Напоминание

Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма


Автор: Анастасия Александровна Семенова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №162 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ д/с №162 (1) «Лукоморье» города Тюмени

Консультация для педагогов

«Целевые прогулки как форма профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма»

Автор:

воспитатель 1кв.категории

Семенова Анастасия Александровна

Что такое прогулка в детском саду и каково её значение в жизни детей?

Прогулка — это

педагогически

организованная

форма

активного

отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья

детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

• оптимизировать двигательную активность детей, повышать уровень

физической подготовленности;

• оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных

условиях;

способствовать

познавательно-речевому,

художественно-

эстетическому и социально-личностному развитию;

• развивать детскую самостоятельность.

Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

- наблюдение;

- трудовые поручения;

- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные

упражнения;

-

индивидуальная

работа

по

различным

направлениям

развития

воспитанников;

- самостоятельная деятельность детей.

Какие бывают прогулки?

В дошкольных учреждениях используют разные виды прогулок.

Условно их можно классифицировать следующим образом:

1.

По месту проведения

:

на территории участка детского сада;

за пределами территории детского сада (возможны в старших

группах, на небольшие расстояния).

2.

По содержанию

:

традиционная

, включающая в себя трудовую деятельность детей

(уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;

тематическая

: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную

тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может

представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением

несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

целевая

: организованный выход за пределы территории детского

сада, на небольшое расстояние (примерно до 2 км), начиная со второй младшей

группы;

экскурсия

: должна проводиться 1 раз в месяц, начиная со средней

группы;

поход

: может проводиться 1-2 раза в год, начиная со старших

групп.

Мы с вами более подробно познакомимся с целевыми прогулками.

Что такое целевая прогулка?

Это та же прогулка, но с определённой целевой установкой, направленная на

практическое закрепление знаний, полученных дошкольниками в НОД, либо

других режимных моментах, с выходом за территорию детского сада.

В свою очередь, целевые прогулки тоже классифицируют на следующие

виды:

- прогулка-наблюдение: основное содержание такой прогулки, чаще всего,

связано с целенаправленными наблюдениями за сезонными изменениями в

природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких

животных, трудом и отдыхом людей.

-

прогулка-задание

имеет цель поздравить товарищей или взрослых с

праздником, известить население о каком-нибудь событии, пригласить гостей

на мероприятие, оказать шефскую помощь;

- прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи,

например: предлагается определить расстояние, величину предмета (высоту,

ширину), его цвет, направление и скорость ветра и т.д.;

-

прогулка-поиск:

это вид «следопытской» прогулки,

во время которой

воспитанники ищут и собирают лекарственные травы, семена деревьев,

природный материал для гербария, коллекции и т.д.

- прогулка-поход – это организованный вид двигательной деятельности, в ходе

которой

решаются

оздоровительные

задачи,

воспитывается

любовь

и

эстетическое отношение к природе, и удовлетворяются познавательные

потребности детей.

- прогулка-фантазия: определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у

детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность.

Например, дети мастерят поделки из природного материала, составляют

композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными

мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры и т.д.

- прогулка-показ ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.

Например, познакомить и показать местные достопримечательности, редкие

цветы, деревья, кустарники и др.

-

прогулка-практикум предусматривает закрепление знаний и умений

воспитанников по правилам дорожного движения, по технике безопасности, по

ориентированию и по культуре поведения.

Как организовать целевую прогулку?

Организация целевой прогулки состоит из нескольких этапов:

1 этап. Это подготовка воспитателя к целевой прогулке. Он включает в

себя:

-

определение темы, цели, программного содержания и объектов для

исследования;

- выбор дороги и места с учётом возрастных, физических и психических

особенностей детей;

- определение последовательности целевого наблюдения и места для отдыха

детей;

- выбор методов и приёмов проведения.

И ещё такой момент: так как целевые прогулки предполагают выход

детей за территорию детского сада, соответственно важно поставить в

известность администрацию и оформить соответствующую документацию.

На 2 этапе с детьми проводятся беседы с целью:

- активизации уже имеющихся у детей впечатлений и представлений по данной

теме;

- детям сообщается о предстоящем событии и его содержании;

- дошкольники привлекаются к подготовке необходимого оборудования.

3 этап – это непосредственное проведение целевой прогулки, которое

включает в себя:

- краткую беседу о месте и цели прогулки;

-

коллективное

наблюдение:

рассматривание

характерных

признаков

намеченных объектов и явлений природы, дополнение наблюдения рассказом и

пояснением педагога. Самостоятельные индивидуальные наблюдения.

- кроме этого, 3 этап включает в себя сбор, сортировку и раскладывание

материала, а также игры с ним.

Перед возвращением с целевой прогулки детям дают отдохнуть, если это

лето, то посидеть в тени 5-10 минут или проводят спокойную, малоподвижную

игру.

4 этап – рефлексия

После возвращения в детский сад с детьми обсуждается: куда они

ходили? Что увидели, запомнили? Чем хотели бы поделиться с родителями,

знакомыми? И т.д.

Возвращаясь

к

теме

нашей

консультации,

важно

отметить,

что

количество

дорожно-транспортных

происшествий

с

участием

детей

не

становится меньше. Поэтому данная тема, как ни когда остаётся актуальной.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются

сами

дети.

Приводит

к

этому

их

незнание

элементарных

основ

правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению

детей на проезжей части.

Избежать

этих

опасностей

можно

лишь

путем

соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам

дорожного

движения

нельзя

ограничиваться

лишь

словесными

объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим

формам обучения.

Очень

интересной

формой

профилактики

детского

дорожно-транспортного

травматизма

являются

целевые

прогулки

с

воспитанниками детского

сада.

В

каждой

из

возрастных

групп

целевые

прогулки

по

обучению

ребенка

правильному

поведению

в

дорожных

ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо

обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта:

легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения

учить различать и называть части машины: кабину, колёса, окна, двери. Учить

отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми старших детей.

Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма в средней группе становится более широкой.

Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с

детским

садом,

транспортом,

который

движется

по

этой

дороге,

конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая

часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”,

“светофор” и

т.д.

В старшей группе на целевых прогулках по профилактике детского

дорожно-транспортного

травматизма закрепляются представления детей о

проезжей

части;

дети

знакомятся

с

перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные

знания

о

правилах

для

пешеходов

и

пассажиров.

На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма

в

подготовительной

группе

дошкольники

наблюдают

за

движением

транспорта,

работой

водителя,

сигналами

светофора.

Расширяются

знания

о

работе

инспекторов

ДПС

ГИБДД,

контролирующих

и

регулирующих

движение

на

улице.

Продолжается

знакомство

с

назначением

дорожных

знаков

и

их

начертанием.

Закрепляется

правильное

употребление

пространственной

терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом,

навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т.п.).

Дети

учатся

ориентироваться

в

дорожной

обстановке,

её

изменениях,

правильно реагировать на них.

С каким интервалом проводятся целевые прогулки?

Младшие, средние группы – 1 раз в 2 месяца

Старшие, подготовительные – 1 раз в месяц



В раздел образования




Яндекс.Метрика