Автор: Осипенкова Лилия Анатольевна
Должность: Директор школы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Растегаевская ОШ"
Населённый пункт: Д.Братковая Хиславичского района Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация работы по формированию функциональной грамотности в МБОУ "Растегаевская ОШ" в 2021-2022 учебном году
Раздел: среднее образование
1
Организация работы по формированию функциональной грамотности
директора МБОУ «Растегаевская ОШ» Л.А.Осипенковой
в 2021-2022 учебном году
Организация работы по формированию функциональной грамотности
обучающихся предполагает проведение своевременных и единообразных
подготовительных мероприятий.
В этом направлении важное место занимает подготовка изменений в
основную образовательную программу основного общего образования и
локальные акты школы: рабочие программы по предметам, планы и
программы внеурочной деятельности, положение о внутришкольной оценке
качества образования и т.п. Это связано с тем, что понятие «функциональная
грамотность» является формально относительно новым и не фигурирует в
школьных нормативно-методических документах. То есть, речь идёт о том,
что нормативная база образовательного учреждения должна соответствовать
региональным требованиям.
Данное
информационно-методическое
письмо
определяет
необходимый минимум изменений в нормативно-методической базе школы.
Эффективная деятельность по формированию функциональной грамотности
обучающихся возможна только при условии системного подхода к работе по
всем
направлениям.
Соответственно,
системность
необходима
и
при
корректировке нормативно-методической базы.
При
желании
общеобразовательная
организация
вправе
вносить
дополнительные
коррективы,
обусловленные
спецификой
организации
образовательного процесса в конкретной школе.
1.
Основная
образовательная
программа основного общего образования.
Основной массив изменений приходится на основные образовательные
программы
школы,
так
как
именно
они
определяют
цели,
задачи
и
содержание школьного образования.
Рассмотрим
необходимые
корректировки
на
примере
основной
2
образовательной программы основного общего образования, понимая, что
изменения
в
программе
начального
общего
образования
будут
аналогичными, естественно, с учётом их специфики.
В обобщённом схематическом виде это может выглядеть следующим
образом.
Таблица 1.
Примерная схема корректировки
основной образовательной
программы основного общего
образования.
№
п/
п
Раздел (подраздел) ООП
ООО
Примерная корректировка
1
.
«Планируемые результаты
освоения обучающимися
основной образовательной
программы основного
общего образования»
(Личностные результаты
освоения основной
образовательной программы)
Внести пункт следующего
содержания:
«Сформированность
функциональной грамотности,
предполагающей умение
формулировать и объяснять
собственную позицию в
конкретных ситуациях
общественной жизни на основе
полученных знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей
гражданина»
2
.
«Планируемые результаты
освоения обучающимися
основной образовательной
программы основного
общего образования»
(Метапредметные
результаты освоения
основной образовательной
программы основного
общего образования)
Внести пункт следующего
содержания:
«Умение находить и извлекать
информацию в различном
контексте; объяснять и
описывать явления на основе
полученной информации;
анализировать и интегрировать
полученную
информацию; формулировать
проблему, интерпретировать и
оценивать её; делать выводы;
строить прогнозы; предлагать
пути
3
решения»
3
.
«Система оценки достижения
планируемых результатов
освоения основной
образовательной программы
основного общего образования»
(Особенности оценки
личностных результатов)
Внести коррективы в следующий
пункт:
«Одним из объектов оценки
личностных результатов в
основной школе является: …
3) сформированность
социальных компетенций,
включая
функциональную грамотность,
…»
4
.
«Система оценки достижения
планируемых результатов
освоения основной
образовательной программы
основного общего
образования»
(Особенности оценки
метапредметных
результатов)
Внести коррективы в следующий
пункт:
«Наиболее адекватными
формами оценки: …
функциональной грамотности
служит письменная
работа на
межпредметной основе;
…»
Естественно,
что
при
желании
школа
может
вносить
и
другие
соответствующие коррективы в основную образовательную программу, если
посчитает это необходимым.
2.
Рабочие
программы
по
предметам.
Рабочая
программа
–
важнейший
документ
для
учителя-предметника,
который определяет планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные,
метапредметные
и
предметные),
содержание
учебного
предмета, тематическое планирование.
По
современным
требованиям,
рабочие
программы
должны
предусматривать
деятельность
по
формированию
функциональной
грамотности,
используя
содержание
различных
учебных
предметов.
В
максимальном (в перспективе – обязательном) варианте имеются в виду все
без исключения учебные предметы. В минимальном (на первом этапе – в
2021-2022
учебном
году)
это
должно
напрямую
соответствовать
всем
структурным элементам функциональной грамотности, проверяемым
4
международным исследованием PISA. Это может выглядеть следующим
образом.
Таблица 2.
Примерное
соответствие учебных
предметов
структурным элементам PISA.
№
п/
п
Структурный
модуль
PISA
Учебный предмет в
начальной школе
Учебный
предмет
в основной
школе
1
.
Читательск
ая
грамотнос
ть
Русский язык
Русский язык
Литературное
чтение
Литература
Иностранный язык
Иностранный
язык
2
.
Математическ
ая
грамотность
Математика
Математика
3
.
Естественно-
научная
грамотность
Окружающий мир
География
Биология
Физика
Химия
4
.
Финансовая
грамотность
Математика
Обществознание
Особо отметим, что данный «узкопредметный» подход следует как
можно
быстрее
преодолевать,
переходя
к
вышеозначенному
максимальному варианту. Следует подчеркнуть, что важнейшая особенность
функциональной грамотности состоит в том, что кроме содержательного
компонента
не
меньшее,
а,
пожалуй,
даже
большее
значение
имеет
5
сформированность таких навыков обучающихся, как:
-
«умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность»,
-
«находить
общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования позиций и учёта интересов»;
-
«формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
свое
мнение».
Очевидно,
что
наилучшие
результаты
будут,
если
данные
навыки
отрабатываются
(во
всяком
случае,
должны
отрабатываться)
на
всех
предметах без исключения.
Исходя из этого, изменения в рабочих программах необходимо внести,
прежде всего, в планируемые результаты обучения, а именно в личностные и
метапредметные.
Личностные
результаты
освоения
функциональной
грамотности
формулируются примерно следующим образом: «формулирует и объясняет
собственную
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни
на
основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей, прав и обязанностей гражданина».
Метапредметные результаты могут быть сформулированы так:
«находит
и
извлекает
информацию
в
различном
контексте;
объясняет
и
описывает
явления
на
основе
полученной
информации;
анализирует
и
интегрирует
полученную
информацию;
формулирует
проблему,
интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает
пути решения».
Очевидно, что в полном объёме такие результаты у
обучающихся
могут быть достигнуты только к окончанию 9 класса.
3.
План
внеурочной
деятельности.
План
внеурочной
деятельности
–
общешкольный
документ,
определяющий
общий
и
максимальный
объём
нагрузки
обучающихся
в
рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм
внеурочной деятельности по классам.
6
Здесь, прежде всего, следует иметь в виду, что с 1 сентября 2021 года
в
школах в обязательном порядке в рамках внеурочной деятельности
вводится курс «Функциональная грамотность» (5-9-е классы).
Подчеркнём,
что
объём
изучения
этого
курса
общеобразовательная
организация
определяет
самостоятельно.
Однако
мы
рекомендуем
максимальный вариант: в 5,6,7,8,9-х классах по 2 часа в неделю (в год – по 68
часов). В МБОУ «Растегаевская ОШ» введён 1 час в неделю кружка
«Функциональная грамотность».
Соответственно,
в
план
внеурочной
деятельности
(в
раздел
«Общеинтеллектуальное
направление»)
необходимо
внести
курс
«Функциональная грамотность» в том объёме, который будет установлен
общеобразовательной
организацией.
А
в
разделе
плана
«Ожидаемые
результаты» стоит внести ту же формулировку, что и в рабочих программах
по
предметам:
«формулирует
и
объясняет
собственную
позицию
в
конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей
гражданина».
4.
Программа
внеурочной
деятельности.
Программа
внеурочной
деятельности
-
общешкольный
документ,
определяющий
цели
и
задачи
внеурочной
деятельности,
её
принципы
и
направления, формы работы и предполагаемые результаты.
Корректировка
программы
внеурочной
деятельности
может
быть
осуществлена, например, следующим образом.
Таблица 3.
Примерная схема
корректировки Программы
внеурочной деятельности.
№
п
/
Раздел (подраздел) Программы
Примерная корректировка
7
п
1
.
«Направления
внеурочной
деятельности»
(«Общеинтеллектуальное
направление»)
Следует внести курс
«Функциональная грамотность»
2
.
«Формы внеурочной
деятельности»
Следует внести форму «Уроки
функциональной грамотности»
3
.
«Предполагаемые
результаты реализации
программы»
Внести пункт следующего
содержания:
«формулирует и объясняет
собственную позицию в
конкретных ситуациях
общественной жизни на основе
полученных знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей
гражданина»
5.
Программа
воспитания
и
социализации.
Программа воспитания и социализации - общешкольный документ,
определяющий цели
и задачи воспитания и
социализации обучающихся,
основные направления и ценностные основы воспитания и социализации,
основное содержание воспитания и социализации.
В
данную
программу
в
разделе
«Основные
задачи
программы»
(подраздел
«Формирование
личностной
культуры»)
необходимо
внести
задачу: «формирование функциональной грамотности». В раздел «Основные
направления
воспитания
и
социализации»
(подраздел
«Социальная
компетентность и социальная ответственность») следует внести понятие
«функциональная грамотность». Необходимо дополнить и раздел «Критерии
оценки
эффективности
воспитательной
деятельности»,
например,
следующим образом.
Таблица 4.
Примерная схема корректировки
Критериев оценки
эффективности воспитательной
8
деятельности.
Ожидаем
ые
результат
ы
Критерии
отслеживания
результатов
Методики измерения
Сформированнос
ть
познавательного
потенциала
Внести
пункт
следующег
о
содержани
я:
«Сформированнос
ть
функциональной
грамотности»
Внести
пункт
следующег
о
содержани
я:
«Мониторинг
уровня
сформированности
функциональн
ой
грамотности»
6.
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования
(ВСОКО).
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования
(ВСОКО)
-
общешкольный
документ,
определяющий
направления
внутренней оценки качества образования, состав, порядок организации и
проведения контрольно-оценочных процедур.
Корректировки
данного
Положения
могут
выглядеть
следующим
образом.
Таблица 5.
Примерная схема корректировки
Положения о внутришкольной системе
оценки качества образования (ВСОКО).
№
п
/
п
Раздел (подраздел) Положения
Примерная корректировка
9
1
.
«Основные мероприятия
ВСОКО»
Внести пункт следующего
содержания:
«мониторинг сформированности
функциональной грамотности»
2
.
«Оценка
образовательных
результатов
обучающихся»
Внести пункт следующего
содержания:
«Итоговой оценке
сформированности
функциональной грамотности
обучающегося предшествует
её оценка в рамках
промежуточных аттестаций.
Продвижение обучающегося в
сформированности
функциональной грамотности
выступает предметом
обязательного мониторинга»
3
.
«Мониторинги в рамках
ВСОКО»
В перечне обязательных
мониторингов следует
указать:
«Мониторинг уровня
сформированности
функциональной
грамотности».
Корректировку
школьных
нормативно-методических
документов
следует
провести,
как
это
предусмотрено
«Дорожной
картой»
по
обеспечению процесса перехода к формированию и оценке функциональной
грамотности
обучающихся
в
МБОУ «Растегаевская ОШ». Для примера
приведу отчёт учителя русского языка и литературы Л.А.Осипенковой.
Отчёт учителя русского языка и литературы Л.А.Осипенковой
о проведении Марафона по формированию функциональной грамотности у
обучающихся МБОУ «Растегаевская ОШ»
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности
учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом
вопросе в своей практике, проверяют учителей на формирование этой самой
грамотности.
Требования
ФГОС
таковы,
что
наравне
с
классическим
определением
«грамотность»,
возникло
представление
«функциональная
10
грамотность». Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее
актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать
текст и тренировать грамотность. Термин «функциональная грамотность» был
введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная
грамотность».
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность -
это
способность
человека
свободно
использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из
текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи
такой информации в реальном общении.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка под
-разумевает развитие следующих компетенций: - коммуникативной компетенции,
которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности;
способность
адекватно
понимать
чужую
устную
и
письменную
речь;
самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс,
который требует от учителя использования современных форм и методов
обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную,
самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Хочу поделиться некоторыми формами и методами, которые я применяю для
формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка
и литературы.
Для этого предлагаю
обратиться
к
технологии развития
критического мышления через чтение и письмо, т.к. эта технология как нельзя
лучше соответствует нашим целям. Технология РКМЧП позволяет решать
следующие
задачи
:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и
активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных
жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной
аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков
и ответственности за знание.
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой
учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют,
отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.
Так, например, это прием «ИНСЕРТ»- чтение с пометками: ученикам дается
текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая,
учащиеся ставят на полях значки:
"?" - непонятно,
"+"- согласен,
11
"-" - вызывает сомнение,
"!" - это главное, это удивило.
Далее идёт обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует
дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на
формулирование темы урока, объяснения нового материала, или акцентировать
внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация,
которая требует обсуждения. Или использовать фазу "это удивило" и дальше дать
ряд упражнения на нужную вам тему ( например, дан текст по причастию, детей
удивило, что ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА пишется с -Н- , а ЖАРЕННАЯ В МАСЛЕ
КАРТОШКА
- с -НН- , сделали на этом акцент - пошла отработка правил
правописания -Н-НН- в отглагольных прилагательных и причастиях).
В этом приёме могут быть и другие маркеры :
“V” ЗНАЛ, “+” УЗНАЛ, “-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ, “?” ХОЧУ УЗНАТЬ.
Вот фаза ХОЧУ УЗНАТЬ провоцирует другой приём - толстые и тонкие
вопросы.
Прием «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся
по тексту,
при
котором «тонкий» вопрос
предполагает
репродуктивный
однозначный
ответ
(чаще
это
«да» или «нет»),
а
«толстый»
(проблемный) требует развёрнутого ответа, рациональных рассуждений, поиска
дополнительных знаний и анализа информации.
Таблица вопросов
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто... дайте объяснение, почему...
что... почему вы думаете…
когда... почему вы считаете…
может... в чем разница…
будет... предположите, что будет, если…
мог ли... что, если…
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом
уроке:
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их
с уже полученными;
отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и
коротко, строить сложные высказывания
воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту
же проблему.
Прием «КЛАСТЕР»
«Кластер» - информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события,
12
описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся
логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие
опорного конспекта по изучаемой теме.
Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для
систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер
позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии
понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Этапы работы над кластером:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое
слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи.
В
итоге
получается
структура,
которая
графически
отображает
наши
размышления, определяет информационное поле данной теме.
Прием «СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА» - применяются на стадии рефлексии,
помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы
Синквей:
1 строка - Существительное
– тема синквейна (объект).
2 строка - 2 прилагательных
описывающие признаки и свойства объекта.
3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом.
4 строка - Предложение – отношение автора к объекту.
5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта.
Лексика
Однозначные, многозначные
Объясняет, заменяет, использует
Словарный состав языка
Слово
"Кавказский пленник"
Кавказ, война
Интересный, поучительный, актуальный
Трусость – самый страшный порок
рассказ
ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя).
2.Два слова (определение; прилагательные).
3.Три слова (действие; причастия).
13
4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные).
5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия).
6.Два
слова
(определение,
связанное
с
темой
последней
строки;
прилагательные).
7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное).
Жилин
Благородный, смелый
Борется, спасает, не сдается
Сильная воля
Безумству храбрых поем мы песню
Трусит, не надеется, не борется
Слабый, инертный
Костылин
Прием «ТЕЛЕГРАММА или СМС»
- тоже больше подходит к стадии
рефлексии - ученику предлагается кратко написать самое важное, что уяснил из
прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить
задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание
герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание
себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Например, телеграмма Ивана Васильевича с бала/ или после бала. (рассказ
«После бала». Л.Н.Толстой)
Нахожусь на балу. Счастлив! Всех люблю! Варенька великолепна. Очарован
ею! Женюсь! / Я в шоке от увиденного! Какая жестокость! Разочарован.
Больше не хочу учиться военной школе. Жениться не могу…
СМС с урока.
Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо
задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для
формирования читательского
умения
интегрировать
и
интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот приём. Он подойдёт в
качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при
изучении нового материала.
Знакомство
с
порядком
морфологического
разбора
имени
существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам.
(6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
14
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …
.
Имя существительное не является членом предложения, если… .
Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать
нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой
работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о
точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,
с
которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после
знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Приемы активизации ранее полученных знаний
Прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в
столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать
задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать,
сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный
ряд;
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока
вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции,
формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для
выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования
форм слов.
Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу,
мотивация для дальнейшей работы.
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации
полученных ранее знаний.
15
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление
и т.д. из изученного ранее материала.
Приём «Входной билет». Чтобы пройти в класс и сесть на своё место,
предлагается вытянуть «билет» и ответить на предложенные в нём
вопросы по материалу прошлого урока (изученному материалу по
теме)
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из
текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под
рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать
язык графика, схемы, диаграммы.
Технология
приема: Составить
опорный
конспект
по
изучаемой
теме
и
«озвучить» его.
Приём «Корзина» идей, понятий…
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них
опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано
все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что
знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
3. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
(Например. Учитель ставит перед детьми проблему:- Напишите за 1
минуту, что вам известно о подлежащем. Затем после чтения материала
параграфа узнают что-то новое и добавляют)
Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания
в
нестандартной
ситуации;
умение
критически
оценивать
полученную
информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию (на карточках или на экране),
содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой
или индивидуально и записывают или читают в исправленном виде.
Прием «Мозаика». «Перепутанный текст»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их
в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания
ученики могут предложить несколько различных путей последовательного
16
соединения.
Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра,
сочинение-рассказ, сочинение-описание, написание диктантов) – всё это также
способствует развитию функциональной грамотности.
В процессе формирования функциональной грамотностибольшое значение и
меют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с тек
стами-миниатюрами,
сравнение двух текстов и другие виды работ с текстами, которые при этом являю
тся наиболее результативными формами организации работы на уроке русского
языка.
Таким образом, уроки русского языка и литературы содействуют развитию
функциональной грамотности у обучающихся путём:
формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания тек
ста;
развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать
её при помощи правил или обращения к учебнику или справочнику;
создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письм
а для понимания и преобразования текста;
развития универсальных способов деятельности – различных аналитических умен
ий;создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач.