Автор: Амасева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №116"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: сценарий родительского собрания
Тема: "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей» города Чебоксары
«Роль родителей в приобщении
ребенка к чтению»
(средняя группа)
Подготовила воспитатель:
Амасева Надежда Владимировна
Чебоксары, 2021
Сценарий родительского собрания
Цель:
помощь родителям в сознании значения развития речи в дошкольном
возрасте;
раскрытие
возможностей применения полученных знаний в условиях
семейного воспитания;
вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
повысить стремление родителей оказывать помощь детям в процессе
формирования правильной речи;
расширять социальное партнерство, привлекать детей и родителей к чтению;
развивать творческие способности;
оказывать семье информационную помощь;
выявлять самую читающую семью;
формировать
положительную
мотивацию
обучения
и
межличностные
отношения между детьми, родителями и воспитателем.
Форма проведения: круглый стол.
Место проведения: музыкальный зал.
Подготовка:
приглашение родителей;
анкетирование родителей;
оформление памятки для родителей по приобщению детей к книгам;
подготовка выставки детской литературы;
изготовления родителями самодельных книжек на тему «Презентация моей
читающей семьи»;
заучивание родителями пословиц о книге.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Драматизация детьми стихотворения К. И. Чуковского «Телефон».
3. Литературная викторина.
4. Презентация родителями книги «Моя читающая семья»
5. Выступления воспитателя.
6. Заключительная часть.
Ход собрания
1. Перед началом собрания родители рассматривают выставку книг,
обсуждают увиденное. Слушают тихо звучащую музыку, занимают места за
столами. Поставленными по кругу. На них лежат памятки.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с
вами. Наше время — время великих достижений науки, техники, время
замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее
сложным и великим М. Горький считал книгу.
В книге заключен огромный духовный мир человечества.
«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было
велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы
открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (Л. Горький). Эти
слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей
такие книги, которые ответили бы на все их «почему».
«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели
собственные книги, и чтобы таких книг было много. Они читают малышам
вслух, а те сосредоточенно слушают… Однако такая картинка из жизни
несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не
читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или
выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир
книги.
Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно
лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться
на определенном занятии, хорошо говорят» (Л.Н. Зеленцова).
Тема нашей встречи - « «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в
семейном воспитании 4-5 летнего ребенка принадлежит книге?
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.
Она
легкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать
книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный
картон.
Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность
«играть» с ней самостоятельно.
В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
Печатный текст — только крупный, фразы — четкие и лаконичные.
Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен распола-
гаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического
сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь
малыши часто пытаются грызть книгу.
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений
предметов, животных, растений и т.п. На странице 80% площади должна
занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш
пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может
ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек.
Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст,
то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже
пытается по-своему их называть.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку
стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми
потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно
к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите
азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас
читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки - игрушки: всевозможные «пищалки»,
книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ре-
бенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для
чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-
игрушек к минимуму.
Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских
иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не
должно превышать 10—15%, иначе книга может показаться ребенку скучной.
Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы
и при этом учится работать с новой информацией.
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно
с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного,
но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает
эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама
читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на
эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к
занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вы-
резать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это
развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о
чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует
бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее
подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача
родителей
-
постараться
расширить
детский
кругозор,
подбирая
разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печат-
ного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребенок
научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения.
Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка
живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу
непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень
сплачивает.
2. Драматизация детьми стихотворения К. И. Чуковского «Телефон».
3. Воспитатель. А сейчас я предлагаю родителей разделиться на 2 команды,
чтобы поучаствовать в литературной викторине.
Существует много пословиц, поговорок о книге, чтении. Вспомните и
назовите их. (участникам предлагается начало пословицы, вторую половину
должны сказать сами).
Книга в счастье украшает, ... а в несчастье утешает.
Без книги, как без солнца, … и днём темны оконца.
Книга – твой друг, …без неё как без рук.
Книга мала, … а ума придала.
Кто много читает, … тот много знает.
С книгой поведёшься, … ума наберёшься.
Участникам нужно отгадать, в каких сказках живут герои, давшие
объявления.
1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое, квартиру на новый
дом? Обращаться в сказку... (А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце,
умеющее говорить? Наш адрес... (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и
о семи богатырях».)
3.
Для
работы
в
хозяйстве
требуются:
повар,
конюх,
плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.
Мой адрес... (А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем
приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде!
Адрес... (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
«Волшебное средство» и «Путаница»
Участникам раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное
средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.
Волшебное средство:
у Буратино (золотой ключик);
у девочки Жени из сказки В. Катаева (цветик-семицветик);
у Оле - Лукойе (зонтик со снами);
у солдата из сказки Г.-Х. Андерсена (огниво).
Путаница
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду». (Бычок.)
Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой.)
Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит...(Вороны.)
Подведение итогов конкурса. Награждение команды- победительницы.
4. Презентация родителями самодельной книги «Моя читающая семья».
5. Воспитатель. Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело.
Мы очень рады. И пусть всегда к вам на помощь приходит книга! Мне
хочется, чтобы вы помнили слова Ф.М. Достоевского: «Когда я вижу, как
люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие
занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутреннее: этого одного довольно на
целую жизнь». Читайте! И пусть вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги. Дорогие друзья!
Благодарим за то, что вы пришли к нам, и надеемся, что мы еще не раз с
вами встретимся. До новых встреч!
6. Заключительная часть.
Родителям предлагаются памятки: «Как научить ребенка беречь
книги», «Как обсуждать прочитанную книгу», «Если Вы решили купить
своему ребенку новую книгу» (см. Приложение)
Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к
книге, поставить себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать
прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы,
обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения
и
слова-паразиты.
Для
преодоления
утомляемости
во
время
чтения
использовать игровые приемы, физминутки. В общении с ребенком помнить
народную мудрость: “Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью”.
Найти время и возможности для семейного чтения (полчаса в неделю).
Выписать и читать с детьми детские журналы.
Пожелание воспитателя родителям: пусть ваши старания, силы, труд,
направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые
всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им
счастье!
Проект решения родительского собрания:
1.
Найти время и возможность для семейного чтения: обсуждать
прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные
рассказы.
2.
Выписать и читать с детьми детские журналы.
3.
Рассказать детям о детской библиотеке, записаться в нее и регулярно
брать книги для семейного чтения.
4.
Регулярно разучивать с детьми стихотворения.
Литература
1. Журнал «Воспитатель ДОУ». - 2017. - №1. С. 93
2. Данилова, И.В. Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению //
Дошкольная педагогика. 2013. №7. С. 66-67.
3. Чиркова, С.В. родительское собрание в детском саду: средняя группа / С.
В. Чиркова. – М: ВАКО, 2009. 155-156, 160-161.