Напоминание

Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи»


Автор: Суворова Елена Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Теткинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: пгт. Теткино, Курская область
Наименование материала: Программа
Тема: Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Теткинский детский сад «Сказка»

Дополнительная

коррекционно-развивающая программа

«Предупреждение оптической дисграфии

у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым

нарушением речи»

Автор-составитель:

учитель-логопед Суворова Е.В.

2020-2021 г.

Актуальность программы.

В последнее время дисграфия стала довольно

распространенной проблемой начальной

школы, и с каждым годом данное явление

имеет тенденцию к росту. Актуальность

вызвана тем, что среди детей с речевыми

нарушениями очень высок процент,

имеющих в дальнейшем нарушения

письменной речи.

Новизна.

Несмотря на то, что многие авторы

уделяли внимание вопросам

профилактики оптической дисграфии,

до сих пор не существует

коррекционно-развивающей

программы для дошкольников с

нарушениями речи по

предупреждению оптической

дисграфии.

Целесообразность

Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР

особое внимание уделяется формированию фонематической,

грамматической и лексической сторонам речи, что и является

профилактическими мерами предупреждения артикуляторно-

акустической, акустической, аграмматической дисграфий и

дисграфии на почве нарушений анализа и

синтеза( классификация РГПУ им. Герцена), то хотелось бы

остановиться на профилактике оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного

гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

У детей нечетко формируются графические образы букв. Дети

затрудняются соотнести звук с буквой, не различают буквы,

сходные по написанию, отмечается зеркальное письмо букв,

пропуски элементов, лишние и неправильно расположенные

элементы.

У детей с отставанием в речевом развитии

пространственные представления, зрительный

анализ и синтез формируются значительно позднее,

чем в норме, что во многом связано с трудностью

усвоения этими детьми их словесных обозначений,

это говорит о необходимости специальной и

целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом

направлении.

Основой для разработки данной учебной программы

явилась «Программа коррекционного обучения и

воспитания детей с ОНР» Т.Б. Филичевой и Г.В.

Чиркиной.

Цель программы:

выявление и устранение предпосылок

оптической дисграфии у дошкольников с

общим недоразвитием речи.

Задачи программы:

Выявление предпосылок оптической дисграфии.

Развитие зрительного восприятия(восприятие цвета,

формы, размера и величины предметов), внимания,

памяти.

Формирование пространственного восприятия и

развитие пространственных представлений

(ориентировка в схеме собственного тела и

ориентировка в окружающем пространстве);

Развитие операций зрительного анализа и синтеза;

Развитие речевых средств, отражающих зрительно-

пространственные отношения.

Развитие тактильных ощущений.

Развитие конструктивного праксиса путём

моделирования букв из палочек, природного

материала и т.п.; из элементов букв,

реконструирование букв и геометрических

форм.

Развитие мелкой моторики.

Развитие буквенного гнозиса,

дифференциация смешиваемых букв.

Формы работы:

В процессе обучения используются различные

формы организации коррекционной работы:

как часть индивидуального, подгруппового и

фронтального занятия в игровой форме; игры в

свободной деятельности.

Выявление степени усвоения коррекционно-

развивающей программы осуществляется

посредством мониторинга: первичного и

повторного, обработки и анализа полученных

знаний.

В основу программы положены принципы

современной педагогики и психологии:

Единство диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающая

работа по предупреждению оптической дисграфии проводится после

диагностики уровня развития зрительного восприятия, ориентации в

пространстве и зрительно-моторной координации, т.к. данные

мониторинга определяют направления коррекционно-развивающей

работы. А также по завершению коррекционно-развивающей работы

проводится повторный мониторинг с целью выявления

результативности работы и определения направлений дальнейшей

корреционно-развивающей работы.

Учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Каждое

последующее задание немного сложнее предыдущего;

Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей

ребёнка. Задания в программе предлагаются с учётом возраста детей,

особенностей их психического развития.

Учёт ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что

в дошкольном возрасте у ребёнка ведущей является

игровая деятельность, упражнения проводятся в форме

игры.

Соблюдение необходимых условий для развития

личности ребёнка: создание комфортной среды,

поддержание положительного эмоционального фона.

Принцип активного привлечения социального окружения

к участию в коррекционной работе. Программа

рассчитана на взаимодействие учителя-логопеда и

родителей.

Учитывая требования к организации режима дня и

учебных занятий, максимально допустимый объём

недельной образовательной нагрузки не должен

превышать допустимые нормы.

В начале учебного года с целью выявления

предпосылок оптической дисграфии было

проведено исследование уровня развития

зрительного восприятия, ориентации в

пространстве и зрительно-моторной

координации. Среди известных тестовых

методик мной была выбрана «Методика

оценки уровня развития зрительного

восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М.Безруких,

Л.В. Морозовой.

После анализа полученных результатов была

составлена коррекционно-развивающая

программа по предупреждению оптической

дисграфии. В ней я выделяю два этапа.

Первый этап – подготовительный – это работа

с картинками в старшей группе

компенсирующей направленности для детей с

ТНР.

Второй этап – основной - работа с буквами в

подготовительной группе компенсирующей

направленности для детей с ТНР.

Содержание работы по профилактике

дисграфии.

Примерное календарное планирование.

М-ц

Нед.

Буквы.

Звуки.

Лексическая

тема.

Содержание работы по профилактике оптической дисграфии

Развитие зрительного

внимания, восприятия,

памяти

Развитие пространственных

представлений

Автоматизация

зрительных представлений

графических образов букв

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление

предпосылок

оптической дисграфии

у дошкольников с ОНР

2

Выявление

предпосылок

оптической

дисграфии

у дошкольников с ОНР

3

А

У

УА

Здравствуй,

детский сад

«Определи предмет»

(соответствие по форме)

«Соедини стрелками»

(домики из

геометрических фигур)

Игра «Назови части тела»

Знакомство с тетрадью в

крупную клетку.

Раскрась только буквы У

(среди других букв)

«Допиши букву У, А»

«Обведи игрушку»

«Зачеркни неправильно

написанную букву»

4

И

АУИ

П-ПЬ

Осень

«Геометрическое лото»

Соотнесение предметных

картинок с

геометрической фигурой.

Положить ладони справа от

себя, слева. Приложить

ладони к контуру, назвать.

Выкладывание букв из

палочек, «написание» букв в

крупе, песке.

Нахождение пройденных

букв в геометрических

фигурах.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

Н

Н-НЬ

Человек

Игра « Придумай

мордашку и нарисуй

рядом».

«Найди похожего

человечка».

Обыгрывание заданий:

определи, где находится

карандаш по отношению к

книге, тетради (справа, слева,

на, между, под)

Выкладывание букв из

палочек, реконструирование

букв: из буквы П можно

сделать букву

Н и т.п.

2

C

С-Сь

Одежда.

Головные

уборы.

Срисовывание серии

полукругов и линий (по

методике Борель-Мезони).

Схема тела, стоящего

напротив: лицом к детям –

поднять правую руку – дети

повторяют.

Ощупывание букв из

наждачной бумаги,

ощупывание объёмных букв.

Лепить букву С из

пластилина, теста.

3

З

З-ЗЬ

Обувь.

«Найди все правые сапоги,

левые сапоги»

«Подбери пару тапочкам».

Стоя попарно друг к другу,

определить сначала у себя,

затем у товарища левую руку,

правое плечо…

«Дописать букву»

«Нарисовать букву»

«Определи букву в

неправильном положении»

4

Х

Х-ХЬ

Перелётные птицы.

«Найди пару»

«Колумбово яйцо»

«Что изменилось?»

«Фотографирование»

(посмотри, запомни,

нарисуй).

По картинке определить

какой рукой действует

человек.

«Определи след»

Найди «спрятавшиеся буквы».

Собрать разрезную картинку с

изображением буквы.

«Сложи букву на

фланелеграфе»

Результаты.

Анализ проделанной работы показал, что работа по

профилактике оптической дисграфии явилась результативной.

У всех детей высокий уровень зрительного восприятия и

памяти, все дошкольники ориентируются в левой и правой

сторонах пространства. Дети с успехом освоили

пространственные предлоги, знают все буквы (правильно

располагают элементы букв). Всё это является хорошими

предпосылками для дальнейшего обучения чтению и письму.

А самое главное, работа по профилактике оптической дисгрфии

в игровой форме способствовала повышению интереса детей к

чтению и письму, а значит успешному обучению в школе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика