Автор: Екатерина Владимировна Яковлева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ№5
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Проект
Тема: "Мой родной город"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
Тема: «Мой родной город»
для детей старшего дошкольного возраста
МДОАУ №5 г.Оренбург.
Яковлева Е.В. воспитатель
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и
привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее
благо, беречь и умножать богатство.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем
с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым
городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много
времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно
же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства,
а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого
любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о
любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым
прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам,
город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Оренбургу –
городу, который является Родиной наших воспитанников.
В воспитании старших дошкольников на краеведческом материале учитывали
следующее:
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно “входить” в
целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения
доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого
материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа
постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее
близкому – культурно-историческим фактам.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре,
природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они
хотели бы отразить свои чувства об увиденном и услышанном (творческая игра,
составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация,
лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города,
охране природы и т.п.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели
возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Рождество и др.),
познакомиться с жителями Оренбурга – носителями социокультурных традиций в
области ремёсел, песни, танца и т.п.
Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего
повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
Создание такой развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию
личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий
материал.
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Оренбургу
должны передаваться детям.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном
облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным
ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить
свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное
отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
1 год.
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным
городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и
сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши
дни).
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не
игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также
ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю,
Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в
процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта,
особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов
деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города
Оренбурга.
Перспективный план по ознакомлению с родным городом.
Дата
Тема
Содержание
Форма
проведения
Интеграция с
другими видами
деятельности.
Работа с
родителями.
Сентябр
ь
«Школьники в
семье».
« Улица, на
которой
находится
наш д/с».
Уточнить
представление
детей о
месторасположени
и школы в своем
микрорайоне.
Воспитывать у
детей чувство
любви, гордость за
принадлежность к
своей семье.
Познакомить с
названием улицы,
на которой
находится детский
сад и ее
происхождением.
Экскурсия к
школе.
Предварительна
я беседа.
Беседа. Чтение
стихов о д/с.
Рисование: «Моя
школа»
С/р игра «Детский
сад»
Заучивание
стихов о
школьниках.
Выставка
совместных
работ
«Детский сад
будущего»
Октябрь
«Моя родная
улица».
Уточнить названия
улиц микрорайона,
в честь кого или
каких событий они
названы.
Составление
рассказов
детьми.
Рассматривание
фотографий.
Строительная
игра «Моя
улица».
Подбор
фотографий по
теме.
«Важные
места
микрорайона
(поликлиника,
больница,
почта и т.д.)
Уточнить
представление о
назначении данных
учреждений в
жизни людей, их
расположении в
микрорайоне
Беседа.
Составление
схемы
расположения
объектов.
Целевые
прогулки.
Творческие игры:
«Вызов»,»Позвон
и по телефону» и
т.д.
Составление
рассказов
«Мой
микрорайон»
Ноябрь
«История
города».
«Реки
города».
Познакомить детей
с версией о
происхождении
названия города,
архитектурой
старого города.
Знакомить с
природными
объектами края и
их обитателями,
давать правильную
оценку предметам
явлениям и
нравственную
оценку поступкам.
Рассматривание
иллюстраций,
открыток о
городе. Рассказ
воспитателя.
Работа с картой.
Беседа.
Рассматривание
иллюстраций.
Чтение
художественной
литературы.
Рисование «Как
мы отдыхали на
речке»
Рассказы
родителей о
прошлом
города.
Подбор
фотографий.
Декабрь
«Работа моих
родителей».
«Новогодний
город».
Познакомить
дошкольников с
предприятиями
города, через
обмен
информацией о
профессиях
близких в семье, их
доли участия в
становлении
города.
Отметить, как
преображает город
к празднику,
развивать у детей
эмоционально-
ценностное
отношение к
городу, чувство
ответственности,
удовлетворения,
гордости.
Беседа: «Кем
работают мои
родители».
Создание
панорамы:
«Предприятия
города».
Экскурсия по
праздничным
улицам.
Посещение
ледовых
городков,
рассматривание
снежных фигур
и новогодних
елок.
Чтение
художественной
литературы: «чем
пахнут ремесла?»
Д.Родари; «Кем
быть?»
Маяковский и т.д.
Подготовка к
праздничному
утреннику:
разучивание
песен, стихов.
Изготовление
украшений для
группы и елки.
Рассказы
родителей о
своей
профессии,
участие в
беседе с
детьми.
