Автор: Анастасия Александровна Семенова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №162 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ д/с №162 (1) «Лукоморье» города Тюмени
Консультация для педагогов
«Целевые прогулки как форма профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма»
Автор:
воспитатель 1кв.категории
Семенова Анастасия Александровна
Что такое прогулка в детском саду и каково её значение в жизни детей?
Прогулка — это
педагогически
организованная
форма
активного
отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья
детей, развитие их физических и умственных способностей.
Задачи прогулки:
• оптимизировать двигательную активность детей, повышать уровень
физической подготовленности;
• оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных
условиях;
•
способствовать
познавательно-речевому,
художественно-
эстетическому и социально-личностному развитию;
• развивать детскую самостоятельность.
Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
- наблюдение;
- трудовые поручения;
- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные
упражнения;
-
индивидуальная
работа
по
различным
направлениям
развития
воспитанников;
- самостоятельная деятельность детей.
Какие бывают прогулки?
В дошкольных учреждениях используют разные виды прогулок.
Условно их можно классифицировать следующим образом:
1.
По месту проведения
:
на территории участка детского сада;
за пределами территории детского сада (возможны в старших
группах, на небольшие расстояния).
2.
По содержанию
:
традиционная
, включающая в себя трудовую деятельность детей
(уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;
тематическая
: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную
тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может
представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением
несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
целевая
: организованный выход за пределы территории детского
сада, на небольшое расстояние (примерно до 2 км), начиная со второй младшей
группы;
экскурсия
: должна проводиться 1 раз в месяц, начиная со средней
группы;
поход
: может проводиться 1-2 раза в год, начиная со старших
групп.
Мы с вами более подробно познакомимся с целевыми прогулками.
Что такое целевая прогулка?
Это та же прогулка, но с определённой целевой установкой, направленная на
практическое закрепление знаний, полученных дошкольниками в НОД, либо
других режимных моментах, с выходом за территорию детского сада.
В свою очередь, целевые прогулки тоже классифицируют на следующие
виды:
- прогулка-наблюдение: основное содержание такой прогулки, чаще всего,
связано с целенаправленными наблюдениями за сезонными изменениями в
природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких
животных, трудом и отдыхом людей.
-
прогулка-задание
имеет цель поздравить товарищей или взрослых с
праздником, известить население о каком-нибудь событии, пригласить гостей
на мероприятие, оказать шефскую помощь;
- прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи,
например: предлагается определить расстояние, величину предмета (высоту,
ширину), его цвет, направление и скорость ветра и т.д.;
-
прогулка-поиск:
это вид «следопытской» прогулки,
во время которой
воспитанники ищут и собирают лекарственные травы, семена деревьев,
природный материал для гербария, коллекции и т.д.
- прогулка-поход – это организованный вид двигательной деятельности, в ходе
которой
решаются
оздоровительные
задачи,
воспитывается
любовь
и
эстетическое отношение к природе, и удовлетворяются познавательные
потребности детей.
- прогулка-фантазия: определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у
детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность.
Например, дети мастерят поделки из природного материала, составляют
композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными
мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры и т.д.
- прогулка-показ ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.
Например, познакомить и показать местные достопримечательности, редкие
цветы, деревья, кустарники и др.
-
прогулка-практикум предусматривает закрепление знаний и умений
воспитанников по правилам дорожного движения, по технике безопасности, по
ориентированию и по культуре поведения.
Как организовать целевую прогулку?
Организация целевой прогулки состоит из нескольких этапов:
1 этап. Это подготовка воспитателя к целевой прогулке. Он включает в
себя:
-
определение темы, цели, программного содержания и объектов для
исследования;
- выбор дороги и места с учётом возрастных, физических и психических
особенностей детей;
- определение последовательности целевого наблюдения и места для отдыха
детей;
- выбор методов и приёмов проведения.
И ещё такой момент: так как целевые прогулки предполагают выход
детей за территорию детского сада, соответственно важно поставить в
известность администрацию и оформить соответствующую документацию.
На 2 этапе с детьми проводятся беседы с целью:
- активизации уже имеющихся у детей впечатлений и представлений по данной
теме;
- детям сообщается о предстоящем событии и его содержании;
- дошкольники привлекаются к подготовке необходимого оборудования.
3 этап – это непосредственное проведение целевой прогулки, которое
включает в себя:
- краткую беседу о месте и цели прогулки;
-
коллективное
наблюдение:
рассматривание
характерных
признаков
намеченных объектов и явлений природы, дополнение наблюдения рассказом и
пояснением педагога. Самостоятельные индивидуальные наблюдения.
- кроме этого, 3 этап включает в себя сбор, сортировку и раскладывание
материала, а также игры с ним.
Перед возвращением с целевой прогулки детям дают отдохнуть, если это
лето, то посидеть в тени 5-10 минут или проводят спокойную, малоподвижную
игру.
4 этап – рефлексия
После возвращения в детский сад с детьми обсуждается: куда они
ходили? Что увидели, запомнили? Чем хотели бы поделиться с родителями,
знакомыми? И т.д.
Возвращаясь
к
теме
нашей
консультации,
важно
отметить,
что
количество
дорожно-транспортных
происшествий
с
участием
детей
не
становится меньше. Поэтому данная тема, как ни когда остаётся актуальной.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются
сами
дети.
Приводит
к
этому
их
незнание
элементарных
основ
правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению
детей на проезжей части.
Избежать
этих
опасностей
можно
лишь
путем
соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам
дорожного
движения
нельзя
ограничиваться
лишь
словесными
объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим
формам обучения.
Очень
интересной
формой
профилактики
детского
дорожно-транспортного
травматизма
являются
целевые
прогулки
с
воспитанниками детского
сада.
В
каждой
из
возрастных
групп
целевые
прогулки
по
обучению
ребенка
правильному
поведению
в
дорожных
ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо
обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта:
легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения
учить различать и называть части машины: кабину, колёса, окна, двери. Учить
отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми старших детей.
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма в средней группе становится более широкой.
Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с
детским
садом,
транспортом,
который
движется
по
этой
дороге,
конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая
часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”,
“светофор” и
т.д.
В старшей группе на целевых прогулках по профилактике детского
дорожно-транспортного
травматизма закрепляются представления детей о
проезжей
части;
дети
знакомятся
с
перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные
знания
о
правилах
для
пешеходов
и
пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма
в
подготовительной
группе
дошкольники
наблюдают
за
движением
транспорта,
работой
водителя,
сигналами
светофора.
Расширяются
знания
о
работе
инспекторов
ДПС
ГИБДД,
контролирующих
и
регулирующих
движение
на
улице.
Продолжается
знакомство
с
назначением
дорожных
знаков
и
их
начертанием.
Закрепляется
правильное
употребление
пространственной
терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом,
навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т.п.).
Дети
учатся
ориентироваться
в
дорожной
обстановке,
её
изменениях,
правильно реагировать на них.
С каким интервалом проводятся целевые прогулки?
Младшие, средние группы – 1 раз в 2 месяца
Старшие, подготовительные – 1 раз в месяц