Автор: Карасева Татьяна Ивановна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п.Витим"
Населённый пункт: Ленский район РС (Якутия)
Наименование материала: календарно-тематическое планирование
Тема: КТП к учебнику В.И.Сивоглазова, А.А.Плешакова "Биология" 5 класс
Раздел: среднее образование
Календарно-тематическое планирование. Биологии 5 класс
№
Тема урока
Кол-
во
часов
Планируемые результаты
Вид
контроля
Формы организации
учебной деятельности
Планиру
емая дата
урока
Фактич
еская
дата
урока
Предметные
Метапредметные
УУД
ВВЕДЕНИЕ (6 Ч)
1
Биология —
наука о живой
природе.
Инструктаж
по ТБ и
охране труда.
1
Научиться давать
определения понятий биология,
биосфера, экология; выделять
биологические науки и
называть объекты и процессы;
характеризовать биосферу как
живую оболочку планеты;
показывать границы биосферы
и объяснять причины обитания
организмов в этих пределах;
объяснять значение биологии
для развития народного
хозяйства; приводить
доказательства необходимости
биологических знаний для
сохранения природы.
Познавательные УУД:
работать с печатным
текстом, схемами и
иллюстрациями, выделять
главное; давать определения
понятиям
Регулятивные УУД:
Организовывать выполнение
заданий учителя по
предложенному алгоритму и
делать выводы о качестве
проделанной работы.
КоммуникативныеУУД:
Слушать учителя и
одноклассников; строить
речевые высказывания в
устной форме; выражать свои
мысли согласно задачам
коммуникации.
Фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Определяют понятия:
«биология», «биосфера»,
«экология».
Раскрывают значение
биологических знаний в
современной жизни.
Оценивают роль
биологической науки в
жизни общества.
2
Методы
изучения
биологии.
1
Научиться демонстрировать
знание методов научного
биологического исследования;
различать наблюдение
измерение, эксперимент и
приводить примеры их
использования; называть
лабораторные приборы и
объяснять их назначение;
формулировать правила
техники безопасности в
кабинете; проводить
фенологические наблюдения.
Познавательные:
работать с
различными источниками
информации; осуществлять
элементарные научные
исследования.
Регулятивные:
определять
цель урока и ставить задачи,
необходимые для их
достижения планировать
свою деятельность и делать
выводы по результатам
Фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Определяют понятия:
«методы исследования»,
«наблюдение»,
«эксперимент»,
«измерение».
Характеризуют
основные методы
исследования в биологии.
Изучают
правила техники
безопасности в
кабинете биологии.
выполненной работы.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
слух; высказывать свою точку
зрения; работать в составе
творческих групп.
3
Разнообразие
живой
природы.
Царства живой
природы
1
Научиться давать
определения понятий
раздражимость, рост, развитие;
называть царства живой
природы и характеризовать
признаки представителей
каждого царства; выделять
отличительные признаки
живых организмов и
характеризовать их; объяснять
значение процесса
размножения в природе;
составлять элементарные
пищевые цепи.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации и
преобразовывать ее из одной
формы в другую; давать
определения понятий;
структурировать учебный
материал; разделять текст на
смысловые блоки и составлять
план параграфа.
Регулятивные:
организовать выполнение
заданий; представлять
результаты работы; Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные:
работать в составе творческих
групп; эффективно
взаимодействовать с
сверстниками.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Определяют понятия:
«царство Бактерии»,
«царство Грибы»,
«царство Растения» и
«царство Животные».
Анализируют
признаки живого:
клеточное строение,
питание, дыхание, обмен
веществ,
раздражимость, рост,
развитие, размножение.
Составляют план
параграфа.
4
Среда
обитания.
Экологические
факторы.
1
Научиться давать определение
понятий экологические
факторы; различать
биотические, абиотические и
антропогенные экологические
факторы; характеризовать
влияние экологических
факторов на организмы;
приводить доказательства
взаимосвязи и
взаимозависимости
компонентов природы;
приводить примеры
положительного и
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
осуществлять подбор
материала по заданной теме;
готовить сообщения и
презентации.
Регулятивные:
определять цель работы,
планировать и осуществлять
ее выполнение; представлять
результаты работы, делать
выводы о ее качестве.
Коммуникативные:
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Анализируют и
сравнивают
экологические факторы.
Отрабатывают навыки
работы с текстом
учебника.
отрицательного влияния
деятельности человека на
природу.
выступать перед аудиторией;
грамотно строить речевые
высказывания и
формулировать вопросы.
5
Среда обитания
(водная,
наземно-
воздушная).
1
Научиться называть среды
обитания живых организмов и
давать им характеристику;
различать на таблицах,
рисунках и живых объектах
представителей различных
сред; сравнивать особенности
строения организмов,
обитающих в различных
средах; объяснять причины
появления приспособлений для
жизни в той или иной среде
обитания.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать выводы
на основе сравнения;
составлять план параграфа.
Регулятивные:
формулировать цель урока и
ставить задачи, необходимые
для ее достижения;
планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее результаты;
осуществлять рефлексию
своей деятельности.
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
форме; аргументировать
свою точку зрения речевые
высказывания в устной
форме.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Различать понятия
«среда обитания» и
«место обитания».
Характеризовать
особенности водной и
наземно-воздушной
сред обитания.
Приводить примеры
обитателей сред.
Выявлять особенности
строения живых
организмов, связанные
со средой обитания.
6
Среда
обитания
(почвенная,
организменная).
1
Научиться называть среды
обитания живых организмов и
давать им характеристику;
различать на таблицах,
рисунках и живых объектах
представителей различных
сред; сравнивать особенности
строения организмов,
обитающих в различных
средах; объяснять причины
появления приспособлений для
жизни в той или иной среде
обитания.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать выводы
на основе сравнения;
составлять таблицу.
Регулятивные:
формулировать цель урока и
ставить задачи, необходимые
для ее достижения;
планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее результаты;
осуществлять рефлексию
своей деятельности.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Характеризовать
особенности
почвенной и
организменной сред
обитания. Приводить
примеры обитателей
сред. Выявлять
особенности строения
живых организмов,
связанные со средой
обитания. Наблюдать
природные явления,
фиксировать результаты
наблюдений, делать
выводы.
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
форме; аргументировать свою
точку зрения.
Систематизировать
знания о средах
обитания и их
обитателях. Соблюдать
правила поведения в
природе.
Раздел 1. Строение организма (10 ч)
7
Что такое
живой
организм.
1
Научиться характеризовать
отличительные признаки.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать выводы
на основе сравнения;
составлять план параграфа.
Регулятивные:
формулировать цель урока и
ставить задачи, необходимые
для ее достижения;
планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее
результаты; осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
форме; аргументировать
свою точку зрения.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Сравнивать
отличительные
признаки живого и
неживого.
Характеризовать
основные свойства живых
организмов.
8
Строение
клетки.
Лабораторная
работа №1
«Изучение
устройства
увеличительны
х приборов
и правил
работы с ними»
и
1
Научиться давать определения
понятия клетка; описывать
особенности строения
растительной клетки как
единицы строения
растительного организма;
объяснять значение пластид в
растительной клетке;
называть главный пигмент в
растительной клетке.
Познавательные:
давать определения понятий;
сравнивать объекты и делать
выводы на основе сравнения.
Регулятивные:
определять цель урока и
ставить задачи, необходимые
для ее достижения;
организовать выполнение
заданий учителя по готовому
плану; самостоятельно
оценивать правильность
выполнения задания и при
выполнени
е
лаборатор
ной
работы
Выделяют
существенные
признаки строения
клетки. Различают на
таблицах и
микропрепаратах
части и органоиды
клетки.
необходимости вносить
коррективы.
Коммуникативные:
работать в группах; строить
эффективное взаимодействие
со сверстниками.
9
Практическая
работа №1
«Приготовлени
е
микропрепарата
кожицы чешуи
лука».
1
Научиться давать определения
понятия клетка; описывать
особенности строения
растительной клетки как
единицы строения
растительного организма;
различать на микропрепаратах
и рисунках основные части
и структуры растительной
клетки; готовить
микропрепарат
кожицы чешуи лука.
Познавательные:
давать определения понятий;
работать с приборами;
сравнивать объекты и делать
выводы на основе сравнения.
Регулятивные:
организовать выполнение
заданий учителя по готовому
плану; оценивать результаты
своей деятельности.
Коммуникативные:
работать в группах; строить
эффективное взаимодействие
со сверстниками.
выполнени
е
практическ
ой работы
Учатся готовить
микропрепараты.
Наблюдают части и
органоиды клетки под
микроскопом, описывают
и
схематически
изображают их.
10
Химический
состав
клетки.
1
Научиться
характеризовать химический
состав клетки; различать
понятия химический элемент и
химическое вещество;
классифицировать вещества,
входящие в состав клетки;
объяснять значение
неорганических и органических
веществ в клетке; соотносить
вещества с функциями,
которые они выполняют
в клетке.
Познавательные:
работать с различной
информацией и
преобразовывать ее из одной
формы в другую;
устанавливать соответствие
между объектами и
функциями, которые они
выполняют.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий; анализировать
полученные результаты и
при необходимости вносить
коррективы.
Коммуникативные:
грамотно формулировать
высказывания в устной
форме; аргументировать
свою точку зрения.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Объясняют роль
минеральных веществ
и воды, входящих в
состав клетки. Различают
органические и
неорганические
вещества, входящие в
состав клетки. Ставят
биологические
эксперименты по
изучению химического
состава клетки. Учатся
работать с лабораторным
оборудованием.
11
Жизнедеятельн
1
Научиться описывать основные
Познавательные:
фронтальн
Выделяют существенные
ость клетки.
процессы жизнедеятельности
клетки; различать молодые и
старые клетки.
давать описание процессов и
явлений; осуществлять
наблюдение и делать на их
основе выводы.
Регулятивные:
выполнять работу, пользуясь
готовым планом; представлять
результаты своей работы и
осуществлять рефлексию
своей деятельности.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
слух, строить речевые
высказывания в устной
форме.
ый опрос,
работа в
тетради
признаки процессов
жизнедеятельности
клетки.
12
Ткани
растений.
Лабораторная
работа №2
«Растительные
ткани»
1
Научиться давать
определение понятия ткань;
различать на рисунках,
таблицах, микропрепаратах
типы растительных тканей;
описывать особенности
строения каждого типа
растительной ткани;
объяснять значение каждого
типа растительной ткани;
устанавливать взаимосвязь
между особенностями строения
тканей и функциями, которые
они выполняют.
Познавательные:
давать определения понятий;
структурировать учебный
материал; разделять текст на
смысловые блоки и составлять
план параграфа.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий; представлять
результаты работы;
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
заданий и при необходимости
вносить коррективы.
Коммуникативные:
работать в составе творческих
групп; эффективно
взаимодействовать со
сверстниками.
выполнени
е
лаборатор
ной
работы
Определяют понятие
«ткань». Выделяют
признаки, характерные
для различных видов
тканей.
Отрабатывают умение
работать с микроскопом и
определять различные
растительные ткани
на микропрепаратах.
13
Ткани
животных.
1
Научиться давать
определение понятия ткань;
различать на рисунках,
таблицах, микропрепаратах
типы животных тканей;
описывать особенности
строения каждого типа
Познавательные:
давать определения понятий;
структурировать учебный
материал; разделять текст на
смысловые блоки и составлять
план параграфа.
Регулятивные:
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Определяют понятие
«ткань». Выделяют
признаки, характерные
для различных видов
тканей.
животной ткани;
объяснять значение каждого
типа животной ткани;
устанавливать взаимосвязь
между особенностями строения
тканей и функциями, которые
они выполняют.
организовывать выполнение
заданий; представлять
результаты работы;
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
заданий и при необходимости
вносить коррективы.
Коммуникативные:
работать в составе творческих
групп; эффективно
взаимодействовать со
сверстниками.
14
Органы
растений.
Лабораторная
работа №3
«Органы
цветкового
растения».
1
Объяснять сущность понятия
«орган». Характеризовать
органы цветкового растения,
распознавать их на живых
объектах, гербарном материале,
рисунках и таблицах.
Сравнивать вегетативные и
генеративные органы
цветкового растения.
Различать и называть органы
цветкового растения.
Сравнивать вегетативные и
генеративные органы.
Проводить биологические
исследования и объяснять их
результаты. Формулировать
общий вывод о строении
цветкового растения.
Познавательные:
давать определения понятий;
структурировать учебный
материал; разделять текст на
смысловые блоки и составлять
план параграфа.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий; представлять
результаты работы;
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
заданий и при необходимости
вносить коррективы.
Коммуникативные:
работать в составе творческих
групп; эффективно
взаимодействовать со
сверстниками.
выполнени
е
лаборатор
ной
работы
Определяют понятие
орган, характеризуют
органы растений,
выполняют
лабораторную работу
по инструкции.
15
Системы
органов
животных.
1
Научиться объяснять сущность
понятия «система органов»;
различать на рисунках и
таблицах; описывать основные
системы органов животных;
объяснять их роль в организме.
Познавательные:
давать определения понятий;
структурировать учебный
материал; структурировать
учебный материал в виде
таблицы.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий; представлять
результаты работы;
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Изучают системы
органов животных,
заполняют таблицу в
тетради.
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
заданий и при необходимости
вносить коррективы.
Коммуникативные:
работать в составе творческих
групп; эффективно
взаимодействовать со
сверстниками.
16
Организм –
биологическая
система.
1
Научиться объяснять сущность
понятий «система»,
«биологическая система»;
приводить примеры систем;
аргументировать вывод: клетка,
организм — живые системы
(биосистемы).
Познавательные:
воспроизводить информацию
по памяти; строить
высказывания в устной и
письменной форме.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий по предложенному
плану; осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Коммуникативные:
работать в группах, вести
диалог в доброжелательной
и открытой форме, проявляя
интерес и уважение к
собеседникам.
тестирован
ие
Выделяют
существенные признаки
систем,взаимосвязь
органов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч)
17
Как
развивалась
жизнь на Земле.
1
Научиться описывать
современные взгляды учёных
на возникновение Солнечной
системы. Участвовать в
обсуждение гипотезы А.
И. Опарина о возникновении
жизни на Земле.
Познавательные:
воспроизводить информацию
по памяти; строить
высказывания в устной и
письменной форме.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий по предложенному
плану; существлять
рефлексию своей
деятельности.
Коммуникативные:
работать в группах, вести
диалог в доброжелательной и
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Анализируют и
сравнивают
представления о
возникновении
Солнечной системы и
происхождении жизни на
Земле в разные
исторические периоды.
открытой форме, проявляя
интерес и уважение к
собеседникам.
18
Строение и
жизнедеятельно
сть бактерий.
1
Научиться описывать
особенности строения
бактериальной клетки;
различать формы
бактериальных клеток и
называть их; объяснять
причины широкого
распространения бактерий;
характеризовать процессы
питания, размножения и
спорообразования у бактерий;
сравнивать способы питания
сапротрофных бактерий и
бактерий-паразитов; объяснять
значение спорообразования в
жизни бактерий; выращивать
культуру сенной палочки.
Познавательные:
умение работать с
различными источниками
информации; составлять план
и конспект параграфа;
проводить сравнение объектов
по заданным критериям.
Регулятивные:
определять цель урока и
ставить задачи, необходимые
для ее достижения.
Коммуникативные:
слушать учителя и
одноклассников; грамотно
формулировать вопросы;
аргументировать свою точку
зрения.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Выделяют
существенные
признаки бактерий.
19
Бактерии в
природе и
жизни
человека.
1
Научиться характеризовать
роль бактерий в природе;
объяснять суть понятия
симбиоз; описывать процесс
участия бактерий в круговороте
веществ; проводить примеры
положительной и
отрицательной роли бактерий в
жизни человека; объяснять
понятие эпидемия;
формулировать правила,
помогающие избежать
заражения болезнетворными
бактериями.
Познавательные:
давать определения понятий;
сравнивать и делать выводы
на основе сравнения;
устанавливать соответствие
между объектами и их
характеристиками; готовить
презентации и сообщения.
Регулятивные:
анализировать результаты
своей работы на уроке.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на вопросы.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Определяют понятия:
«клубеньковые
(азотфиксирующие)
бактерии», «симбиоз»,
«болезнетворные
бактерии», «эпидемия».
Объясняют роль
бактерий в природе и
жизни человека.
20
Грибы. Общая
характеристика.
1
Научиться характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности грибов как
представителей
самостоятельного царства
живой природы; описывать
процессы питания и
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
характеризовать и сравнивать
объекты; составлять конспект
урока в тетради.
Регулятивные:
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Выделяют существенные
признаки строения и
жизнедеятельности
грибов. Объясняют роль
грибов в природе и жизни
человека.
размножения грибов; различать
одноклеточные и
многоклеточные грибы;
приводить примеры
положительной и
отрицательной роли грибов в
природе и жизни человека;
демонстрировать знание правил
оказания первой доврачебной
помощи при отравлении
грибами.
самостоятельно определять
цель и задачи урока;
анализировать и оценивать
результаты своей работы.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
слух; формулировать вопросы
и отвечать на них.
21
Многообразие и
значение
грибов.
Лабораторная
работа №4
«Изучение
строения
плесневых
грибов и
дрожжей».
1
Научиться описывать
особенности строения
плесневых грибов и
дрожжей; различать на
рисунках пеницилл и мукор;
объяснять значение
спорообразования у грибов;
сравнивать споры бактерий и
споры грибов; объяснять
значение симбиоза между
шляпочными грибами и
растениями.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
сравнивать и делать выводы
на основе сравнения; готовить
презентации и сообщения.
Регулятивные:
планировать выполнение
заданий учителя и
представлять результаты
работы.
Коммуникативные:
работать в составе творчески
аудиторией.
выполнени
е
лаборатор
ной
работы
Изучают строение
мукора, пеницилла и
дрожжей.
22
Царство
Растения.
1
Научиться характеризовать
ботанику как науку о
растениях; характеризовать
растения как представителей
самостоятельного царства
живой природы; объяснять
причины разделения растений
на высшие и низшие;
описывать растения
произрастающие в различных
местах обитания; раскрывать
роль растений в природе и
жизни человека.
Познавательные:
классифицировать объекты по
заданным критериям;
составлять конспект урока в
тетради.
Регулятивные:
определять цель урока и
ставить задачи, необходимые
для ее достижения;
осуществлять рефлексию
своей деятельности.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
слух; грамотно
формулировать вопросы;
высказывать и
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Определяют понятия:
«ботаника», «низшие
растения», «высшие
растения», «слоевище»,
«таллом». Выделяют
существенные признаки
растений. Выявляют на
живых объектах и
таблицах низшие и
высшие растения,
наиболее
распространённые
растения, опасные для
человека растения.
Сравнивают
представителей
аргументировать свою точку
зрения.
низших и высших
растений. Выявляют
взаимосвязи между
строением растений и их
местообитанием.
23
Водоросли.
Общая
характеристика.
Лабораторная
работа №5
«Строение
хламидомонады
».
1
Научиться характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности водорослей
как низших растений;
различать на рисунках и в
таблицах представителей
одноклеточных водорослей;
выделять существенные
особенности строения
многоклеточных водорослей;
приводить примеры зеленых,
бурых и красных водорослей.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
отличать главное от
второстепенного; давать
описание и характеризовать
объекты. Регулятивные :
работать по предложенному
плану; анализировать и
оценивать результаты
выполнения работы.
Коммуникативные:
отвечать на вопросы; слушать
учителя и одноклассников;
аргументировать свою точку
зрения.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Выделяют существенные
признаки водорослей.
Особенности
жизнедеятельности
водорослей: питание,
дыхание, размножение.
24
Многообразие
водорослей.
1
Научиться характеризовать
роль водорослей жизни
человека; объяснять роль
водорослей биосфере; давать
характеристику основным
группам водорослей.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
отличать главное от
второстепенного; давать
описание и характеризовать
объекты, составлять конспект
урока в тетради.
Регулятивные:
работать по предложенному
плану; анализировать и
оценивать результаты
выполнения работы.
Коммуникативные:
отвечать на вопросы; слушать
учителя и одноклассников;
аргументировать свою точку
зрения.
фронтальн
ый опрос,
работа в
тетради
Работают с таблицами и
гербарными образцами,
определяя
представителей
водорослей.
25
Лишайники.
1
Научиться характеризовать
особенности строения и
Познавательные:
работать с различными
фронтальн
ый опрос,
Определяют понятия:
«кустистые лишайники»,
жизнедеятельности
лишайников как
симбиотических организмов;
выделять у лишайников
признаки растений и признаки
грибов; различать накипные,
листоватые и кустистые
лишайники; приводить
примеры лишайников с разной
формой слоевища; описывать
места обитания лишайников;
объяснять значение
лишайников в природе и жизни
человека.
источниками информации;
отличать главное от
второстепенного; готовить
презентации и сообщения.
Регулятивные:
работать по предложенному
плану; анализировать и
оценивать результаты
выполнения работы.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на вопросы и
формулировать их.
работа в
тетради
«листоватые лишайники»,
«накипные лишайники».
Находят лишайники в
природе.
26
Мхи.
Лабораторная
работа №6
«Строение
мха».
1
Научиться характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности высших
споровых растений; различать
на рисунках, таблицах,
натуральных объектах органы
споровых растений, объяснять
их функции; объяснять
значение воды для
размножения споровых
растений; объясняют значение
спор в жизни высших споровых
растений.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
структурировать учебный
материал; отличать главное от
второстепенного; готовить
презентации и сообщения.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий учителя; планировать
и прогнозировать результаты
своей деятельности;
осуществлять рефлексию
деятельности.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на вопросы и
формулировать их.
выполнени
е
лаборатор
ной
работы.
Выполняют
лабораторную работу.
Выделяют существенные
признаки высших
споровых растений.
Сравнивают разные
группы высших
споровых растений и
находят их
представителей на
таблицах и гербарных
образцах. Объясняют
роль мхов.
27
Папоротникооб
разные.
Плауны.
Хвощи.
Папоротники.
Лабораторная
работа №7
«Строение
папоротника».
1
Научиться характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности высших
споровых растений; различать
на рисунках, таблицах,
натуральных объектах органы
споровых растений, объяснять
их функции; объяснять
значение воды для
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
структурировать учебный
материал; отличать главное от
второстепенного; готовить
презентации и
сообщения.
Регулятивные:
выполнени
е
лаборатор
ной
работы.
Выделяют существенные
признаки высших
споровых растений.
Сравнивают разные
группы высших
споровых растений и
находят их
представителей на
таблицах и гербарных
размножения споровых
растений; объясняют значение
спор в жизни высших споровых
растений.
организовывать выполнение
заданий учителя; планировать
и прогнозировать результаты
своей деятельности;
осуществлять рефлексию
деятельности.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на вопросы и
формулировать их.
образцах. Объясняют
роль мхов.
28
Голосеменные
растения.
Лабораторная
работа №8
«Строение хвои
и шишек
хвойных».
1
Научиться характеризовать
особенности строения
голосеменных как высших
семенных растений; объяснять
механизм образования
семени у голосеменных
растений; приводить
доказательства преимущества
семенного размножения перед
споровым; различать на
рисунках и натуральных
объектах наиболее
распространенные виды
голосеменных растений;
характеризовать значение
голосеменных растений в
природе и жизни человека.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
структурировать учебный
материал; отличать главное от
второстепенного; готовить
презентации и сообщения
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий учителя; планировать
и прогнозировать результаты
своей деятельности;
осуществлять рефлексию
деятельности.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на вопросы и
формулировать их;
воспринимать информацию на
слух.
выполнени
е
лаборатор
ной
работы.
Выполняют
лабораторную работу.
Выделяют существенные
признаки голосеменных
трастений. Описывают
представителей
голосеменных растений с
использованием живых
объектов, таблиц и
гербарных образцов.
Объясняют роль
голосеменных в природе
и жизни человека.
29
Покрытосеменн
ые (Цветковые)
растения.
Лабораторная
работа №9
«Строение
цветкового
растения».
1
Научиться характеризовать
особенности строения
цветковых как высших
семенных растений; различать
однолетние, двулетние и
многолетние растения,
приводить примеры; описывать
особенности строения цветка,
выделять его главные части;
объяснять значение цветка
размножения
Познавательные:
работать с текстом;
структурировать учебный
материал; сравнивать
изучаемые объекты и делать
выводы на основе сравнения.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий учителя; планировать
и прогнозировать результаты
своей деятельности;
выполнени
е
лаборатор
ной
работы.
Выполняют
лабораторную работу.
Выделяют существенные
признаки
покрытосеменных
растений. Описывают
представителей
голосеменных растений с
использованием живых
объектов, таблиц и
гербарных образцов.
покрытосеменных растений;
характеризовать роль
покрытосеменных в природе и
жизни человека.
осуществлять рефлексию
деятельности.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на вопросы и
формулировать их;
воспринимать информацию на
слух.
Объясняют роль
покрытосеменных в
природе и жизни
человека.