Изготовление
макетов:
«Новогодний
дворик».
Январь
«Оренбургско
е чудо-
пуховый
платок».
Познакомить с
народным
промыслом
родного края.
Воспитание
чувства уважения и
гордости к труду
оренбургских
Занятие. Рассказ
воспитателя о
народном
промысле.
Рассматривание
рекламных
проспектов о
предприятии
Рисование узоров
паутинки на
восковой
пластинке.
Организация
выставки
работ: «Моя
мама, бабушка
–
рукодельницы
»
мастериц.
«Ореншаль».
Февраль
«Спортивный
город»
«По памятным
местам».
Познакомить со
спортивными
сооружениями
города.
Расширить
представление
детей о разных
военных
профессиях и
родах войск.
Знакомство с
памятниками,
мемориальными
сооружениями
защитникам.
Рассматривание
открыток о
спортивных
сооружениях.
Беседа: «Какими
видами спорта
можно заняться
в нашем
городе?»
Рассказ
воспитателя о
памятниках
города.
Организация
выставки.
Спортивные игры
в хоккей, н лыжах
и т.д.
Рисование
памятных мест.
Спортивный
праздник:
«Папа, мама,
я-спортивная
семья».
Организация
папки-
передвижки:
«По памятным
местам».
Март
«Идем семьей
в театр».
«Любимые
уголки нашего
города».
Знакомство с
культурными
объектами города
(драмтеатр, театр
музкомедии,
областной театр
кукол и т.д.).
Воспитывать
интерес к
театральной
культуре.
Расширять
представления о
родном городе, его
главных улицах,
площадях, скверах,
парках, местах
семейного отдыха.
Рассказы детей
о посещении
театра. Подбор
фотографий,
слайдов о
культурных
объектах города.
Рассказы детей:
«Где мы любим
отдыхать?»,
создание
альбома
фотографий.
С/р игра «Театр».
Беседы о
театральных
профессиях.
Инсценировки по
сказкам.
Рисование по
теме.
Организация
выставки
совместных
рисунков:
«Чудесный
мир театра».
Обмен
впечатлениями
.
Домашнее
задание:
«Расскажи о
любимых
местах
семейного
отдыха».
Апрель
«Природа
города и
края».
Формировать
представление о
многообразии
растительного и
животного мира,
воспитание
бережного и
созидательного
отношения к
природе родного
края.
Беседа.
Рассматривание
иллюстраций о
растительном и
животном мире.
Наблюдения на
прогулках.
Трудовые
поручения в
«уголке леса» на
территории д/с.
Чтение
прироведческой
литературы.
Рассматривание
карты
Оренбургской
области (раст. и
живот. мир).
Создание
самодельных
книжек на
экологические
темы.
«Гагаринские
места в
Оренбурге».
Знакомить детей с
памятными
местами города:
памятник, улица,
летное училище и
т.д.
Рассказ
воспитателя о
первом
космонавте.
Рассматривание
иллюстраций о
памятных
местах,
связанных с
именем первого
космонавта.
Худож. труд:
создание
космического
корабля.
Рисование на
космическую
тему.
Посещение
памятных мест
в выходные
дни.
Май
«Герои
города».
«Знатоки
родного
города».
Формировать
патриотические
чувства,
основанные на
ознакомлении с
боевыми
традициями и
памятниками
боевой славы
города и области;
рассказать о
людях,
прославивших
нашу страну в
годы войны, о том
как, люди чтят их
память.
Систематизировать
знания детей о
родном городе и
крае.
Организация
мини-музея к
Дню победы.
Викторина.
Чтение
художественной
литературы о
защитниках.
Посещение
мемориала
«Салют
победа»,
Памятника
Вечного огня и
т.д.
Участие
родителей в
викторине.
Прогнозируемый результат.
1.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его
культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной
проблемы.
2.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
3.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
4.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
5.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую
компетентность в вопросах истории, культуры города , поможет сформировать
заботливое отношение к родному городу.
Анкета для детей «Что ты знаешь о своем городе?»
Как называется наша страна?
Как называется город, в котором ты живешь?
Какие главные улицы и площади ты знаешь?
Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?
Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Анкета для родителей «Наш город»
Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?
Как проявляется этот интерес?
Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники,
исторические места, парки и т.д.)?
Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?
Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?
Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не
только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит
свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и
красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы
ценностей.