Автор: Бембеева Марина Николаевна
Должность: Воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ Ики-Бухусовская СОШ имени П.М.Эрдниева
Населённый пункт: Поселок Икибухус Малодербетовский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема "Золотая осень"
Раздел: дошкольное образование
МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ имени П.М.Эрдниева»
Дошкольная группа
Методическая разработка
Тема: «Золотая Осень»
Старшая группа
Составила воспитатель: Бембеева Марина Николаевна
п. Икибухус
2021 год
Программное содержание.
Цель: Обобщить и конкретизировать представления детей о золотой осени.
Задачи:
Учить детей воспринимать красоту природы и развивать культуру их
чувств.
Развивать у детей умение устанавливать связи между изменениями в
неживой природе и состоянием растений и животных (с понижением
температуры становится меньше насекомых, птиц, животных; растения
высыхают и больше не растут, деревья сбрасывают листву и т.п.)
Воспитывать у детей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями,
происходящими в природе, погоде и в одежде людей
Предварительная работа:
Чтение
художественной
литературы
(Г.
Скребицкий
«Четыре
художника»; К. Г. Паустовский «Жёлтый свет», «Прощание с летом»,
«Какие бывают дожди»; Н. И. Сладков «Осень в лесу», «Осень на
пороге», «Сентябрь»; Г. Я. Снегирев «Черничное варенье»; Н. М.
Грибачев «Рыжие листья»; В. Чирков «Утки и лед» и др.)
Рассматривание картин и иллюстраций (И.И. Левитана «Золотая осень»)
Содержание организованной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк в гости к Золотой
Осени. Мы понаблюдаем затем, какие изменения уже произошли в природе в
это время года. Давайте вспомним, как нужно вести себя на улице?
Выслушивает ответы детей и обобщает: «Правильно, молодцы, напоминаю,
что идти нужно группой за воспитателем, не обгоняя его и не растягиваясь, по
первому знаку воспитателя нужно остановиться и внимательно слушать,
продолжать движение только с разрешения воспитателя и т.п.»
Воспитатель: Все готовы? Хорошо. Отправляемся!
Во время движения можно обратить внимание детей на улицу и прохожих
(люди тепло одеты, у некоторых есть зонт в руках, на улице листья, лужи и т.д.)
Воспитатель: «А теперь ребята скажите, как нужно вести себя на природе?»
Ответы детей. Разговаривать тихо, вопросы воспитателю задавать вполголоса,
не следует рвать без надобности растения, во время выполнения задания группа
расходится в пределах видимости воспитателя, бережно относиться к объектам
природы, муравейникам, птичьим гнездам, звериным норкам и т. д.
Основная часть.
Воспитатель: «Посмотрите ребята, как красиво вокруг. Скажите, какими
словами вы можете рассказать об осени? Какая она?
Дети: Золотая, хмурая, дождливая, яркая и т. д.
Воспитатель: Хорошо. А теперь послушайте, как сказал про осень поэт Иван
Бунин в стихотворении «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
И действительно, посмотрите ребята, каким ярким и красивым стал наш парк. В
какие же цвета Осень окрасила листья деревьев?
Дети: Красный, желтый, коричневый, оранжевый и т. д.
Воспитатель: Правильно. А еще все листочки не только разные по цвету, но и
по
размеру:
они
большие
и
маленькие,
а
по
форме:
треугольные,
продолговатые, круглые.
Листья падают, летят. И шуршат, и шелестят.
В капюшонах застревают и в кармашках у ребят.
В. Шипунова.
Воспитатель: Давайте ребята найдем самый большой листочек.
(Дети ищут и несут большие листья, выбираем самый большой)
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. А теперь, давайте остановимся и попробуем
не только посмотреть на Осень, но и послушать её. Давайте помолчим и
внимательно послушаем. Что вы слышали?
Дети: Шелест листьев, шум ветра, может шум дождя, крики птиц и т. п.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пойдем к пруду и посмотрим, что стало с его
обитателями.
По воде плавают утки,лебеди.
Воспитатель: Ребята, кто это плавает?
Дети: Утки.
Воспитатель: Давайте покормим их и понаблюдаем. А что они делают?
Дети: Гоняются друг за другом, плещутся, едят, крякают и т. д.
Воспитатель: А кто знает кто здесь утка, а кто лебедь?
Дети: Описание детей.
Воспитатель: Правильно. Утка отличается неброской серой окраской, а лебедь
имеет более яркий окрас,шея длинная и т.д. Посмотрите, какая яркая у него
«косынка» на голове. Послушайте, как написал об утках поэт А. Рей:
Ути-ути-уточки –
Беленькие грудочки,
Пёрышки кручёные,
Лапочки точёные.
Утки плавают в пруду,
Я с гостинцем к ним иду –
Хлебцем мягким белым.
Подплывайте смело!
Воспитатель: Ребята, а каких еще водных птиц вы знаете?
Дети: чайки, пеликаны, пингвины и т.д.
Воспитатель: Дети, а зачем птицам нужен клюв?
Дети: Захватывать пищу, чистить перышки, строить гнезда, кормить птенцов.
Воспитатель: Лебеди красивые водоплавающие птицы с изящной длинной
шеей. Лебеди чаще всего белые, но бывают серые и черные лебеди. Это
перелетные птицы, они улетают на зиму в южные страны. А утки останутся, и
люди будут подкармливать их зимой.
Воспитатель: Как красиво в парке осенью, но нам пора возвращаться в детский
сад. Давайте попрощаемся с уточками. (Прощаются) А на обратном пути
соберем красивые листья, , для того чтобы украсить наш детский сад к
празднику Осени. (Собирают природный материал)
Молодцы, как много мы собрали даров Осени. А теперь давайте, чтоб не
замерзнуть, поиграем в игру «Листочки». (И.Е. Аверина)
Мы листики осенние,
Дети сидят на корточках в кругу.
На ветках мы сидели,
Дунул ветер – полетели.
Дуют. Встают и, кружась, машут руками.
Мы летели, мы летели
Кружатся и при соответствующих словах
И на землю сели.
опять садятся на корточки.
Ветер снова набежал
Дуют.
И листочки все поднял.
Встают.
Закружились, полетели
Начинают кружиться и махать руками.
И на землю тихо сели.
Садятся на корточки.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим
добрым другом парком.
В группе воспитатель и дети вспоминают, что видели в парке, кого
встретили и выбирают, кого будут разукрашивать уточку или лебедя, а
также листья используются на осеннем празднике.
Список использованной литературы
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. – М.: Айрис-пресс,
2011. – 112 с.
2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Тц
Сфера, 2009. – 288 с. (Учебное пособие).