Автор: Савкина Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 г. Юрги"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОВЗ
Тема: "Звонкие и глухие согласные"
Раздел: начальное образование
Логопедическое занятие для учащихся 1 класса с ОВЗ
«Звонкие и глухие согласные»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1.
Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
2.
Развивать фонематический слух.
3.
Развивать мышление и память.
Воспитательные: Воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование: Демонстрационный материал: символы звонких и глухих
согласных. Предметные картинки. Раздаточный материал: тетради, ручки
синего
и
зеленого
цвета,
карандаши,
карточки
с
индивидуальными
заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Логопед: - Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты.
- Существуют парные согласные по глухости – звонкости:
[Б] - [П], [В] - [Ф], [Г] - [К], [Д] - [Т], [Ж] - [Ш], [З] - [С].
- Чтобы проверить парную согласную, нужно подобрать однокоренное слово
или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная
или сонорная согласная (Н, М, Л, Р, Й).
Например: гриб – грибок, грибной.
2. Основная часть
Упражнение «Вставь пропущенную согласную» (по карточкам)
Логопед: - Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные согласные.
Бума..ка, ю..ка, шу..ка, крас..ка, кно..ка, гря..ка, берё..ка, до..ка, тру..ка,
па..ка, бесе..ка, ку..ки, мы..ка, се..ка, ска..ка.
Упражнение «Выбери букву» (по карточкам)
Логопед: - Прочитайте. Выберите нужную букву.
1. Как у старой ба(б/п)ки
Жили-были ла(б/п)ки.
Встанет ба(б/п)ка утром рано,
Выйдет в погре(б/п) за сметаной –
Ла(б/п)ки вслед за ней идут,
Всюду ба(б/п)ку стерегут.
2. Четыре в комнате угла,
Четыре но(ж/ш)ки у стола
И по четыре но(ж/ш)ки
У мы(ж/ш)ки и у ко(ж/ш)ки.
3. У Алёнки в гостях
Петушок в сапо(ж/ш)ках.
Курочка в серё(ж/ш)ках,
А корова в ю(б/п)ке
И в тёпленькой шу(б/п)ке.
4. Наша у(д/т)ка – крякала,
А Серё(ж/ш)ка – якалка:
«Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее пробегу!..»
Отдохни немно(ж/ш)ко,
Якалка Серё(ж/ш)ка!
Физкультминутка
(Повороты вокруг своей оси)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Упражнение «Много-один»
Логопед: - Данные слова измените так, чтобы они обозначали один предмет.
Зубы, глаза, рога, супы, этажи, сады, ужи.
Упражнение «Дополни предложения»
Логопед: - Найдите последнее слово к каждому предложению, вставьте в
него нужную букву.
Слова: шу..ка, ча..ка, зу..ки, слё..ки.
У кошки зоркие глазки и острые …
Кошке игрушки, а мышке …
Хороша кашка, да мала …
Зимой шубка не …
Упражнение «Буква заблудилась»
Логопед: - Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья, её найдите
И в свой домик посадите.
- Объясните, почему вы так думаете.
Слова: бере…, пля…, сле…, була…ка, блу…ка.
Итог урока:
- Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать
не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные
звуки. А также научились правильно их писать в словах. Вы хорошо
потрудились. Спасибо. Молодцы.