Напоминание

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребёнка"


Автор: Рахматуллина Рузалия Габдулхаковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ села Балыклы
Населённый пункт: муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребёнка"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЛЫКЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ФЁДОРОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Родительское собрание по теме

«

Роль семьи в формировании

личности ребёнка

»

Разработала:

учитель начальных классов МБОУ ООШ села Балыклы

муниципального района Фёдоровский район

Республики Башкортостан

Рахматуллина Рузалия Габдулхаковна

2022 г

Роль семьи в формировании личности ребёнка

(Родительское собрание в 3 классе)

Цель:

обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию

личности учащихся.

Задачи:

создать условия для формирования готовности коллектива родителей к

сотрудничеству;

формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по

стратегии воспитания и обучения детей;

способствовать практическому освоению форм и методов совместной

продуктивной деятельности.

Форма проведения:

деловая игра.

Ход собрания

I.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители!

- Сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и

школа – два социальных института, от согласованности действий которых зависит

эффективность процесса воспитания ребёнка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную,

творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители

действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания

ребёнка в школе, когда он ещё не приобрёл нужной способности к

самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в

старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребёнка появляется шанс для

самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и

просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов

воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно

семья является самым мощным фактором формирования личности ребёнка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются

ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной

любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребёнка – чтобы его любили. Эта любовь должна быть

мудрой, должна приносить только благо ребёнку. Выдающийся педагог

В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, основные из них:

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в

отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная

любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере

умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно»,

«нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед

родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не

чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои

потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том,

что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он

просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых

лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в

человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных

придирок, постоянных упрёков человек ожесточается. Всё это происходит из-за

неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не

подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его

желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что

ваш сын, ваша дочь – такие же люди, как и вы. Душа ребёнка явно протестует,

когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям

лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на

воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделённое забором от

общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет

достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты,

убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно

незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе

семейных отношений.

Положение бывает:

благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о

ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нём, но и он

заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других;

неблагополучным, когда он баловень семьи, а затем нередко – и деспот

семьи, либо он изгой и растёт как сорная трава, либо он «квартирант»,

которому нет дела до семейных проблем.

Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по этой теме? Может, кто-то желает

дополнить, поделиться опытом?

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Сейчас мы представим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации,

возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их

взглядами и проанализировать результаты сравнений.

- Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребёнок и его семья». Ваша

задача – попробовать поставить себя на место своего ребёнка и ответить на

вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.

Анкеты «Ребёнок и его семья».

1.

Меня в семье любят.

2.

Меня почти во всём поддерживают.

3.

У нас не бывает ссор, разногласий.

4.

Мне бывает трудно дома.

5.

Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

6.

Меня во многом ограничивают.

7.

С моим мнением не считаются.

8.

Мне дают карманные деньги.

9.

У нас дома постоянно чужие люди.

10.В учёбе мне никто не помогает.

11.Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

12.Родители заняты только собой.

Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого для сравнения раздают ответы

их

детей

(после

собрания

классный

руководитель

собирает

работы

для

дальнейшего анализа ситуации в семье).

- Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации

о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок,

а в итоге получаем совсем иные результаты. В чём здесь причина? Может быть, всё

дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?

Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как

бы мы не старались это скрыть. А может, всё дело в том, что дети учатся жить у

жизни?

Необходимо дать возможность родителям порассуждать и высказать своё

мнение.

- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается

в определённых ситуациях.

Родителям предлагается закончить предложения. Раздают листочки с

предложениями. Эту работу можно организовать как в группе родителей, так и

индивидуально.

Примерные предложения:

Если ребёнок постоянно критикует, он учится…(ненавидеть).

Если ребёнок живёт во вражде, он учится …(быть агрессивным).

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится …(жить с чувством вины).

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится …(понимать других).

Если ребёнка хвалят, он учится …(быть благородным).

Если ребёнок растёт в честности, он учится …(быть справедливым).

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится …(верить людям, доверять)

Если ребёнка поддерживают, он учится …(ценить себя).

Если ребёнка высмеивают, он учится …(быть замкнутым).

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится …(находить

любовь в этом мире, отзывчивости, любить).

III.КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ.

В ходе обсуждения ответов может возникнуть диалог, диспут с целью

нахождения оптимальных вариантов решения.

IV. БЕСЕДА

Заранее оформлены плакаты с изображением настроений, мимики ребёнка (на

доске).

Вопросы задают родителям с целью выявить уровень внимания к ребёнку в

семье.

Примерные вопросы:

- С каким лицом вы чаще обращаетесь со своим ребёнком?

- С каким лицом чаще всего обращается с вами ваш ребёнок?

- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время

общения с вами?

- С каким лицом приходит из школы ваш ребёнок?

После ответов родителей следует обратить их внимание, насколько часто они

обращаются со своим ребёнком, на то, с каким настроением он возвращается

домой из школы, интересуются ли они внутренними переживаниями, эмоциями

своего ребёнка.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- У всех нас есть возможность выбора. Но именно от вас в большой степени

зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа

и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое

большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные

поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

- Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, подтверждающим это.

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.



В раздел образования




Яндекс.Метрика