30
Основные
этапы развития
растений на
Земле.
1
Научиться описывать методы
изучения древних растений;
приводить доказательства
усложнения строения растений
в процессе эволюции;
характеризовать этапы
развития растительного мира;
описывать строение первых
наземных растений;
характеризовать условия, в
которых появились первые
наземные растения; объяснять
причины появления
усложнения строения растений
в результате их выхода на
сушу; приводить
доказательства преимущества
семенных растений перед
споровыми; характеризовать
значение фотосинтеза для
развития жизни на планете.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
делать выводы и обобщения
на основе имеющихся знаний.
Регулятивные:
самостоятельно определять
цель и задачи урока;
анализировать и оценивать
результаты своей работы.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
слух; отвечать на вопросы и
формулировать их.
Тестирова
ние
Определяют понятия:
«палеонтология»,
«палеоботаника»,
«риниофиты».
Характеризуют основные
этапы развития
растительного мира.
31
Значение и
охрана
растений.
1
Научиться характеризовать
роль растений в природе и
жизни человека. Приводить
доказательства (аргументацию)
необходимости охраны
растений. Наблюдать
природные явления,
фиксировать результаты
наблюдений, делать выводы.
Определять состояние растений
весной. Соблюдать правила
поведения в природе.
Познавательные:
работать с различными
источниками информации;
делать выводы и обобщения
на основе имеющихся знаний.
Регулятивные:
самостоятельно определять
цель и задачи урока;
анализировать и оценивать
результаты своей работы.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
работа в
группах
слух; отвечать на вопросы и
формулировать их.
Резервное время (3 часа)
32
Повторение.
Многообразие
живых
организмов
1
Научиться давать определения
понятий; классифицировать
живые организмы; выделять
существенные признаки
различных групп живых
организмов; различать
представителей различных
групп живых организмов на
рисунках, в таблицах и
натуральных объектах;
характеризовать значение
живых организмов в природе и
жизни человека; работать с
тестовыми заданиями.
Познавательные:
воспроизводить информацию
по памяти; строить
высказывания в устной и
письменной форме; работать с
тестами различного уровня
сложности.
Регулятивные:
организовывать выполнение
заданий по предложенному
плану; осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Коммуникативные:
воспринимать информацию на
слух; отвечать на вопросы и
формулировать их.
фронтальн
ый опрос,
тестирован
ие
Сравнивают
представителей разных
групп растений, делают
выводы на основе
сравнения.
Оценивают с
эстетической точки
зрения представителей
растительного мира.
Находят информацию о
растениях в научно-
популярной литературе,
биологических словарях и
справочниках,
анализируют и оценивают
её, переводят из одной
формы в другую.
33
Повторение.
Ткани растений
и животных
1
Вспомнить определение
понятия ткань; различать на
рисунках, таблицах,
микропрепаратах типы
растительных и животных
тканей;
описывать особенности
строения каждого типа ткани;
объяснять значение каждого
типа ткани;
устанавливать взаимосвязь
между особенностями строения
тканей и функциями, которые
они выполняют.
Познавательные:
строить логические
рассуждения; устанавливать
причинно-следственные
связи; сравнивать и делать
выводы; структурировать
знания.
Регулятивные:
самостоятельно определять
цели обучения, планировать
пути их достижения, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной и
письменной форме;
аргументировать свою точку
зрения.
фронтальн
ый опрос,
тестирован
ие
Формирование у
учащихся способностей к
рефлексии коррекционно-
контрольного типа:
комплексное повторение
по теме.
34
Повторение.
Химический
1
Вспомнить и
характеризовать химический
Познавательные:
строить логические
фронтальн
ый опрос,
Формирование у
учащихся
состав
клетки.
состав клетки; различать
понятия химический элемент и
химическое вещество;
классифицировать вещества,
входящие в состав клетки;
объяснять значение
неорганических и органических
веществ в клетке; соотносить
вещества с функциями,
которые они выполняют
в клетке.
рассуждения; устанавливать
причинно-следственные
связи; сравнивать и делать
выводы; структурировать
знания.
Регулятивные:
самостоятельно определять
цели обучения, планировать
пути их достижения, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной и
письменной форме;
аргументировать свою точку
зрения.
тестирован
ие
способностей к
рефлексии коррекционно-
контрольного типа:
комплексное повторение
по теме.