Автор: Киямова Зульфия Сагитовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия № 102 им М. С. Устиновой"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся
Раздел: полное образование
МБОУ «Гимназия №102 им. Устиновой М.С.»
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся»
Выполнила:
Киямова З.С
Учитель английского языка
первой квалификационной категории.
2022 г.
Оглавление.
Введение
1.1.
Творчество - путь к успеху
1.2.
Нетрадиционные уроки
Заключение
Список литературы
Введение.
Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой
рукой, они красиво зазвучат».
Цель :
определить и проверить на практике педагогические условия,
способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для
психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не
секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей
учащихся. Поэтому , развитию творческих способностей учащихся надо
уделить особое внимание.
Тема моей работы «Развитие творческих способностей учащихся»
выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными
причинами.
Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более
высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому
человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки,
которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом,
чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть
востребованным в современном обществе необходимо привносить в него
новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что
очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать
музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что
рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием
«творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы
понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся
нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,
приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое
отношение к деятельности.
1.1Творчество - путь к успеху.
Творческие
способности
учащихся
напрямую
связаны
с
проблемами
языкового развития.
Изучение
языка
и
культуры
одновременно
обеспечивает
не
только
эффективное
достижение
практических,
общеобразовательных
и
развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова
дальнейшего
поддержания
мотивации
и
творческих
способностей
обучаемых.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем
как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными
интересами учащихся,
потребностью
в овладении
новыми
знаниями,
навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих
иностранный язык-коммуникативность. Для организации благоприятного
климата , ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо
выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать и творчески
развивать деятельность учащихся. Если ребенку интересен урок, он, как и
учитель-новатор будет искать новые пути получения информации.
1.2 Нетрадиционные уроки.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны
нетрадиционные формы занятий. Сегодня педагоги-новаторы активно
внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видео
урок, урок-праздник, интернет-урок, метод проектов и другие формы.
Преимуществом видео урока является приобщение школьников к культуре
стран изучаемого языка, материал качественно структурирован для лучшего
понимания начинающим, тематика материала обширна, вся информация
предоставляется максимально наглядно. К видео уроку всегда можно
вернуться, чтобы пересмотреть и еще раз вникнуть в интересующее
направление. Уже через несколько просмотров материал надежно
фиксируется в памяти. Видео уроки не только приобщают школьников к
культуре стран изучаемого языка, но и представляет учащимся живую речь
носителей языка, погружает их в ситуацию, в которой в «безопасной »
обстановке .Учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем
взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.
Использование материалов сети Интернет на уроках иностранного языка
создает возможности для погружения учащихся в естественную языковую
среду. Учащиеся самостоятельно добывают информацию для работы над
проектом; формируют устойчивую мотивацию и творческий подход к
иноязычной деятельности.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное, самостоятельное
мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить
знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Но, как известно, самый высокий уровень развития речемыслительной
деятельности- это креативный подход.
Пример ролевой игры по теме «одежда» - «Модельеры и модницы».
Предварительно, за несколько уроков до данной ролевой игры, проводится
урок «Одежда которую мы носим», цель которого - использование новых
лексических единиц в нестандартной ситуации, развитие навыков
спонтанной неподготовленной речи.
Непосредственная подготовка к ролевой игре: группа делится на модельеров
крупных брендовых фирм ( более сильные в языковом плане ученики) и
модниц, которые пытаются утвердить свой проект нового стиля в одежде.
Каждый любитель должен обратиться хотя бы в три ведущие фирмы.
Модельеры заранее продумывают вопросы , которые можно задать модницам
о проекте(возраст, предпочитаемом стиле, цвете).
А модницы продумывают свой проект ( чтобы они знали, на что следует
ориентироваться), учитель предлагает им примерный план высказывания.
Проекты и ролевые игры способствуют развитию речемыслительной
деятельности (РМД).
Все большую и большую популярность получает использование различных
технологий, в том числе мобильных приложений, для обучения, как среди
взрослых, так и среди детей. Сегодня существует достаточно большой набор
средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При
подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы
различные интернет-ресурсы. Сегодня мне хотелось бы рассказать о новом
он-лайн сервисе «KAHOOT», который способствует всестороннему развитию
обучающихся, повышению их мотивации, но и оптимизации работы учителя.
Kahoot - Это web платформа, которая позволяет создать викторины для того
чтобы провести обучение в игровой форме. Подходит он для использования
как в начальных классах так и в среднем звене.
Квизлет (Quizlet) помогает изучать иностранные слова по карточкам. Это
старый незатейливый способ запоминания, но раньше карточки делали из
бумаги, а теперь появился сайт и мобильное приложение, которое
воспроизводит старую мнемотехнику и усиливает ее.
Итак, все эти нововведения направлены на личностное и индивидуальное
развитие учащихся, поскольку способствует самореализации творческих
способностей школьников.
Заключение.
Для того, чтобы обучать детей творчеству, воспитателю – педагогу
необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к
мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и
форм воспитания. Мероприятия творческого характера – это мероприятия,
предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на
использование в них творческих возможностей учащихся
.
Риторизация уроков позволяет шлифовать методы и приемы по развитию
устно речевых, письменно речевых умений и навыков, добавляя в них
элементы диалоголизации и создание новых методов и форм уроков. Но,
главное, что должно объединять все используемые приемы и методы – это
системность и комплексность их использования на уроках. Лишь наличие
определённой системы по развитию речи мыслительной деятельности на
всех этапах обучения, а не одноразовое применение какого-либо приема,
способствует достижению хороших результатов.
Список литературы
1. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.
2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных
программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.-
с. 55-56.
4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических
исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986
6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //
Возрастная и педагогическая психология - М 1973
7. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.-М.,
1991.
8. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
9. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
10. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-
практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.