Автор: Евдокия Дмитриевна Кириогло
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Жемчужинка" г.Короча Белгородской области
Населённый пункт: г.Короча Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Игрушки для девочки"
Раздел: дошкольное образование
Игрушка для девочки
«Многие детские игры – подражание серьезной
деятельности взрослых».
Я.Корчак
Возникновение игрушки ученые связывают с зарождением трудовой
деятельности в первобытном обществе. Через игрушку дети осваивали
многие жизненно – важные действия, способы деятельности.
В связи с тем, что ведущей деятельностью дошкольников является
игра, наиболее активно формирование социального опыта происходит в
игровой деятельности. Игра является
жизненной необходимостью и
условием детского развития, а также отмечает связь игровой деятельности с
её предметным содержанием, которым являются игрушки.
Очень значимой в жизни ребенка является кукла. Традиционная педагогика
выделяет игру с куклой как оптимальное средство воспитания социальных
чувств. В работах известных педагогов отмечалось положительное влияние
игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками,
усвоение социальных норм поведения. Верный способ научить ребенка
новому действию (умственному или социальному) – предложить
дошкольнику научить этому действию куклу. Передавая свои знания кукле.
Ребенок делает эти знания осознанными, включенными в более широкий
контекст.
Кукла – это обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют
действия, свойственные образу жизни человека: укладывают спать, кормят,
купают, катают в коляске, переодевают т.д. В детских играх кукла поет
песни, танцует, принимает гостей. Кукла не только участвует во всех детских
играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым
можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш в
зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами:
сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках у
ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о
ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в
отношении к кукле те же функции, который взрослый выполняет в
отношении его самого. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой
эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его.
Ухаживая за куклой, дети главным образом девочки, не только
воспитывают в себе способность и умение радостно отдаваться заботам и
труду ради другого, пусть воображаемого существа, приобретают целый ряд
умений. Кукла младенец нуждается в уходе и актуализирует потребность
заботится о ком – то, защищать и любить; кукла – сверстник ориентирует
ребенка в игровых взаимоотношениях и позволяет моделировать отношения
«ребенок – взрослый». Куклу - сверстника можно воспитывать, водить в
детский сад или школу, учить читать или рисовать. Характер куклы
рождается из характера ребенка.
Кукла является центром игровой ситуации. Вокруг нее организуются
самые различные сюжеты, главное содержание которых – человек. Для
куклы строится дом, покупаются продукты, куклу лечат и кормят, открывая
все новые стороны социального мироустройства. Конечно, кукла привлекает
прежде всего девочек. Открывает возможности ориентировки в роли мамы.
Но и мальчики с удовольствием используют кукол в своих игровых сюжетах
и хотя бы раз баюкали и кормили «беспомощного младенца».
В нашу жизнь прочно вошли куклы, похожие на взрослых женщин.
Полностью оградить современных девочек от этих кукол невозможно. Ведь
даже если родители откажутся от такого приобретения, Барби может быть
принесена в детский сад другой девочкой. Поэтому целесообразно научить
детей правильной, способствующей развитию, игре с Барби. В результате
сравнения особенностей игры с современными куклами и традиционными,
существуют некоторые различия. Наблюдается несовпадение общего числа
тем в играх. С современными куклами (это Барби, Принцессы, Феи) игры
бывают более разнообразными, но сюжет является непродолжительным.
Однако в играх с традиционными куклами, сюжеты более длинные и
развернутые. В играх с Барби присутствует тема отношений между
мужчиной и женщиной, которые в играх с традиционными куклами не
возникало. Девочка пробует себя не только в роли мамы и хозяйки, но и в
роли девушки – красавицы и жены.
Барби, демонстрирует модель взрослого, а не детского поведения.
Поэтому, играя с ней, ребенок может действовать так, так, как будто он
взрослый. Этому способствуют ролевые игры, в которых Барби может быть
доктором, продавцом, мамой. Способ правильного, социально одобряемого
поведения этого персонажа в игре должен показать ребенку взрослый.
Копируя его, дети учатся управлять своим поведением, осуществлять
самоконтроль в соответствии с общепринятыми правилами.
Игрушка – неизменный спутник ребенка. Ее специально создает
взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению
в общественные отношения.
.