Автор: Фенглер Оксана Районгольдовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №6 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Юрга, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Радуга здоровья"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников №6
«Рябинка» г.Юрги
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Радуга здоровья»
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
воспитатель,
Фенглер Оксана Районгольдовна
Педагогический стаж___4___,
1 Квалификационная категория
Юрга, 2021
Пояснительная записка
Современное,
быстро
развивающееся
образование,
предъявляет
высокие
требования к детям и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение
создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию
ценностного
отношения
воспитанников
к
собственному
здоровью
и
здоровью
окружающих.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей нашла
отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость
формирования мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию
культурной
здоровьесберегающей
практики
детей,
через
деятельные
формы
взаимодействия, в результате которых и возможно становление здоровьесберегающей
компетентности.
В
нашем
учреждении
за
последние
годы
накоплен
опыт
реализации
здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На
основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом повышается уровень
заболеваемость воспитанников.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья воспитанников принято
решение по написанию программы внеурочной деятельности «Радуга здоровья»,
реализация
которой
будет
способствовать
сохранению
и
укреплению
здоровья
воспитанников проживающих в условиях детского дома.
Цель программы:
создание условий для формирования у воспитанников
ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление, расширение
знаний и навыков по ведению здорового образа жизни.
Задачи:
способствовать физическому развитию и самосовершенствованию детей;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
формировать
ценностное
отношения
к
собственному
здоровью
и
здоровью
окружающих;
формировать представление о причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
способствовать формированию умений осуществлять пропаганду безопасного и
здорового образа жизни в среде сверстников и взрослых.
Программа внеурочной деятельности - кружок «Радуга здоровья» включает в себя
знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2. Общая характеристика курса
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в
практику образовательных учреждений очень широко внедряются здоровьесберегающие
технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение
здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками:
духовное оздоровление,
психологическое
оздоровление,
физическое
оздоровление,
социально- экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни
– это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать
социально-экономические условия жизни.
Для реализации поставленных целей и задач в программу включены следующие
разделы:
I.
Наше здоровье
Данный раздел включает в себя обсуждение важных вопросов: что такое здоровье,
секреты здорового питания,
правила личной гигиены, практическое занятие по
формированию навыков гигиенического ухода за кожей
с приглашением врача.
Проведение анкетирования и диагностики по сохранению и укреплению здоровья.
II.
Физическая активность, спорт
Важным в сохранении здоровья каждого человека является двигательная активность,
которая включает в себя физические упражнения, физкультминутки, организация
активного отдыха (прогулка), игры на развитие физических качеств: спортивные и
подвижные. Также организация своего досуга летом и зимой, рациональный отдых во
время школьных каникул и в выходные дни. Экскурсии, встречи со спортсменами.
III. Как помочь сохранить свое здоровье
В этом разделе воспитанникам предстоит не только освоит материал теоретически, но и
практически. Основная работа будет заключаться в изготовлении буклетов, памяток,
выступлений на такие важные темы как: «Кто помогает тебе быть здоровым?», что такое
«болезнь» и ее возникновения, иммунитет, закаливание, как нужно одеваться.
Также включены встречи с интересными людьми, специалистами по вопросам уход
за волосами, ногтями.
IV. Организм человека
Данный раздел разработан с целью знакомства воспитанников со своим организмом,
основными его функциями, то о чем должен знать каждый: строение тела человека,
возможности организма. Для закрепления материла, используются формы работы:
викторины, беседы, выполнение комплексов упражнений и физкульминуток.
V.
Профилактика вредных привычек
В форме дискуссии, беседы просмотров кинофильмов рассматриваются такие вопросы
как: привычки полезные и вредные, понятие «привычка», их возникновение и роль в
жизни человека, способы формирования полезных привычек, как уберечь себя от вредных
привычек и т.д.
VI.
Подготовка и проведение массовых мероприятий
В данном разделе воспитанники познакомятся с
правила межличностного
общения, особенности общения с младшими и пожилыми людьми. Познакомятся с
условиями
проведения
и
особенностями
организации
мероприятий,
спортивных
праздников, дней здоровья, игр, конкурсов и развлечений.
При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они
ориентированы
на
формирование
умений:
оценивать
прогнозировать,
объяснять,
описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека.
Для достижения поставленной цели были использованы такие методы и приемы:
Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображениями);
Наглядно-практический метод (творческие упражнения, моделирование ситуации);
Словесный метод (беседа, рассказ-сопровождение для презентации);
Игровой прием;
Использование проблемных ситуаций.
Формы работы
с детьми: игра,
импровизация,
инсценировки, викторина,
анкетирование, выпуск листовок и буклетов, объяснение, рассказ детей, беседы, просмотр
видеофильмов,
наблюдения,
словесные
игры,
спортивные
и
подвижные
игры,
соревнования, праздники развлечения.
Занятия,
развлечения,
досуг
по
программе «Радуга здоровья»
включает
использование инновационных технологий (ИКТ), что позволит заинтересовать и
привлечь внимание детей, поддержать мотивацию к занятию. Дети сами будут являться
участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятий. Это
позволит сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
3. Место курса в учебном плане
Программа
кружка
«Радуга здоровья»
рассчитана для детей
12-16
лет
проживающих в условиях детского дома и предусматривает проведение занятий 1 раз в
неделю, продолжительностью 40 минут, общим объемом 36 часов в год.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными
результатами
освоения
программы
является
формирование
следующих умений:
определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных воспитателем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные
результаты
-
является
формирование
следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному воспитателем плану.
учиться совместно с воспитателем и другими детьми давать эмоциональную оценку
деятельности группы на уроке.
средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог);
совместно договариваться о правилах общения и поведения, и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе;
средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет снижение процента заболеваемости воспитанников.
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение воспитанников к собственному здоровью во всем его
проявлениях, должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,
передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать
общепринятые
правила
в
семье,
в
школе,
в
гостях,
транспорте,
общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с пагубными привычками;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у воспитанников развиваются группы качеств: отношение к самому
себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья,
обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество,
уважение
к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному,
стремление быть сильным и ловким.
Список литературы
1.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника [Текст]/ М.В. Антропова,
Л.М. Кузнецова. М.: изд. Центр «Вентана-граф» - 2002.
2.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного
комплекса [Текст] /Н.В. Бабкина // Начальная школа – 2001 – № 12.
3.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы [Текст]/
Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО – 2007.
4.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий
[Текст]/ Т.В. Карасева // Начальная школа – 2005. – № 11.
5.
Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и
практика [Текст] / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Эмильевна. Омега-Л – 2013.
6.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки
и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос. - 2003.
Учебно-тематический план
1 ч. в неделю 36 в год
№
Содержание
Количество
часов
Дата
Наше здоровье (питание, режим, гигиена, настроение) – 5ч.
1
Мой путь к здоровью
1
2
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни
1
3
«Вкусности» и «полезности»
1
4
Викторина «Делу время – потехе час!»
1
5
Анкетирование
1
Физическая активность, спорт – 8 ч.
6
Спорт в жизни человека
1
7-8
«Сильнее,
выше,
быстрее!».
Как
развивать
2
физические качества. Игра - соревнование
9-10
Спортивные и подвижные игры
2
11
Игры-эстафеты
1
12
Физическая активность и здоровье
1
13
Я выбираю спорт
1
Как помочь сохранить свое здоровье (профилактика заболеваемости) – 3ч.
14
Береги
здоровье
смолоду.
Как
сохранить
свое
здоровье.
1
15
Что нужно знать о лекарствах
1
16
Сам себе я помогу, сам здоровье сберегу
1
Организм человека - 3 ч.
17
Твое удивительное тело.
1
18
Пищеварительная
система.
Удивительные
превращения.
1
19
Дыхание и кровообращение.
1
Физическая активность, спорт – 8 ч.
20-21
Зимние забавы
2
22-23
Закаливание организма. Ходьба на лыжах и коньках
2
24-26
Спортивные и подвижные игры
3
27
Игры соревновательного характера «Будем здоровы»
1
Профилактика вредных привычек – 3ч.
28
Твои привычки – твой выбор
1
29
Даже не пробуй! Опасность воздействия наркотиков
на организм
1
30
Марафон «Мы выбираем здоровье!»
1
31
«Умей сказать – нет!»
1
Подготовка и проведение массовых мероприятий – 4ч.
32
Акция «Чистота – залог здоровья»
1
33
Марафон «Сколько стоит здоровье?»
1
34
Операция «Утро начинается с зарядки»
1
35
Интерактивное
мероприятие
«Самая
здоровая
группа»
1
36
Подготовка
и
проведение
Недели
здоровья,
посвященной Всемирному Дню здоровья
1
Всего
36