Напоминание

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Махтиева Зулейха Магомед-Мурадовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад 91 Касносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья "Современные здоровьесберегающие технологии,

используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние

здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо

сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и

здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,

эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный

ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально

адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной

работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного

из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в

условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит

результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и

родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий,

в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на

статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в

интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к

каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и

родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у

ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с

удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,

открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех

сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -

задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического

процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у

разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия

«здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно

рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как

совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,

как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее

воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие

«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической

технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается

задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их

родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как

сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,

методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические

технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и

умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового

образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том

числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому

просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные

технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают

сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских

средств.

технологии профилактики заболеваний,

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из

поликлиники,

коррекция возникающих функциональных отклонений,

отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У

группу здоровья),

реабилитация соматического состояния здоровья,

противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в

соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация

третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и

укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и

становление физической культуры дошкольников:

закаливание КГН;

беседы по валеологии;

спортивны праздники;

спортивные развлечения и досуги;

недели здоровья;

соревнования;

прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии,

направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе

культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,

«Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как

правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками»,

«Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по

разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение

рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-

педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на

обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение

ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо

рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов

семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают

рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений

для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для

развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской

профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ

(соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья,

встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего

технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающиетехнологии, используемые в системе

дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической

подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также

здоровьесберегающей среды ДОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам

здоровьесбережения.

Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых

ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для

разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам,

на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по

“дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в

тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе,

бодрящая гимнастика);

физкультурные занятия всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей

(утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)

и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика,

логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья

педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды

совместной деятельности;

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ;

Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и

родителей;

Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня

физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием

здоровья ребенка;

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной

деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место

здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие

технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических

здоровьесберегающих технологиях):

1.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.

3.Коррекционные технологии.

Педагогические

здоровьесберегающие

Технологии

Технологии сохранения и

стимулирования здоровья

Технологии обучения

здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные

игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая,

для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая,

корригирующая,

ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-

игровые :игротренинги,

игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий«Уроки

здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального

воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия

цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика

Использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате,

в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется

детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель

физического воспитания, воспитатели.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в

себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от

вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в

групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех

возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и

временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и

целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно

использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки

природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,

воспитатели, психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой

ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель:

воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной

гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все

педагоги

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный

исполнитель: воспитатели.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней

опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического

воспитания, воспитатель.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний

возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо

проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического

воспитания, воспитатель.

Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй

половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных

педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством

включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель:

воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия

строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,

этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в

различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания

о том, как не нанести вред своему организму

Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического

воспитания

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в

любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по

специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и

болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического

воспитания.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от

поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть

других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Ответственный исполнитель: все педагоги

Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.

Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов

занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия

используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может

рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком

является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками

необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в

зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе

снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный

исполнитель: воспитатели, психолог.

Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на

развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или

музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в

профилактических целях. Ответственный исполнитель: воспитатели, логопед,

руководитель физического воспитания.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у

ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит

результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и

родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий,

в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на

статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в

интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к

каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и

родителей детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика