Автор: Дмитриева Галина Николаевна
Должность: администратор
Учебное заведение: ЦНППМ ПР
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Эстремальная педагогика
Раздел: дополнительное образование
Экстремальная педагогика
«Чтобы в самой сложной ситуации
достичь
наилучшего результата,
необходимы сила воли, стойкость,
терпение…»
Ирвин Эдман, философ
Труд учителя можно отнести к ряду профессий наиболее эмоционально и
интеллектуально напряженных. Он характеризуется воздействием значительного числа
стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к профессионализму и
психологическим
качествам
учителя.
Деятельность
педагогических
работников
характеризуется высоким напряжением адаптационно-приспособительных механизмов
психики. Нагрузка на психику у каждого человека имеет свой диапазон реактивности и
предел работоспособности,
при выходе за
эти пределы может наступить
этап
неустойчивой психической деятельности.
В последнее время все чаще педагогическая деятельность связана с различными
экстремальными
ситуациями:
с
разными
проявлениями
девиантного
поведения
обучающихся и их родителей, которые, могут привести к угрозе жизни, психического и
физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Экстремальные
ситуации в педагогической деятельности могут спровоцировать депрессии, стрессовые
расстройства, невротическую тревожность, панику, страхи, различного вида фобии и
другие психические состояния у учителей. И как следствие, напряженные ситуации в
педагогической деятельности могут привести к эмоциональному истощению педагогов.
Участившиеся
расстрелы
и
массовые
случаи
насилия
(физического,
психологического,
вербального,
эмоционального,
морального)
в
образовательных
учреждениях общество понимает, как новую угрозу, а профессия преподавателя стала
восприниматься как одна из опасных. Педагогическая деятельность наполнена разного
рода напряженными ситуациями и различного рода экстремальными факторами, которые
детерминируют возможность повышенного эмоционального выгорания и предъявляют
особые требования к эмоциональной устойчивости.
Современный
педагог
должен
быть
готов
ко
встречи
с
экстремальными
обстоятельствами в своей профессиональной деятельности, воспринимать их как
необходимый профессиональный элемент и уметь продуктивно справляться с трудными
жизненными ситуациями, быть готовым к их преодолению, используя для этого
различные способы и формы. В современных условиях большинство педагогов не
обладают необходимыми жизненными навыками, у них нет опыта продуктивных
действий в экстремальных ситуациях и их преодоления, у них возникает внутреннее
напряжение, они не могут найти продуктивный выход из трудной жизненной ситуации,
что
в
свою
очередь
может
привезти
к
внутренним
конфликтным
состояниям,
фрустрациям, стрессам, кризисным состояниям. Экстремальные ситуации возникают в
отсутствии у человека подходящего опыта целесообразного поведения в создавшихся
условиях, приводя, как ему кажется на первый взгляд, к безвыходному положению.
Процесс принятия решения затрудняется фоном опасности., отсутствием стереотипа
поведения и необходимых личностных качеств педагога.
Личность учителя должна обладать рядом качеств, чтобы быть готовым к различным
конфликтным
и
экстремальным
ситуациям.
Выделим
некоторые
из
них.
Это
стрессоустойчивость,
смелость
в
принятии
решений,
мужество,
ответственность,
повышенное внимание, умение контролировать свои эмоции,
выдержка, самообладание,
гибкость поведения, креативность, конфликтогенность, развитая антиципация, умение
преодолевать различные трудности, невзгоды, личные кризисы, способность добиваться
своих целей в любых экстремальных условиях.
Обобщая сказанное, считаем, что было бы целесообразно внедрить элементы
экстремальной педагогики в образовательный процесс педагогических организаций,
осуществляющих подготовку педагогов, как один из значимых факторов становления их
эмоциональной устойчивости и высокого профессионализма.
Дмитриева Галина Николаевна, кризисный психолог