Напоминание

Виды домашних заданий на уроке сольфеджио


Автор: Дяценко Анна Александровна
Должность: преподаватель эстрадного вокала и сольфеджио
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №27
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Виды домашних заданий на уроке сольфеджио
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Виды домашних заданий на уроке сольфеджио

План:

1.

Роль и значение домашних заданий

2.

Типовой вариант построения домашнего задания

3.

Ритмические упражнения

4.

Сольфеджирование

5.

Роль секвенции

6.

Творческие упражнения

7.

Письменные упражнения

Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Домашние

задания лишь тогда эффективны, когда они правильно составлены.

Самостоятельная работа ученика над выполнением домашних заданий

– одно из важнейших условий успешных занятий сольфеджио. Причем, здесь

важен даже не столько сам факт выполнения задания, полученного на уроке,

сколько именно процесс самостоятельной работы. Как и у многих других

музыкальных дисциплин, значительная эффективность занятий сольфеджио

во многом возможна только при достаточно частой, а лучше – ежедневной

работе над развитием необходимых навыков. Особенно это касается

учеников, не наделенных от природы абсолютным слухом и вокально-

интонационной координацией. Понятно, что сорок пять минут в неделю

урочного времени в развитии навыков особой «погоды не сделают». И в этом

смысле, самостоятельная домашняя работа ученика является

непосредственным «продолжением» урока. А цель домашнего задания – не

столько «заставить» ученика закрепить знания, полученные на уроке,

сколько указать путь для достижения поставленной цели.

С другой стороны, как уже неоднократно говорилось, сольфеджио –

«служебная» дисциплина, и перегружать домашнее задание трудоемкими, а

зачастую и дублирующими друг друга упражнениями, тоже не следует.

Необходимо найти правильное соотношение между объемом домашней

работы и ее эффективностью. При этом не менее важно с самого начала

занятий с учеником объяснить ему и его родителям не только цель

самостоятельной домашней работы и важность ее выполнения, но и наиболее

эффективный порядок выполнения заданий. В частности, очень важно

привить учащимся правило заниматься часто (по возможности – каждый

день), но не много – 20 – 30 минут, и объяснить, что «авральный» метод

выполнения домашнего задания совершенно неприемлем и не приносит

реальной пользы.

Несомненно, что домашнее задание должно содержать в себе по

возможности все виды работы, но объем упражнений в каждой категории

варьируется в зависимости от целесообразности и эффективности данного

вида работы в самостоятельной форме. Очевидно, что основу

самостоятельной домашней работы должны составлять упражнения,

развивающие «исполнительские» навыки – игра на фортепиано и вокально-

интонационные упражнения. Именно во время самостоятельной домашней

работы и происходит большей частью процесс развития этих навыков.

Сколько бы времени ни уделялось этим упражнениям на уроке, в лучшем

случае его хватит только на то, чтобы показать ученику основные приемы и

проконтролировать процесс формирования и развития этих

«исполнительских» навыков.

В соответствии с вышеизложенными принципами далее предлагается

примерный типовой вариант построения домашнего задания:

1) 5 – 10 одноголосных и двухголосных мелодий для пения по нотам;

2) 1 мелодия для разучивания наизусть и (или) транспонирования;

3) упражнение на развитие навыка слухового анализа;

4) творческое задание включающее в себя функции повторения

теоретического материала в письменной форме, игру на фортепиано и

сочинение того или иного элемента фактуры с заданными условиями.

Последнее задание может быть разделено на отдельные небольшие задания в

зависимости от изучаемой темы или по каким-либо иным причинам:

а) письменное упражнение на повторение теоретического материала;

б) комбинированное упражнение (игра на фортепиано + интонирование) на

закрепление теоретического материала;

в) творческое задание – сочинение мелодии (желательно без инструмента) с

заданными условиями.

