Автор: Пургина Оксана Григорьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 12 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Чудо - игры для развития речевого дыхания
Раздел: дошкольное образование
Упражнения на развитие речевого дыхания.
( Для неравнодушных родителей)
Развивать правильное речевое дыхание, тренировать опору дыхания
и свободу звучания.
Расширять диапазон и силу звучания голоса.
1.
«Чудо – лесенка »
Ход игры: каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи…
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
2.
« Игра со свечой »
Ход игры: детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую
свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить
свечу, а только заставить плавно « танцевать» пламя. Выдох делается тонкой
упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно
играть с воображаемым пламенем.
. 3.
« Бумажный кораблик »
Детям предлагается сделать бумажный кораблик и поставить его на гладкую
поверхность стола. Задача заключается в том, чтобы « перегнать» кораблик с
одного конца стола на другой.
Вар: можно расставить 2-3 преграды на пути кораблика в виде спичечных коробков.
Попробуйте провести кораблик, не задевая преграды.
Выдох должен быть сильным, направленным на кораблик, но плечи и шею не
напрягать.
- Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка…
Попробуйте её тихонько сдуть.
( дети делают вдох носом, а затем длинный выдох).
- А теперь представьте себе, что снежинка упала на ладошки, на плечи, на рукава
одежды. Сдуйте их.
( дети делают носом вдох и несколько коротких выдохов, как бы сдувая с себя снежинки).
- Представьте, что вам холодно, ваши руки замерзли. Как вы их погреете? (дети делают
поочередно вдох и выдох, направляя теплый воздух на ладошки).
4.
« Шарик »
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением
звука « Ш-ш-ш…».
5.
« Снежинки »
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением
снежинок.(Следить,чтобы щеки не надувались)
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
6
. « Ветер »
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф… ( выдох спокойный)
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф.. (активный выдох)
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а….
Рябиновый – и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый - у-у-у…
7.
« Кошка и шарик »
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи.
После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с
произнесением звука «ш».
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш