Автор: Суворова Елена Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Теткинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: пгт. Теткино, Курская область
Наименование материала: Программа
Тема: Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи»
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Теткинский детский сад «Сказка»
Дополнительная
коррекционно-развивающая программа
«Предупреждение оптической дисграфии
у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым
нарушением речи»
Автор-составитель:
учитель-логопед Суворова Е.В.
2020-2021 г.
Актуальность программы.
•
В последнее время дисграфия стала довольно
распространенной проблемой начальной
школы, и с каждым годом данное явление
имеет тенденцию к росту. Актуальность
вызвана тем, что среди детей с речевыми
нарушениями очень высок процент,
имеющих в дальнейшем нарушения
письменной речи.
Новизна.
•
Несмотря на то, что многие авторы
уделяли внимание вопросам
профилактики оптической дисграфии,
до сих пор не существует
коррекционно-развивающей
программы для дошкольников с
нарушениями речи по
предупреждению оптической
дисграфии.
Целесообразность
•
Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР
особое внимание уделяется формированию фонематической,
грамматической и лексической сторонам речи, что и является
профилактическими мерами предупреждения артикуляторно-
акустической, акустической, аграмматической дисграфий и
дисграфии на почве нарушений анализа и
синтеза( классификация РГПУ им. Герцена), то хотелось бы
остановиться на профилактике оптической дисграфии.
•
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного
гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
У детей нечетко формируются графические образы букв. Дети
затрудняются соотнести звук с буквой, не различают буквы,
сходные по написанию, отмечается зеркальное письмо букв,
пропуски элементов, лишние и неправильно расположенные
элементы.
•
У детей с отставанием в речевом развитии
пространственные представления, зрительный
анализ и синтез формируются значительно позднее,
чем в норме, что во многом связано с трудностью
усвоения этими детьми их словесных обозначений,
это говорит о необходимости специальной и
целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом
направлении.
•
Основой для разработки данной учебной программы
явилась «Программа коррекционного обучения и
воспитания детей с ОНР» Т.Б. Филичевой и Г.В.
Чиркиной.
Цель программы:
•
выявление и устранение предпосылок
оптической дисграфии у дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Задачи программы:
•
Выявление предпосылок оптической дисграфии.
•
Развитие зрительного восприятия(восприятие цвета,
формы, размера и величины предметов), внимания,
памяти.
•
Формирование пространственного восприятия и
развитие пространственных представлений
(ориентировка в схеме собственного тела и
ориентировка в окружающем пространстве);
•
Развитие операций зрительного анализа и синтеза;
•
Развитие речевых средств, отражающих зрительно-
пространственные отношения.
•
Развитие тактильных ощущений.
•
Развитие конструктивного праксиса путём
моделирования букв из палочек, природного
материала и т.п.; из элементов букв,
реконструирование букв и геометрических
форм.
•
Развитие мелкой моторики.
•
Развитие буквенного гнозиса,
дифференциация смешиваемых букв.
Формы работы:
•
В процессе обучения используются различные
формы организации коррекционной работы:
как часть индивидуального, подгруппового и
фронтального занятия в игровой форме; игры в
свободной деятельности.
•
Выявление степени усвоения коррекционно-
развивающей программы осуществляется
посредством мониторинга: первичного и
повторного, обработки и анализа полученных
знаний.
В основу программы положены принципы
современной педагогики и психологии:
•
Единство диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающая
работа по предупреждению оптической дисграфии проводится после
диагностики уровня развития зрительного восприятия, ориентации в
пространстве и зрительно-моторной координации, т.к. данные
мониторинга определяют направления коррекционно-развивающей
работы. А также по завершению коррекционно-развивающей работы
проводится повторный мониторинг с целью выявления
результативности работы и определения направлений дальнейшей
корреционно-развивающей работы.
•
Учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Каждое
последующее задание немного сложнее предыдущего;
•
Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребёнка. Задания в программе предлагаются с учётом возраста детей,
особенностей их психического развития.
•
Учёт ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что
в дошкольном возрасте у ребёнка ведущей является
игровая деятельность, упражнения проводятся в форме
игры.
•
Соблюдение необходимых условий для развития
личности ребёнка: создание комфортной среды,
поддержание положительного эмоционального фона.
•
Принцип активного привлечения социального окружения
к участию в коррекционной работе. Программа
рассчитана на взаимодействие учителя-логопеда и
родителей.
•
Учитывая требования к организации режима дня и
учебных занятий, максимально допустимый объём
недельной образовательной нагрузки не должен
превышать допустимые нормы.
•
В начале учебного года с целью выявления
предпосылок оптической дисграфии было
проведено исследование уровня развития
зрительного восприятия, ориентации в
пространстве и зрительно-моторной
координации. Среди известных тестовых
методик мной была выбрана «Методика
оценки уровня развития зрительного
восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М.Безруких,
Л.В. Морозовой.
•
После анализа полученных результатов была
составлена коррекционно-развивающая
программа по предупреждению оптической
дисграфии. В ней я выделяю два этапа.
•
•
Первый этап – подготовительный – это работа
с картинками в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с
ТНР.
•
Второй этап – основной - работа с буквами в
подготовительной группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
Содержание работы по профилактике
дисграфии.
Примерное календарное планирование.
М-ц
Нед.
Буквы.
Звуки.
Лексическая
тема.
Содержание работы по профилактике оптической дисграфии
Развитие зрительного
внимания, восприятия,
памяти
Развитие пространственных
представлений
Автоматизация
зрительных представлений
графических образов букв
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
1
Выявление
предпосылок
оптической дисграфии
у дошкольников с ОНР
2
Выявление
предпосылок
оптической
дисграфии
у дошкольников с ОНР
3
А
У
УА
Здравствуй,
детский сад
«Определи предмет»
(соответствие по форме)
«Соедини стрелками»
(домики из
геометрических фигур)
Игра «Назови части тела»
Знакомство с тетрадью в
крупную клетку.
Раскрась только буквы У
(среди других букв)
«Допиши букву У, А»
«Обведи игрушку»
«Зачеркни неправильно
написанную букву»
4
И
АУИ
П-ПЬ
Осень
«Геометрическое лото»
Соотнесение предметных
картинок с
геометрической фигурой.
Положить ладони справа от
себя, слева. Приложить
ладони к контуру, назвать.
Выкладывание букв из
палочек, «написание» букв в
крупе, песке.
Нахождение пройденных
букв в геометрических
фигурах.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1
Н
Н-НЬ
Человек
Игра « Придумай
мордашку и нарисуй
рядом».
«Найди похожего
человечка».
Обыгрывание заданий:
определи, где находится
карандаш по отношению к
книге, тетради (справа, слева,
на, между, под)
Выкладывание букв из
палочек, реконструирование
букв: из буквы П можно
сделать букву
Н и т.п.
2
C
С-Сь
Одежда.
Головные
уборы.
Срисовывание серии
полукругов и линий (по
методике Борель-Мезони).
Схема тела, стоящего
напротив: лицом к детям –
поднять правую руку – дети
повторяют.
Ощупывание букв из
наждачной бумаги,
ощупывание объёмных букв.
Лепить букву С из
пластилина, теста.
3
З
З-ЗЬ
Обувь.
«Найди все правые сапоги,
левые сапоги»
«Подбери пару тапочкам».
Стоя попарно друг к другу,
определить сначала у себя,
затем у товарища левую руку,
правое плечо…
«Дописать букву»
«Нарисовать букву»
«Определи букву в
неправильном положении»
4
Х
Х-ХЬ
Перелётные птицы.
«Найди пару»
«Колумбово яйцо»
«Что изменилось?»
«Фотографирование»
(посмотри, запомни,
нарисуй).
По картинке определить
какой рукой действует
человек.
«Определи след»
Найди «спрятавшиеся буквы».
Собрать разрезную картинку с
изображением буквы.
«Сложи букву на
фланелеграфе»
Результаты.
•
Анализ проделанной работы показал, что работа по
профилактике оптической дисграфии явилась результативной.
У всех детей высокий уровень зрительного восприятия и
памяти, все дошкольники ориентируются в левой и правой
сторонах пространства. Дети с успехом освоили
пространственные предлоги, знают все буквы (правильно
располагают элементы букв). Всё это является хорошими
предпосылками для дальнейшего обучения чтению и письму.
•
А самое главное, работа по профилактике оптической дисгрфии
в игровой форме способствовала повышению интереса детей к
чтению и письму, а значит успешному обучению в школе.