основные общечеловеческие
ценности.
Я работаю по УМК « ШКОЛА РОССИИ». Возможности учебно-
методического комплекта позволяют мне сделать процесс обучения
комфортным, решить проблему перегрузки учащихся. Практика показала, что
положительный эффект происходит тогда, когда учитель связывают проблему
сохранения здоровья учащихся с технологией организации урока.
Так, при построении и проведении уроков я учитываю психолого-
педагогическую характеристику класса: индивидуальные особенности детей,
такие, как характер восприятия учебного материала, тип памяти, качества
внимания, индивидуальный темп работы.
Также учитываю основные факторы обеспечения благоприятной реакции
младших школьников на учебную нагрузку: смена видов деятельности в
режиме урока, объем учебного материала, интенсивность работы, её
длительность, эмоциональность.
На своих уроках создаю ситуации выбора заданий разных типов и уровня
сложности как для работы в классе, так и при выполнении домашних
заданий.
В своей работе активно использую деятельностный метод обучения,
активные методы обучения, групповые (парные) формы работы,
направленные на взаимодействие обучающихся в процессе обучения.
Для поддержания двигательной активности младших школьников системно
провожу физкультминутки, гимнастику для снятия утомления и
нормализации работы различных органов ребенка. Создаю эмоционально-
положительный фон урока.
Я считаю, что двигательная активность является биологической
потребностью ребенка младшего школьного возраста. Научно доказано, что
значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста
и развития, ухудшению состояния здоровья. Поэтому важным методом
сохранения здоровья школьников считаю рациональное использование
разнообразных средств и форм физического воспитания. Для этого в учебную
нагрузку школьников введен третий час физкультуры. На этих уроках в
течение учебного года осуществляется здоровьесберегающая деятельность:
динамические перемены, физпаузы, проведение прогулок и подвижных игр.
Также в целях укрепления здоровья младших школьников в нашей школе
проводятся
Спортивные праздники, Спортивные соревнования, «Дни здоровья».
Во внеурочной деятельности ребята становятся активными участниками
бесед, конкурсов, викторин: «В гостях у доктора Айболита», «Что нужно
знать о гигиене?», «Как можно защититься от гриппа?», «Режим – всем
необходим», « Путешествие в город Чистоты и Порядка» и др.
Не менее важным аспектом считаю формирование у родителей потребности в
здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет
положительно влиять на формирование правильного отношения к своему
здоровью у детей. С этой целью с родителями на собраниях провожу
санитарно-просветительскую работу по вопросам валеологической культуры
семьи, естественным средствам оздоровления.
Профилактическая работа по сохранению здоровья детей не менее важна, для
этого в нашей школе ведутся карты здоровья всех классов, медицински
работники организуют проведение медицинских осмотров, привлекаются к
просвещению учителя и родители. Системность и комплексность этой работы
позволяет создать здоровьесберегающее образовательное пространство,
которое способствует укреплению, сохранению здоровья детей, а также
формирует ценностное отношение у учащихся к своему здоровью и здоровью
окружающих. Таким образом, основные факторы, способствующие
укреплению здоровья детей в школе следующие:
Об оздоровительных результатах моей деятельности свидетельствует
количественное соотношение учащихся в группах здоровья за последние
несколько лет: здоровье основной группы учащихся моего класса стабильно,
оно не ухудшается, что очень важно.
Среди результатов здоровьесберегающей деятельности также можно
отметить следующие:
1) увеличение числа детей, имеющих высокий и выше среднего уровень
двигательной подготовленности учащихся;
2) снижение общего количества времени, пропущенного по болезни,
уменьшение числа часто и длительно болеющих детей;
3) улучшение психологического климата в классе.
Современное образовательная среда требует обязательного применения
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать
поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся.
Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних
заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий,
направленных на развитие коммуникативных навыков,
способствуют укреплению здоровья школьников.
В заключение, вслед за великим педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется
сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым».