Автор: Черкалова Радмила Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие креативного мышления посредством игрового фольклора в воспитании детей младшего и старшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Статья по теме самообразования
«Развитие креативного мышления посредством игрового фольклора в
воспитании детей младшего и старшего школьного возраста»
Черкалова Радмила Михайловна,
педагог дополнительного
образования
МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Аннотация. В данной статье идет речь о развитии 4к компетенций с
помощью песенно-игрового фольклора на занятиях ансамбля русской песни
«Соловушки».
Ключевые слова: креативность, игровой фольклор, самообразование.
В настоящее время, в поиске современной модели воспитания детей, всё
больше возрастает интерес к народной культуре, тем самым возрождаются
лучшие образцы народной педагогики. Развитие креативности школьников
является одной из важных задач педагогики, которая ведёт активный поиск
технологий воспитания и обучения, эффективных методов, подходов. Особое
внимание уделяется педагогике искусств, в поле внимания которой всегда
находится массовое художественное воспитание детей. В настоящее время на
первом месте, стоит, прежде всего, задача развития в человеке идейного
богатства, творческих сил, художественных способностей и, конечно же,
креативности. Креативность – сложный процесс, связанный с характером,
интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности,
которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности
различного рода. Научные исследования показывают, что у детей есть
генетическая расположенность к народной музыке. Именно поэтому развитие
креативности будет проходить намного эффективнее, если в процессе
учебной деятельности опираться на игровой фольклор, который обогащает
воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Фольклор
рождает в нём живую фантазию, воображение и желание сделать то, что еще
никто никогда не делал, или то, что существовало до тебя, сделать по-своему,
привнести что-то новое, лучшее.
Понятие «игра» в традиционной культуре многообразно, нежели в
современности. Народная игра присутствовала во всех сферах жизни
человека, и занимала ведущее место в детском творчестве. Игровой фольклор
учит детей преодолевать трудности, сохранять выдержку в трудных
обстоятельствах, усваиваются нормы и правила поведения в обществе,
представления
о
добре
и
зле,
трусости
и
храбрости,
честности
и
справедливости.
Игра
тренирует
силу,
ловкость,
скорость,
чувство
товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику, а так же развивает
способности, заложенные в человеке – умение петь, плясать, рассказывать,
имитировать поведение животных и птиц. Игра как некий способ подготовки
детей к взрослой жизни.
В русскую народную игру входят различные жанры детского фольклора:
- Поэзия подвижных игр (жеребьевка, считалка, игровая припевка);
- Поэзия словесных игр (скороговорка, закличка, приговорка).
На своих занятиях я делаю упор на развитие креативного мышления, с
помощью игрового фольклора и именно с этих жанров начинается работа с
детьми младшего и старшего школьного возраста. Когда ребята узнают
новую считалку, жеребьёвку, музыкальную припевку, то не все сразу
запоминают ее текст, а только основные моменты, и на их основе, дети, сами
того не подозревая, играя на улице или в школе с друзьями, создают новый
текст данных жанров. После изучения игровых моментов, я даю детям
задание попытаться придумать свою считалку, и на занятии применить её в
игре. Когда ребята младшего школьного возраста переходят к изучению
русской народной игры, у них в запасе есть достаточно считалок,
жеребьевок, не только которым их научили на занятиях, но и тех, которые
они придумали сами.
Обучающиеся
старшего
школьного
возраста
подготавливают
и
адаптируют
русскую
народную
игру
для
определенного
возраста,
выбранного ими: вносят изменения в текст музыкальных попевок, упрощая
или наоборот, усложняя его; выбирают или меняют физически активные
компоненты игры, в зависимости от количества играющих, возраста, либо
добавляют
продуманные
заранее
варианты
развития
событий.
После
выполнения данного задания, в окончании учебного года, ребятами будет
проведена игровая программа для учащихся младших групп ансамбля,
которая повлияет не только на освоения навыка публичного проведения
русской народной игры, но и на знакомство и сплочение коллектива.
Использование игрового фольклора на занятиях важно не только для
формирования определенных качеств и нравственного воспитания ребёнка,
но и для развития творческих качеств его личности. А активизация
творческой фантазии и творческой деятельности учащихся, конечно же,
зависит от подготовленности педагога, уровня его собственного творческого
развития, музыкального вкуса, теоретической и практической подготовки.
Литература:
1.
Ржепянская И.В. Русское народное музыкальное творчество в
формировании
нравственной
культуры
современного
общества
//
Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей в
современном обществе; материалы Всероссийской научно-практ.конф. /
науч. Ред А.С. Каргин. – Орёл: Орловский государственный институт
искусств и культуры, 2010.
2.
Сергеева, И.С. Теория
игры
и
игровые
технологии
в
учебно-
воспитательном процессе: Учебно-методическое пособие. Сергеева И.С.,
Гайнуллова Ф.С.-М.: УЦПерспектива,2014. -116 с.
3.
Щербакова, О. С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на
региональных
народно-певческих
традициях
в
условиях
досуга.
О.С.Щербакова; Алт. гос. акад. культуры и искусств. – Барнаул: Изд-во
Алт. гос. акад. культуры и искусств,2013. - 220 с.