Напоминание

Эстремальная педагогика


Автор: Дмитриева Галина Николаевна
Должность: администратор
Учебное заведение: ЦНППМ ПР
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Эстремальная педагогика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экстремальная педагогика

«Чтобы в самой сложной ситуации

достичь

наилучшего результата,

необходимы сила воли, стойкость,

терпение…»

Ирвин Эдман, философ

Труд учителя можно отнести к ряду профессий наиболее эмоционально и

интеллектуально напряженных. Он характеризуется воздействием значительного числа

стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к профессионализму и

психологическим

качествам

учителя.

Деятельность

педагогических

работников

характеризуется высоким напряжением адаптационно-приспособительных механизмов

психики. Нагрузка на психику у каждого человека имеет свой диапазон реактивности и

предел работоспособности,

при выходе за

эти пределы может наступить

этап

неустойчивой психической деятельности.

В последнее время все чаще педагогическая деятельность связана с различными

экстремальными

ситуациями:

с

разными

проявлениями

девиантного

поведения

обучающихся и их родителей, которые, могут привести к угрозе жизни, психического и

физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Экстремальные

ситуации в педагогической деятельности могут спровоцировать депрессии, стрессовые

расстройства, невротическую тревожность, панику, страхи, различного вида фобии и

другие психические состояния у учителей. И как следствие, напряженные ситуации в

педагогической деятельности могут привести к эмоциональному истощению педагогов.

Участившиеся

расстрелы

и

массовые

случаи

насилия

(физического,

психологического,

вербального,

эмоционального,

морального)

в

образовательных

учреждениях общество понимает, как новую угрозу, а профессия преподавателя стала

восприниматься как одна из опасных. Педагогическая деятельность наполнена разного

рода напряженными ситуациями и различного рода экстремальными факторами, которые

детерминируют возможность повышенного эмоционального выгорания и предъявляют

особые требования к эмоциональной устойчивости.

Современный

педагог

должен

быть

готов

ко

встречи

с

экстремальными

обстоятельствами в своей профессиональной деятельности, воспринимать их как

необходимый профессиональный элемент и уметь продуктивно справляться с трудными

жизненными ситуациями, быть готовым к их преодолению, используя для этого

различные способы и формы. В современных условиях большинство педагогов не

обладают необходимыми жизненными навыками, у них нет опыта продуктивных

действий в экстремальных ситуациях и их преодоления, у них возникает внутреннее

напряжение, они не могут найти продуктивный выход из трудной жизненной ситуации,

что

в

свою

очередь

может

привезти

к

внутренним

конфликтным

состояниям,

фрустрациям, стрессам, кризисным состояниям. Экстремальные ситуации возникают в

отсутствии у человека подходящего опыта целесообразного поведения в создавшихся

условиях, приводя, как ему кажется на первый взгляд, к безвыходному положению.

Процесс принятия решения затрудняется фоном опасности., отсутствием стереотипа

поведения и необходимых личностных качеств педагога.

Личность учителя должна обладать рядом качеств, чтобы быть готовым к различным

конфликтным

и

экстремальным

ситуациям.

Выделим

некоторые

из

них.

Это

стрессоустойчивость,

смелость

в

принятии

решений,

мужество,

ответственность,

повышенное внимание, умение контролировать свои эмоции,

выдержка, самообладание,

гибкость поведения, креативность, конфликтогенность, развитая антиципация, умение

преодолевать различные трудности, невзгоды, личные кризисы, способность добиваться

своих целей в любых экстремальных условиях.

Обобщая сказанное, считаем, что было бы целесообразно внедрить элементы

экстремальной педагогики в образовательный процесс педагогических организаций,

осуществляющих подготовку педагогов, как один из значимых факторов становления их

эмоциональной устойчивости и высокого профессионализма.

Дмитриева Галина Николаевна, кризисный психолог



В раздел образования




Яндекс.Метрика