Напоминание

Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством балета "Хрустальный башмачок"


Автор: Хаустова Ольга Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Лесная сказка"
Населённый пункт: р.п.Шаховская Московскоя области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством балета "Хрустальный башмачок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа разработана на основе авторской программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры»
Актуальность данной программы обусловлена важностью формирования основ музыкальной культуры,а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка,именно в дошкольном детстве,так как невозможно переоценить значение развития отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства для становления личности. В центре программы-развитие творческого слышания музыки детьми,которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности-музыкальной,музыкально-двигательной,художественной.
Цель:
формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Задачи:



- Развивать музыкально-эстетическое сознание
(эстетические эмоции,интерес к музыке,вкус,представления о красоте)
-Развивать музыкальное мышление
(осознание эмоционального содержания музыки,формы,языка,жанра и т.д.)
-Развивать творческое воображение
(образные высказывания о музыке,проявления творческой активности)
-Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской творческой деятельности
(рисунки,образное слово,пластические этюды,инсценировки) Дополнительные занятия с детьми помогают более глубоко раскрыть творческий потенциал каждого ребенка,стимулирует общее интеллектуальное развитие.Восприятие музыкальной формы предполагает развитие таких умственных операций,как сравнение,сопоставление,выделение черт общего и различного.Во время бесед о музыке словарь детей обогащается образными словами и выражениями.Сконцентрированность внимания воспитанников на отдельно взятом виде музыкального искусства (балет) помогает музыкального вкуса,эстетических чувств,умению владеть красивыми движениями в танце,слышать «язык» музыки и средства музыкальной выразительности. Этим данная программа отличается от «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и программы «Музыкальные шедевры О.Радыновой.
Срок реализации программы
- 1 год

Возрастная адресованность
– подготовительная к школе группа
Количество занятий в учебном году
– 16 занятий
Продолжительность занятий
– 25-30 минут
Форма обучения
– тематические занятия. Занятия объединены в три отдельных блока: «Золушка», «Щелкунчик», «Творим и фантазируем!»
Структура занятия:


-беседа по содержанию -восприятие музыкальных фрагментов -творческие импровизации под музыку -воплощение музыкальных впечатлений в рисунке
Методы обучения:

-
метод контрастных сопоставлений -метод уподобления характеру звучания (выявление и выражение смысла «музыкальной речи» в рисунке,в движении) -словесный метод (пояснения,срвнения,слова-образы) -метод полихудожественного уподобления (сравнение музыки и картины,музыки и художественного слова и т.д.)
Ожидаемые результаты:


-увеличение общей продолжительности времени сконцентрированного восприятия -улучшение уровня исполнительской деятельности -повышение уровня творческих проявлений,способности к оригинальному воплощению образа -осмысленность и образная насыщенность высказываний о музыке,выразительность оценочных суждений о красоте музыкального образа -наличие любимых произведений Результаты проверяются на итоговых тематических занятиях и фиксируются в диагностических картах.
Подведение итогов реализации программы:


-способность к самостоятельному воплощению игрового образа в движении -сформированность умения совместно со взрослым из отдельных эпизодов создавать целостное произведение –музыкальный спектакль -повышение уровня пластичности детей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСКУССТВОМ БАЛЕТА № СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 «Знакомимся с балетом.С.Прокофьева «Золушка» «Сестры и Золушка» «Сестры и Золушка» «Феи времен года» «Феи времен года» «Бал в королевском дворце» «Бал в королевском дворце» «Поиски Золушки.Финал» «Игараем в балет «Золушка» «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Щелкунчик» «Детский праздник» «Детский праздник» «Чудеса дядюшки Дроссельмейера» «Мышиный король и Щелкунчик» «Мышиный король и Щелкунчик» «Куклы сказочного королевства» «Куклы сказочного королевства» «Финал балета «Щелкунчик» «Играем в сказку» ВСЕГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕОРИЯ 1 1 0.5 1 0.5 0.5 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 ПРАКТИКА 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Спящая красавица» «Фея Карабос и Фея Сирени» «Фея Карабос и Фея Сирени» «Происшествие на балу» «Принц на охоте» «Сказочные гости» «Сказочные гости» «Играем в сказку» «Сказочный вернисаж» «Юные сказочники» «Фантазеры» «Создадим сказку сами» «А у нас премьера!» ВСЕГО ЧАСОВ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 0.5 0.5 20.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 11.5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМЫ 1-9: «Знакомимся с балетом С.С.Прокофьева «Золушка» Беседа о композиторе Беседа по содержанию произведений Прослушивание музыкальных фрагментов Просмотр видео-фрагментов Творческие импровизации
Рисование по замыслу ТЕМЫ 10-19 : «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Щелкунчик» Беседа о композиторе . Беседа по содержанию произведения Прослушивание музыкальных фрагментов Просмотр видео-фрагментов Творческие импровизации Рисование по замыслу ТЕМЫ 20-27: «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Спящая красавица» Беседа о композиторе Беседа по содержанию произведения Прослушивание музыкальных фрагментов Просмотр видео-фрагментов Творческие задания Рисование по замыслу ТЕМЫ 28-32: «Творим,фантазируем,сочиняем!» Совместно со взрослым придумывание сюжета к балету Подбор атрибутов,декораций Продумывание характеров персонажей Показ музыкального спектакля.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В КРУЖКЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСКУССТВОМ БАЛЕТА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ (сентябрь,октябрь,ноябрь) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 1 2 3 4 5 6 «Знакомимся с балетом.С.Прокофьев «Золушка» «Сестры и Золушка» «Сестры и Золушка» «Феи времен года» «.Феи времен года» «Бал в королевском дворце» Рассказ о балете,как о виде музыкального искусства.Беседа о композиторе С.Прокофьеве. Чтение либретто балета «Золушка» Рассказ и беседа по содержанию сцены. Закрепление знаний о содержании сцены и средствах музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Беседа о характере персонажей,выявление средств музыкальной Рассматривание иллюстраций к балету «Золушка» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Па-де шаль», «Золушка», «Урок танцев» Рассматривание иллюстраций Прослушивание музыкальных фрагментов: «Па-де-шаль», «Золушка», «Урок танцев». Просмотр видео-фрагментов «Сестры и Золушка» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Фея Осени», «Фея Зимы», «Фея Весны», «Фея Лета», рассматривание иллюстраций Просмотр видео-фрагментов «Подарки Фей Времен года» Рисование по результатам музыкальных впечатлений Творческие импровизации с предложенными атрибутами(Снежный шарф,ленты,цветы,осенние листья) Творческие импровизации на
7 8 9 10 11 12 «Бал в королевском дворце» «Поиски Золушки.Финал» «Играем в балет «Золушка» «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Щелкунчик» «Детский праздник» «Детский праздник» выразительности Беседа по содержанию сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Обсуждение способов воплощения музыкального образа Рассказ о композиторе П.Чайковском.Чтение либретто балета «Щелкунчик» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию сцены Прослушивание музыкальных фрагментов: «Дуэт Принца и Золушки на балу», «Вальс-кода», «Полночь» Рассматривание иллюстраций Просмотр видео-фрагментов «Золушка на балу» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Галоп Принца», «Посещение Принца», «Принц нашел Золушку». Просмотр видео-фрагментов «Поиски Золушки.Финал» Рассматривание иллюстраций к балету. Показ иллюстраций к балету Прослушивание музыкальных фрагментов: «Марш», «Детский галоп», «Сцена и танец взрослых» Рассматривание иллюстраций Прослушивание музыкальных фрагментов. Просмотр видео-фрагментов «Детский праздник» тему «Танцуем на балу» Рисование по замыслу «Золушка на балу» Танцевальные импровизации с различными атрибутами Творческие задания: «Танцуют дети с куклами», «Танцуют взрослые»
ВТОРОЙ КВАРТАЛ (декабрь,январь,февраль) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 13 14 15 16 17 18 «Чудеса дядюшки Дроссельмейера» «Мышиный король и Щелкунчик» «Мышиный король и Щелкунчик» «Куклы сказочного кололевства» «Куклы сказочного королевства» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Беседа о характерах сказочных персонажей Прослушивание музыкальных фрагментов: «Заводные куклы», «Танец детей со Щелкунчиком» Рассматривание иллюстраций. Просмотр видео-фрагментов «Заводные куклы.Щелкунчик» Прослушивание музыкального фрагмента « Сражение» Просмотр видео-фрагмента «Сражение.Превращение Щелкунчика» Просмотр видео-фирагмента «Сражение.Превращение Щелкунчика» Прослушивание «Вальс снежных хлопьев» Прослушивание музыкальных фрагментов:Испанский танец,Арабский танец,Китайский танец,Русский танец,Танец пастушков Просмотр видео-фрагментов «Куклы королевства сластей», «Танец Феи Драже» Прослушивание «Вальс цветов» «Нарисуй заводную куклу» Творческое задание «Танцуем вальс снежных хлопьев» (Снежные шарфы) Творческие импровизации «Кукла» «Танцуем вальс цветов»(Импровизация с цветами)
19 20 21 22 «Финал балета «Щелкунчик» «Играем в сказку» «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Спящая красавица» «Фея Карабос и Фея Сирени» «Фея Карабос и Фея Сирени» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию Беседа о композиторе П.Чайковском. Чтение либретто балета «Спящая красавица» Беседа о музыкальных образах Беседа о средствах музыкальной выразительности Просмотр видео-фрагментов «Па-де- де», «Апофеоз»(Тающие огоньки,Финал) Рассматривание иллюстраций к балету Рассматривание иллюстраций к балету Прослушивание музыкальных фрагментов: «Фея Карабос», «Фея Сирени» Рассматривание иллюстраций Прослушивание музыкальных фрагментов Просмотр видео-фрагментов «Фея Карабос в замке» Творческие импровизации «Сказочные образы и герои» Творческие этюды «Фея» Творческое задание «Рисуем Фею» ТРЕТИЙ КВАРТАЛ (март,апрель,май) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 23 24 «Происшествие на балу» «Принц на охоте» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию Прослушивание музыкальных фрагментов:.Вальс», «Вариации Авроры» Просмотр видео-фрагмента «Принцесса с веретеном.Финал» Прослушивание музыкальных «Танцуем на балу» Рисование по накопленным музыкальным впечатлениям
25 26 27 28 29 30 31 32 «Сказочные гости» «Сказочные гости» «Играем в сказку» «Сказочный вернисаж» «Юные сказочники» «Фантазеры» «Создадим сказку сами» «А у нас премьера!» сцены Беседа о музыкальных образах Беседа о содержании сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по иллюстрациям.Обмен впечатлениями Придумывание сюжетной линии.составление плана сказки,написание либретто,обсуждение игровых персонажей Беседа об особенностях сказочных оборазов Работа над балетом-сказкой фрагментов: «Жмурки», «Вариации Авроры» Просмотр видео-фрагмента «Пробуждение в замке», «Видения принца» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Принцесса Флорина и Голубая птица», «Кот в сапогах и Белая Кошечка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Золушка и принц», «Мальчик-с-пальчик и его братья» Рассматривание иллюстраций. Прослушивание музыкальных фрагментов: «Золушка и принц», «Мальчик-с-пальчик и его братья» Просмотр видео-фрагментов «Сказочные гости на балу» Рассматривание иллюстраций к балету Рассматривание выставки детских рисунков к балетам. Рассматривание иллюстраций к балетам «Принц в замке» Творческое задание «Изобрази сказочного гостя» «Рисуем сказочного гостя» Творческие импровизации под музыку балета Творческие импровизации «Мы любим балет» Танцевальные этюды «Персонажи наших сказок» Пластические этюды- импровизации Подбор атибутов,элементов декораций,костюмов Показ музыкального спектакля


В раздел образования




Яндекс.Метрика