Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством балета "Хрустальный башмачок"
Автор: Хаустова Ольга Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Лесная сказка" Населённый пункт: р.п.Шаховская Московскоя области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством балета "Хрустальный башмачок" Раздел: дошкольное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа разработана на основе авторской программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры»
Актуальность данной программы обусловлена важностью формирования основ музыкальной культуры,а через нее и художественной и
эстетической культуры ребенка,именно в дошкольном детстве,так как невозможно переоценить значение развития отзывчивости на
высокохудожественные произведения музыкального искусства для становления личности.
В центре программы-развитие творческого слышания музыки детьми,которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных
форм творческой активности-музыкальной,музыкально-двигательной,художественной.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Задачи:
- Развивать музыкально-эстетическое сознание
(эстетические эмоции,интерес к музыке,вкус,представления о красоте)
-Развивать музыкальное мышление
(осознание эмоционального содержания музыки,формы,языка,жанра и т.д.)
-Развивать творческое воображение
(образные высказывания о музыке,проявления творческой активности)
-Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской творческой деятельности
(рисунки,образное слово,пластические этюды,инсценировки)
Дополнительные занятия с детьми помогают более глубоко раскрыть творческий потенциал каждого ребенка,стимулирует общее
интеллектуальное развитие.Восприятие музыкальной формы предполагает развитие таких умственных операций,как
сравнение,сопоставление,выделение черт общего и различного.Во время бесед о музыке словарь детей обогащается образными словами и
выражениями.Сконцентрированность внимания воспитанников на отдельно взятом виде музыкального искусства (балет) помогает
музыкального вкуса,эстетических чувств,умению владеть красивыми движениями в танце,слышать «язык» музыки и средства музыкальной
выразительности.
Этим данная программа отличается от «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и программы
«Музыкальные шедевры О.Радыновой.
Срок реализации программы - 1 год
Возрастная адресованность – подготовительная к школе группа
Количество занятий в учебном году – 16 занятий
Продолжительность занятий – 25-30 минут
Форма обучения – тематические занятия.
Занятия объединены в три отдельных блока: «Золушка», «Щелкунчик», «Творим и фантазируем!»
Структура занятия:
-беседа по содержанию
-восприятие музыкальных фрагментов
-творческие импровизации под музыку
-воплощение музыкальных впечатлений в рисунке
Методы обучения:
- метод контрастных сопоставлений
-метод уподобления характеру звучания (выявление и выражение смысла «музыкальной речи» в рисунке,в движении)
-словесный метод (пояснения,срвнения,слова-образы)
-метод полихудожественного уподобления (сравнение музыки и картины,музыки и художественного слова и т.д.)
Ожидаемые результаты:
-увеличение общей продолжительности времени сконцентрированного восприятия
-улучшение уровня исполнительской деятельности
-повышение уровня творческих проявлений,способности к оригинальному воплощению образа
-осмысленность и образная насыщенность высказываний о музыке,выразительность оценочных суждений о красоте музыкального образа
-наличие любимых произведений
Результаты проверяются на итоговых тематических занятиях и фиксируются в диагностических картах.
Подведение итогов реализации программы:
-способность к самостоятельному воплощению игрового образа в движении
-сформированность умения совместно со взрослым из отдельных эпизодов создавать целостное произведение –музыкальный спектакль
-повышение уровня пластичности детей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
С ИСКУССТВОМ БАЛЕТА
№
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
«Знакомимся с балетом.С.Прокофьева
«Золушка»
«Сестры и Золушка»
«Сестры и Золушка»
«Феи времен года»
«Феи времен года»
«Бал в королевском дворце»
«Бал в королевском дворце»
«Поиски Золушки.Финал»
«Игараем в балет «Золушка»
«Знакомимся с балетом П.Чайковского
«Щелкунчик»
«Детский праздник»
«Детский праздник»
«Чудеса дядюшки Дроссельмейера»
«Мышиный король и Щелкунчик»
«Мышиный король и Щелкунчик»
«Куклы сказочного королевства»
«Куклы сказочного королевства»
«Финал балета «Щелкунчик»
«Играем в сказку»
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕОРИЯ
1
1
0.5
1
0.5
0.5
0.5
1
0.5
1
0.5
1
0.5
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
ПРАКТИКА
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
«Знакомимся с балетом П.Чайковского
«Спящая красавица»
«Фея Карабос и Фея Сирени»
«Фея Карабос и Фея Сирени»
«Происшествие на балу»
«Принц на охоте»
«Сказочные гости»
«Сказочные гости»
«Играем в сказку»
«Сказочный вернисаж»
«Юные сказочники»
«Фантазеры»
«Создадим сказку сами»
«А у нас премьера!»
ВСЕГО ЧАСОВ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
20.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
11.5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМЫ 1-9:
«Знакомимся с балетом С.С.Прокофьева «Золушка»
Беседа о композиторе
Беседа по содержанию произведений
Прослушивание музыкальных фрагментов
Просмотр видео-фрагментов
Творческие импровизации
Рисование по замыслу
ТЕМЫ 10-19
: «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Щелкунчик»
Беседа о композиторе
.
Беседа по содержанию произведения
Прослушивание музыкальных фрагментов
Просмотр видео-фрагментов
Творческие импровизации
Рисование по замыслу
ТЕМЫ 20-27:
«Знакомимся с балетом П.Чайковского
«Спящая красавица»
Беседа о композиторе
Беседа по содержанию произведения
Прослушивание музыкальных фрагментов
Просмотр видео-фрагментов
Творческие задания
Рисование по замыслу
ТЕМЫ 28-32:
«Творим,фантазируем,сочиняем!»
Совместно со взрослым придумывание сюжета к балету
Подбор атрибутов,декораций
Продумывание характеров персонажей
Показ музыкального спектакля.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
В КРУЖКЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСКУССТВОМ БАЛЕТА
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ
(сентябрь,октябрь,ноябрь)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
1
2
3
4
5
6
«Знакомимся с
балетом.С.Прокофьев
«Золушка»
«Сестры и Золушка»
«Сестры и Золушка»
«Феи времен года»
«.Феи времен года»
«Бал в королевском дворце»
Рассказ о балете,как о виде
музыкального
искусства.Беседа о
композиторе С.Прокофьеве.
Чтение либретто балета
«Золушка»
Рассказ и беседа по
содержанию сцены.
Закрепление знаний о
содержании сцены и
средствах музыкальной
выразительности
Беседа по содержанию
сцены
Беседа о характере
персонажей,выявление
средств музыкальной
Рассматривание иллюстраций к
балету «Золушка»
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Па-де шаль»,
«Золушка», «Урок танцев»
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Па-де-шаль»,
«Золушка», «Урок танцев».
Просмотр видео-фрагментов
«Сестры и Золушка»
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Фея Осени», «Фея
Зимы», «Фея Весны», «Фея Лета»,
рассматривание иллюстраций
Просмотр видео-фрагментов
«Подарки Фей Времен года»
Рисование по результатам
музыкальных впечатлений
Творческие импровизации с
предложенными
атрибутами(Снежный
шарф,ленты,цветы,осенние
листья)
Творческие импровизации на
7
8
9
10
11
12
«Бал в королевском дворце»
«Поиски Золушки.Финал»
«Играем в балет «Золушка»
«Знакомимся с балетом
П.Чайковского
«Щелкунчик»
«Детский праздник»
«Детский праздник»
выразительности
Беседа по содержанию
сцены
Беседа о средствах
музыкальной
выразительности
Беседа по содержанию
сцены
Обсуждение способов
воплощения музыкального
образа
Рассказ о композиторе
П.Чайковском.Чтение
либретто балета
«Щелкунчик»
Беседа по содержанию
сцены
Беседа по содержанию
сцены
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Дуэт Принца и
Золушки на балу», «Вальс-кода»,
«Полночь»
Рассматривание иллюстраций
Просмотр видео-фрагментов
«Золушка на балу»
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Галоп Принца»,
«Посещение Принца», «Принц
нашел Золушку».
Просмотр видео-фрагментов
«Поиски Золушки.Финал»
Рассматривание иллюстраций к
балету.
Показ иллюстраций к балету
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Марш», «Детский
галоп», «Сцена и танец взрослых»
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание музыкальных
фрагментов.
Просмотр видео-фрагментов
«Детский праздник»
тему «Танцуем на балу»
Рисование по замыслу «Золушка
на балу»
Танцевальные импровизации с
различными атрибутами
Творческие задания: «Танцуют
дети с куклами», «Танцуют
взрослые»
ВТОРОЙ КВАРТАЛ
(декабрь,январь,февраль)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
13
14
15
16
17
18
«Чудеса дядюшки
Дроссельмейера»
«Мышиный король и
Щелкунчик»
«Мышиный король и
Щелкунчик»
«Куклы сказочного
кололевства»
«Куклы сказочного
королевства»
Беседа по содержанию
сцены
Беседа по содержанию
сцены
Беседа о средствах
музыкальной
выразительности
Беседа по содержанию
сцены
Беседа о характерах
сказочных персонажей
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Заводные куклы», «Танец
детей со Щелкунчиком»
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр видео-фрагментов
«Заводные куклы.Щелкунчик»
Прослушивание музыкального
фрагмента
« Сражение»
Просмотр видео-фрагмента
«Сражение.Превращение Щелкунчика»
Просмотр видео-фирагмента
«Сражение.Превращение Щелкунчика»
Прослушивание «Вальс снежных
хлопьев»
Прослушивание музыкальных
фрагментов:Испанский
танец,Арабский танец,Китайский
танец,Русский танец,Танец пастушков
Просмотр видео-фрагментов «Куклы
королевства сластей», «Танец Феи
Драже»
Прослушивание «Вальс цветов»
«Нарисуй заводную куклу»
Творческое задание «Танцуем
вальс снежных хлопьев»
(Снежные шарфы)
Творческие импровизации
«Кукла»
«Танцуем вальс
цветов»(Импровизация с
цветами)
19
20
21
22
«Финал балета «Щелкунчик»
«Играем в сказку»
«Знакомимся с балетом
П.Чайковского «Спящая
красавица»
«Фея Карабос и Фея Сирени»
«Фея Карабос и Фея Сирени»
Беседа по содержанию
сцены
Беседа по содержанию
Беседа о композиторе
П.Чайковском.
Чтение либретто балета
«Спящая красавица»
Беседа о музыкальных
образах
Беседа о средствах
музыкальной
выразительности
Просмотр видео-фрагментов «Па-де-
де», «Апофеоз»(Тающие
огоньки,Финал)
Рассматривание иллюстраций к балету
Рассматривание иллюстраций к балету
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Фея Карабос», «Фея
Сирени»
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание музыкальных
фрагментов
Просмотр видео-фрагментов «Фея
Карабос в замке»
Творческие импровизации
«Сказочные образы и герои»
Творческие этюды «Фея»
Творческое задание «Рисуем
Фею»
ТРЕТИЙ КВАРТАЛ
(март,апрель,май)
№
ТЕМА
ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
23
24
«Происшествие на балу»
«Принц на охоте»
Беседа по содержанию
сцены
Беседа по содержанию
Прослушивание музыкальных
фрагментов:.Вальс», «Вариации
Авроры»
Просмотр видео-фрагмента
«Принцесса с веретеном.Финал»
Прослушивание музыкальных
«Танцуем на балу»
Рисование по накопленным
музыкальным впечатлениям
25
26
27
28
29
30
31
32
«Сказочные гости»
«Сказочные гости»
«Играем в сказку»
«Сказочный вернисаж»
«Юные сказочники»
«Фантазеры»
«Создадим сказку сами»
«А у нас премьера!»
сцены
Беседа о музыкальных
образах
Беседа о содержании сцены
Беседа о средствах
музыкальной
выразительности
Беседа по
иллюстрациям.Обмен
впечатлениями
Придумывание сюжетной
линии.составление плана
сказки,написание
либретто,обсуждение
игровых персонажей
Беседа об особенностях
сказочных оборазов
Работа над балетом-сказкой
фрагментов: «Жмурки», «Вариации
Авроры»
Просмотр видео-фрагмента
«Пробуждение в замке», «Видения
принца»
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Принцесса Флорина и
Голубая птица», «Кот в сапогах и
Белая Кошечка», «Красная Шапочка и
Серый Волк», «Золушка и принц»,
«Мальчик-с-пальчик и его братья»
Рассматривание иллюстраций.
Прослушивание музыкальных
фрагментов: «Золушка и принц»,
«Мальчик-с-пальчик и его братья»
Просмотр видео-фрагментов
«Сказочные гости на балу»
Рассматривание иллюстраций к
балету
Рассматривание выставки детских
рисунков к балетам.
Рассматривание иллюстраций к
балетам
«Принц в замке»
Творческое задание «Изобрази
сказочного гостя»
«Рисуем сказочного гостя»
Творческие импровизации под
музыку балета
Творческие импровизации
«Мы любим балет»
Танцевальные этюды
«Персонажи наших сказок»
Пластические этюды-
импровизации
Подбор атибутов,элементов
декораций,костюмов
Показ музыкального
спектакля