Автор: Николаев Александр Михайлович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля"
Населённый пункт: Канашского района Чувашской Республики
Наименование материала: 7 класс технология ФГОС (мальчики)
Тема: рабочая программа по технологии
Раздел: среднее образование
Программа по технологии
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Учащиеся должны знать:
- что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
-
основные
параметры
качества
детали:
форма,
шероховатость
и
размеры
каждой
элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
•
пути
предупреждения
негативных
последствий
трудовой
деятельности
человека
на
окружающую среду и собственное здоровье;
• особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
• о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;
• виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
•
общее
устройство
слесарного
верстака,
уметь
пользоваться
им
при
выполнении
слесарных операций;
•
назначение,
устройство
и
принцип
действия
простейшего
слесарного
инструмента
(разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при
выполнении соответствующих операций;
• основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в
них рабочим частям;
• виды пиломатериалов;
• возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых
расчетов,
получения
необходимой
информации
о
технологии
обработки
деталей
и
сборки
изделий;
• источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
• технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
• общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
• виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
• устройство сливного бачка.
уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и
личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
1
• осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки
по
металлу)
и
токарного
станка
по
дереву
на
заданную
форму
и
размеры,
обеспечивать
требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
•
производить
простейшую
наладку
станков
(сверлильного,
токарного
по
дереву),
выполнять основные ручные и станочные операции;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и
деталей типа тел вращения;
•
понимать
содержание
инструкционно-технологических
карт
и
пользоваться
ими
при
выполнении работ;
• графически изображать основные виды механизмов передач;
• находить необходимую техническую информацию;
• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
•
читать
чертежи
и
технологические
карты,
выявлять
технические
требования,
предъявляемые к детали;
•
выполнять
основные
учебно-производственные
операции
и
изготавливать
детали
на
сверлильном и токарном станках по дереву;
• выполнять шиповые соединения;
• шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
•
владеть
простейшими
способами
технологии
художественной
отделки
древесины
(шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
•
применить
политехнические
и
технологические
знания
и
умения
в
самостоятельной
практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
• ценностно-смысловой;
• деятельностной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• информационно-коммуникативной;
• межкультурной;
• учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
2
• планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и
обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и
правильно вести себя в гостях;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных
материалов.
Результаты по блокам содержания
Современные
материальные,
информационные
и
гуманитарные
технологии
и
перспективы их развития
Выпускник научится:
называть
и
характеризовать
актуальные
управленческие,
медицинские,
информационные
технологии,
технологии
производства
и
обработки
материалов,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
называть
и
характеризовать
перспективные
управленческие,
медицинские,
информационные
технологии,
технологии
производства
и
обработки
материалов,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
объясняеть
на
произвольно
избранных
примерах
принципиальные
отличия
современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий,
связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов,
свойствами
продуктов
современных
производственных
технологий
и
мерой
ихтехнологическойчистоты;
проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе
работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить
рассуждения,
содержащие
аргументированные
оценки
и
прогнозы
развития
технологий
в
сферах
медицины,
производства
и
обработки
материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование
технологической
культуры
и
проектно-технологического
мышления
обучающихся
Выпускник научится:
следовать
технологии,
в
том
числе
в
процессе
изготовления
субъективно
нового
продукта;
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической
защищенности;
прогнозировать
по
известной
технологии
выходы
(характеристики
продукта)
в
зависимости
от
изменения
входов
/
параметров
/
ресурсов,
проверяет
прогнозы
опытно-
экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в
зависимости
от
ситуации
оптимизировать
базовые
технологии
(затратность
–
качество),
проводит
анализ
альтернативных
ресурсов,
соединяет
в
единый
план
несколько
технологий
без
их
видоизменения
для
получения
сложносоставного
материального
или
информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
описывать
технологическое
решение
с
помощью
текста,
рисунков,
графического
изображения;
3
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
проводить
и
анализироватьразработку
и
/
или
реализацию
прикладных
проектов,
предполагающих:
‒
изготовление
материального
продукта
на
основе
технологической
документации
с
применением
элементарных
(не
требующих
регулирования)
и
сложных
(требующих
регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
‒
модификацию
материального
продукта
по
технической
документации
и
изменения
параметров
технологического
процесса
для
получения
заданных
свойств
материального
продукта;
‒
определение
характеристик
и
разработку
материального
продукта,
включая
его
моделирование в информационной среде (конструкторе);
‒
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
‒
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
проводить и анализироватьразработку и / или реализацию технологических проектов,
предполагающих:
‒
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального
продукта (после его применения в собственной практике);
‒
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами
(опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей,
условий
производства
с
выработкой
(процессированием,
регламентацией)
технологии
производства
данного
продукта
и
ее
пилотного
применения;
разработку
инструкций,
технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
‒
разработку
(комбинирование,
изменение
параметров
и
требований
к
ресурсам)
технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
проводить
и
анализировать
разработку
и
/
или
реализацию
проектов,
предполагающих:
‒
планирование
(разработку)
материального
продукта
в
соответствии
с
задачей
собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
‒
планирование
(разработку)
материального
продукта
на
основе
самостоятельно
проведенных исследований потребительских интересов;
‒
разработку плана продвижения продукта;
проводить
и
анализироватьконструирование
механизмов,
простейших
роботов,
позволяющих
решить
конкретные
задачи
(с
помощью
стандартных
простых
механизмов,
с
помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом /
потребностью
/
задачей
деятельности
и
в
соответствии
с
их
характеристиками
разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа
и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение
образовательных
траекторий
и
планов
в
области
профессионального
самоопределения
Выпускник научится:
4
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства
и
обработки
материалов,
машиностроения,
производства
продуктов
питания,
сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
характеризовать
ситуацию
на
региональном
рынке
труда,
называет
тенденции
ее
развития,
разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном
рынке труда,
характеризовать группы предприятий региона проживания,
характеризовать
учреждения
профессионального
образования
различного
уровня,
расположенные
на
территории
проживания
обучающегося,
об
оказываемых
ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
анализировать
результаты
и
последствия
своих
решений,
связанных
с
выбором
и
реализацией образовательной траектории,
анализировать
свои
возможности
и
предпочтения,
связанные
с
освоением
определенного
уровня
образовательных
программ
и
реализацией
тех
или
иных
видов
деятельности,
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами
в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
получит
опыт
поиска,
извлечения,
структурирования
и
обработки
информации
о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации
об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
предлагать
альтернативные
варианты
траекторий
профессионального
образования для занятия заданных должностей;
анализировать
социальный
статус
произвольно
заданной
социально-
профессиональной
группы
из
числа
профессий,
обслуживающих
технологии
в
сферах
медицины,
производства
и
обработки
материалов,
машиностроения,
производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По завершении учебного года обучающийся 7 класса:
называет
и
характеризует
актуальные
и
перспективные
технологии
в
области
энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии,
характеризует профессии в сфере информационных технологий;
характеризует
автоматизацию
производства
на
примере
региона
проживания,
профессии,
обслуживающие
автоматизированные
производства,
приводит
произвольные
примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
перечисляет,
характеризует
и
распознает
устройства
для
накопления
энергии,
для
передачи энергии;
объясняет
понятие
«машина»,
характеризует
технологические
системы,
преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
объясняет
сущность
управления
в
технологических
системах,
характеризует
автоматические и саморегулируемые системы;
5
осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ
неполадок электрической цепи;
осуществляет
модификацию
заданной
электрической
цепи
в
соответствии
с
поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной
задачей;
выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования
(на выбор образовательной организации);
конструирует
простые
системы
с
обратной
связью
на
основе
технических
конструкторов;
следует
технологии,
в
том
числе,
в
процессе
изготовления
субъективно
нового
продукта;
получил
и
проанализировал
опыт
разработки
проекта
освещения
выбранного
помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного
станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
получил
и
проанализировал
опыт
оптимизации
заданного
способа
(технологии)
получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого
способа).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
по предмету «Технология»
В результате обучения учащиеся овладевают:
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
изделий народного промысла чуваш, татар, мордвы, марийцев;
-профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, используемых
природные ресурсы чуваши
-распределять работу при коллективной деятельности.
-понимание ценности материальной чувашской культуры для жизни и развития
человека.
-изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера
национальными узорами
-построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства на территории
Чувашии
6
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты
- проявление познавательных интересов и активности в области предметной
технологической деятельности, традиционной для Чувашии: ткачество, шитье и вышивка, резьба
по дереву;
-выражение желания учиться и трудиться на предприятиях промышленного производства
Чувашской Республики для удовлетворения текущих и перспективных потребностей города и
региона;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры в образовательных организациях
Чуващской Республики;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, историческому укладу
жизни чуваш;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства согласно чувашским традициям
Метапредметные результаты
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности на русском и чувашском языках;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих высокую
потребительную стоимость в Чувашской Республике;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,
имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость: чувашские
народные сказки, биографии чувашских национальных героев, рецепты чувашской кухни,
национальную символику, орнаменты;
Предметные результаты
в познавательной сфере:
-оценка технологических свойств сырья, материалов, используемых в Чувашской
республике, и областей их применения;
-классификация видов и назначение традиционных для Чувашии методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной
среды, а также соответствующих технологий местного производства;
-наличие положительной мотивации и интереса к чувашской вышивке, ткачеству, шитью
из бисера и монет и потребности в применении соответствующих умений и навыков в будущей
профессиональной деятельности и семейной жизни;
- знание истории и особенностей традиционных чувашских женских ремесел, материалов,
инструментов и приспособлений, используемых при изготовлении изделий, чувашских и русских
названий материалов, инструментов и оборудования, применяемого в чувашской вышивке,
шитье и ткачестве, резьбе по дереву;
-владение кодами и методами чтения и способами графического представления чувашских
символов
7
в трудовой сфере:
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, используемой
чувашскими мастерами;
- освоение быта чуваш через изготовление предметов домашнего обихода, вышитых
изделий и украшений из бисера и монет, лепку керамических предметов быта;
-примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации
на рынке товаров и услуг Чувашской Республики
в мотивационной сфере:
-оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности на
территории Чувашской Республики;
-выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы
или профессии в учреждениях среднего профессионального образования Чувашской
Республики;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг на
территории Чувашской Республики
в эстетической сфере:
-дизайнерское проектирование изделия с учетом чувашских традиций;
- моделирование художественного оформления объекта труда с учетом чувашских
традиций
в коммуникативной сфере:
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов, содержащих чувашскую
символику, устоявшиеся региональные стереотипы в области рекламы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов»
Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс
изготовления деталей: Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и
БСТД). Конструкторская документация. Технологическая документация. Сведения о
технологическом процессе.
Заточка и настройка дереворежущих инструментов: Основные технологические
документы. Технологическая карта Инструменты и приспособления для обработки древесины.
Требования к заточке дереворежущих инструментов. Правила заточки. Правила безопасной
работы.
Отклонения и допуски на размеры деталей: Расчет отклонений
и допусков на размеры вала и отверстия.
8
Столярные шиповые соединения: Шиповые соединения, их элементы и конструктивные
особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Правила безопасной
работы.
Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель: Виды соединения деталей из
дерева. Сборка деталей шкантами шурупами в нагель, Склеивание деревянных деталей.
Точение конических и фасонных деталей из древесины: Устройство токарного станка и
приёмы работы на нём. Технология изготовления конических и фасонных деталей из древесины.
Контроль размеров и формы детали. Правила безопасной работы.
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости:
Художественное точение как вид художественной обработки древесины. Технология
изготовления декоративно-прикладного назначения точением. Правила безопасной работы.
Раздел «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных
материалов»
Классификация сталей. Термическая обработка стали: Металлы и сплавы. Виды сталей
и их свойства. Маркировки сталей. Термическая обработка сталей. Основные операции
термообработки.
Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках: Графическое
изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их
графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Сечения и разрезы.
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6: Токарно-винторезный
станок ТВ-6: устройство, назначение. Профессия — токарь.
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш: Устройство и
назначение настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. Виды фрез. Приёмы рабо
ты на станке. Правила безопасности труда.
Нарезание резьбы: Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на
стержнях и в отверстиях; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Изображение резьбы
на чертежах. Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Основные технологические
операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. Правила безопасности труда.
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»
Мозаика на изделиях из древесины. Технология изготовления мозаичных наборов:
Мозаика как вид художественной отделки изделий из древесины. Способы выполнения мозаики
на изделиях из дерева. Виды узоров. Инструменты для выполнения мозаики. Правила
безопасной работы.
Художественная обработка металла. Мозаика с металлическим контуром: Накладная
филигрань как вид контурного декорирования. Способы крепления металлического контура к
основе. Инструменты для выполнения накладной филиграни. Правила безопасности труда.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ»
Технологии ведения дома. Основы технологии оклейки помещений обоями: Назначение и
виды обоев. Виды клея для наклейки обоев. Инструменты для обойных работ. Технология оклеи
вания обоями. Правила безопасности.
9
Основные технологии малярных работ: Общие сведения о малярных и лакокрасочных
материалах. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Технология
проведения малярных работ. Правила безопасности труда
Раздел «Творческий проект»
Творческий проект: Тематика творческих проектов. Эвристические методы поиска новых
решений. Этапы проектирования и конструирования, Применение ЭВМ при проектировании.
Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации.
Способы проведения презентации проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема урока
Кол-во
часов
Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов
1
Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс
изготовления деталей.
4
2
Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
3
3
Отклонения и допуски на размеры деталей.
2
4
Столярные шиповые соединения.
3
10
5
Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель.
3
6
Точение конических и фасонных деталей из древесины
5
7
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости
8
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
8
Классификация сталей. Термическая обработка стали.
3
9
Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках.
2
10
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6.
2
11
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш.
3
12
Нарезание резьбы.
3
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
13
Мозаика на изделиях из древесины. Технология изготовления мозаичных
наборов.
4
14
Художественная обработка металла. Мозаика с металлическим контуром.
3
Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ
15
Технологии ведения дома. Основы технологии оклейки помещений обоями.
3
16
Основные технологии малярных работ.
2
Творческий проект
17
Творческий проект.
14
18
Итоговая контрольная работа.
1
11