Ранее уже говорилось о важности соблюдения определенного порядка

в работе над домашним заданием. Исходя из рассмотренной выше структуры

задания можно предложить следующие принципы работы: работу над

письменными заданиями целесообразней начинать как можно раньше, пока

еще «свежо» в памяти объяснение преподавателя. Транспонирование

мелодии, или разучивание ее наизусть, напротив, желательно оставить на

последние дни перед следующим уроком с преподавателем. Творческие

задания, работу над прочими «исполнительскими» упражнениями, а также

упражнения на развитие навыка слухового анализа можно выполнять на

протяжении всего промежутка между уроками, равномерно распределив их

по дням недели.

Как видно, подобное построение домашнего задания и плана его

выполнения обеспечит, с одной стороны, достаточный объем

самостоятельной работы ученика, а с другой – равномерное распределение

нагрузки. Однако, здесь еще раз стоит вспомнить, что далеко не все планы,

хорошо выглядящие «на бумаге», так же хорошо работают и на практике.

Далеко не каждый ученик по тем или иным причинам может выстроить

самостоятельную работу в нужном объеме и порядке. И преподавателю

особенно важно чутко следить за тем, насколько эффективно ученик

занимается дома, и своевременно варьировать объем и содержание

домашнего задания, направляя самостоятельную работу ученика в наиболее

эффективное русло. В конечном счете, именно самостоятельная работа

ученика является тем самым фундаментом, на основе которого формируются

все необходимые музыкальные навыки.

Ритмические упражнения:

Работа над ритмическими упражнениями начинается с первого класса.

На начальном этапе длительности читаются на слоги бом (половинная), дон

(четвертная) и ди-ли (восьмая). Затем длительности считаются

традиционным способом. С каждым классом идет усложнение ритмических

рисунков. Работа дома является важным этапом для закрепления нового

ритма.

При изучении каждого нового ритма полезно давать ученикам задание

на нахождение пройденного ритмического рисунка в произведении по

специальности.

При исполнении гамм можно использовать определенный ритм.

Еще одной формой является запись слов в ритме (проводится анализ

слова, ударный слог является сильной долей). В таком упражнении хорошо

отрабатывается ощущение затакта.

Сольфеджирование:

Работа над упражнением с названием нот вне ритма (без пения).

Пение в ритме без названия нот (мелодия пропевается на удобный слог).

Пение в транспорте.

Пение наизусть.

Сделать анализ мелодии на наличие повторений, секвенции, движение

мелодии (восходящее, нисходящее, поступенное, скачки), элементы

(интервалы, аккорды, ритм), динамика, кульминация, правильное

распределение дыхания.

Роль секвенции:

Закрепление изученного ритмического рисунка.

Дирижирование.

Чувство лада и тональности.

Интонационная чистота.

Чтение нот.

Секвенция является законченным предложением, поэтому тренирует

ощущение законченности мелодии, ощущение Т.

Творческие упражнения:

Досочинение до тоники.

Досочинение на заданный ритм.

Сочинение своей мелодии на заданный ритм.

Сочинение мелодии в определенном жанре.

Игра с басом.

Игра с басом и аккордами (пение мелодии без названия нот на определенный

слог), используя фактуру марша, вальса или польки.

Подбор на слух известных песенок, записанного в классе диктанта или

выученной мелодии в заданной тональности.

В старших классах игра аккомпанемента с пением мелодии на основе

буквенных обозначений.

Сочинение вариаций:

а) смена лада

б) смена ритма

в) смена регистра

г) смена размера

д) увеличение или уменьшение длительностей

е) опевание мелодии

ж) использование мелизмов

Сочинение второго голоса к заданной мелодии, используя терции и сексты.

Анализ произведений по специальности на наличие секвенции,

определенных интервалов и аккордов.

Сочинить свой ритм для закрепления пройденного материала.

Письменные упражнения:

В начальных классах используются рабочие тетради Калининой

В средних и старших классах задается построение и пение гамм,устойчивых

и неустойчивых ступеней, интервалов, аккордов, ступеневых, интервальных

и аккордовых цепочек в ладу. От звука четыре вида трезвучих и их

обращений, интервалов с обращениями, Д7 с обращениями и разрешением.

Построение аккордов на основе буквенных обозначений



В раздел образования




Яндекс.Метрика