Автор: Галимханова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБоУ ДО ДДТ "Новатор"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Портрет в графике"
Раздел: дополнительное образование
План – конспект урока на тему «Портрет с натуры
».
Цель: знакомство с пропорциями человеческого лица.
Задачи: дать навыки передаче сходства в портрете. Знакомство с работой
материалом уголь. Способствовать развитию дружеских отношений в
коллективе. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение работать в паре.
Развить наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, развивать
внимание, творческие способности.
Оборудование: репродукции работ художников, образец работы, работа на
доске, Схема «Пропорции лица»,формат А3(тонированная бумага), уголь.
1.Организационный момент 3 минуты.
Приветствие, готовность к уроку.
2. Объяснение новой темы 15 мин.
3. практическая работа 20 мин.
Выполнение портрета товарища на формате углем.
4. Итог 7 минут.
Проведение выставки.
Ход урока:
На прошлых уроках мы с вами рисовали человека, делали наброски с людей.
Но это были люди отвлеченные, не похожие на конкретного человека.
Сегодня мы постараемся нарисовать похожего человека. будем учиться
передавать пропорции лица человека, его настроение.
Выполнять работу будем с натуры, то есть срисовывать. И натурщиком ( это
человек которого рисуют ) для нас будет товарищ, который находится рядом.
Рисовать будем друг друга в паре.
- ребята, посмотрите перед вами картины, скажите, кто на них изображен?
- дети.
- это один и тот же ребенок или разные?
- разные.
- да, это картины написанные разными художниками и изображены на них
разные люди.
- это В. Серова « Девочка с персиками».
- И.Репин «Стрекоза», дочь художника.
В. Серова «Мика Морозов»
- как же вы догадались, что это изображены разные дети?
- глаза, губы, нос, прическа.
- правильно, молодцы.
- как называется данный жанр искусства?
- портрет.
- давайте посмотрим на разные виды портретов.
- Когда изображен не один человек, как называется вид портрета?
- групповой.
- к какому виду мы отнесем эти портреты?
- парадный. Человек одел свои лучшие одежды, встал в постановочную позу.
- как мы назовем этот вид портрета?
- камерный или интимный. Люди в обычной одежде, в своих мыслях.
- как вы считаете, значит, портрет может показать только внешние черты
человека?
- нет, характер, настроение.
Посмотрите друг на друга. Наше лицо очень подвижно, оно способно
ежеминутно выражать наше внутренние состояние.
- как меняются черты лица. Если мы хотим заплакать?
Посмотрите друг на друга, изобразите это состояние.
- уголки губ опускаются вниз, брови поднимаются вверх, или собираются на
переносице.
- а если нам весело?
- губы расплываются в улыбке, уголки губ поднимаются вверх. Возле глаз
появляются морщинки, ( лучики ), глаза начинают «сиять».
Все эти «движения» лица мы называем мимикой. Если научиться понимать
мимику лица, то на рисунке можно передать внутреннее состояние человека.
Но не менее важно знать пропорции лица, т. е. закономерности строения – где
правильно располагать части лица и какого размера их делать.
- посмотрите внимательно на своего товарища, и начнем рисовать.
Лист разделим линией на две части. В верхней большей, нарисуем сам
портрет.
А в нижней части будет «пробник».
- сначала определим, на какую форму похожа голова товарища: круг, овал,
прямоугольник, треугольник.
Нарисуем голову, у человека которого я рисую, ( я буду делать по
представлению ), будет форма головы треугольник.
- отмечаем середину лица, здесь будет находиться нос. Нос занимает одну
третью часть лица. Нижняя и средняя части лица одинаковые, верхняя часть
чуть больше. Нос напоминает вытянутый треугольник, внизу отмечаем
крылья носа, они тоже бывают самой разной формы.
- попробуйте нарисовать нос товарища на пробнике ( 1 минута).
- глаза располагаются ближе к середине овала лица. Форма глаза вытянутый
овал заостренный на концах. Очень внимательно с формой глаза, наша задача
уловить сходство.
- нарисуйте сначала глаз на пробнике (1 минута )
В середине глаза располагается радужная оболочка и зрачок.
Посмотрите, какого цвета глаза у товарища.
Сверху и снизу глаз прикрывается веком.
Веко нижнее и верхнее тоже имеет самую разную форму.
- а на веках располагается защитная оградка для глаз.
- что это?
- ресницы
- выше глаз находятся брови и у всех людей они разные: овальные, «
домиком», широкие, узкие.
Нижнюю часть лица от основания носа до подбородка нужно разделить
пополам, в верхней части располагаются губы. Губы у людей тоже очень
разные пухлые, худые, маленькие.
- какой детали не хватает не хватает на изображенном портрете?
- волосы, уши, шея.
- хорошо, теперь вам задание, посмотрите друг на друга, и скажите, какой
величины уши у человека и где они располагаются относительно бровей и
носа.
Ухо можно сравнить с высотой носа. Оно находится на уровне носа. Если
смотреть на человека сбоку, ухо походит на улитку, а спереди на полуовалы.
- что еще необходимо нарисовать на портрете?
- волосы, прическу.
- перед выполнением на большом формате потренируйтесь на «пробнике».
Работу на листе начнем с крупной формы головы, а потом уже мелкие детали.
Закомпануем голову чуть выше середины. Но нужно учесть, что голова
существует не сама по себе, она « сидит» на шее и плечевом поясе. Внизу
овала располагаем плечи и шею.
- прежде чем приступить к работе потренируйтесь на пробнике, поищите
варианты глаз, бровей и т. д.
А потом в верхней части лица портрет товарища. Работу выполняем углем.
Учитываем специфику материала.
Подведение итогов:
-Какая была тема урока?
-Какие виды портретов мы повторили?
-Что мы узнали о портрете?
В конце урока выставка работ. Каждый из ребят держит свой портрет.