Напоминание

Развитие креативного мышления посредством игрового фольклора в воспитании детей младшего и старшего школьного возраста


Автор: Черкалова Радмила Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие креативного мышления посредством игрового фольклора в воспитании детей младшего и старшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья по теме самообразования

«Развитие креативного мышления посредством игрового фольклора в

воспитании детей младшего и старшего школьного возраста»

Черкалова Радмила Михайловна,

педагог дополнительного

образования

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Аннотация. В данной статье идет речь о развитии 4к компетенций с

помощью песенно-игрового фольклора на занятиях ансамбля русской песни

«Соловушки».

Ключевые слова: креативность, игровой фольклор, самообразование.

В настоящее время, в поиске современной модели воспитания детей, всё

больше возрастает интерес к народной культуре, тем самым возрождаются

лучшие образцы народной педагогики. Развитие креативности школьников

является одной из важных задач педагогики, которая ведёт активный поиск

технологий воспитания и обучения, эффективных методов, подходов. Особое

внимание уделяется педагогике искусств, в поле внимания которой всегда

находится массовое художественное воспитание детей. В настоящее время на

первом месте, стоит, прежде всего, задача развития в человеке идейного

богатства, творческих сил, художественных способностей и, конечно же,

креативности. Креативность – сложный процесс, связанный с характером,

интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности,

которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности

различного рода. Научные исследования показывают, что у детей есть

генетическая расположенность к народной музыке. Именно поэтому развитие

креативности будет проходить намного эффективнее, если в процессе

учебной деятельности опираться на игровой фольклор, который обогащает

воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Фольклор

рождает в нём живую фантазию, воображение и желание сделать то, что еще

никто никогда не делал, или то, что существовало до тебя, сделать по-своему,

привнести что-то новое, лучшее.

Понятие «игра» в традиционной культуре многообразно, нежели в

современности. Народная игра присутствовала во всех сферах жизни

человека, и занимала ведущее место в детском творчестве. Игровой фольклор

учит детей преодолевать трудности, сохранять выдержку в трудных

обстоятельствах, усваиваются нормы и правила поведения в обществе,

представления

о

добре

и

зле,

трусости

и

храбрости,

честности

и

справедливости.

Игра

тренирует

силу,

ловкость,

скорость,

чувство

товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику, а так же развивает

способности, заложенные в человеке – умение петь, плясать, рассказывать,

имитировать поведение животных и птиц. Игра как некий способ подготовки

детей к взрослой жизни.

В русскую народную игру входят различные жанры детского фольклора:

- Поэзия подвижных игр (жеребьевка, считалка, игровая припевка);

- Поэзия словесных игр (скороговорка, закличка, приговорка).

На своих занятиях я делаю упор на развитие креативного мышления, с

помощью игрового фольклора и именно с этих жанров начинается работа с

детьми младшего и старшего школьного возраста. Когда ребята узнают

новую считалку, жеребьёвку, музыкальную припевку, то не все сразу

запоминают ее текст, а только основные моменты, и на их основе, дети, сами

того не подозревая, играя на улице или в школе с друзьями, создают новый

текст данных жанров. После изучения игровых моментов, я даю детям

задание попытаться придумать свою считалку, и на занятии применить её в

игре. Когда ребята младшего школьного возраста переходят к изучению

русской народной игры, у них в запасе есть достаточно считалок,

жеребьевок, не только которым их научили на занятиях, но и тех, которые

они придумали сами.

Обучающиеся

старшего

школьного

возраста

подготавливают

и

адаптируют

русскую

народную

игру

для

определенного

возраста,

выбранного ими: вносят изменения в текст музыкальных попевок, упрощая

или наоборот, усложняя его; выбирают или меняют физически активные

компоненты игры, в зависимости от количества играющих, возраста, либо

добавляют

продуманные

заранее

варианты

развития

событий.

После

выполнения данного задания, в окончании учебного года, ребятами будет

проведена игровая программа для учащихся младших групп ансамбля,

которая повлияет не только на освоения навыка публичного проведения

русской народной игры, но и на знакомство и сплочение коллектива.

Использование игрового фольклора на занятиях важно не только для

формирования определенных качеств и нравственного воспитания ребёнка,

но и для развития творческих качеств его личности. А активизация

творческой фантазии и творческой деятельности учащихся, конечно же,

зависит от подготовленности педагога, уровня его собственного творческого

развития, музыкального вкуса, теоретической и практической подготовки.

Литература:

1.

Ржепянская И.В. Русское народное музыкальное творчество в

формировании

нравственной

культуры

современного

общества

//

Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей в

современном обществе; материалы Всероссийской научно-практ.конф. /

науч. Ред А.С. Каргин. – Орёл: Орловский государственный институт

искусств и культуры, 2010.

2.

Сергеева, И.С. Теория

игры

и

игровые

технологии

в

учебно-

воспитательном процессе: Учебно-методическое пособие. Сергеева И.С.,

Гайнуллова Ф.С.-М.: УЦПерспектива,2014. -116 с.

3.

Щербакова, О. С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на

региональных

народно-певческих

традициях

в

условиях

досуга.

О.С.Щербакова; Алт. гос. акад. культуры и искусств. – Барнаул: Изд-во

Алт. гос. акад. культуры и искусств,2013. - 220 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика