Автор: Мочигина Евгения Владиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ 2
Населённый пункт: г. Ангарска, Иркутской области
Наименование материала: Коррекционно-воспитательная работа в школе с детьми со слабой умственной отсталостью
Тема: «Коррекция поведения обучающихся со слабой умственной отсталостью через духовно-нравственное воспитание»
Раздел: среднее образование
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
Иркутской области
Доклад: «Коррекция поведения обучающихся
со слабой умственной отсталостью через
духовно-нравственное воспитание»
Воспитатель: Мочигина Евгения Владиславовна
1
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством в целом.
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является
гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему
основополагающих принципов нравственности на основе православных,
патриотических, культурно-исторических традиций России.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
воспитание
духовности,
гражданственности,
патриотизма,
трудолюбия
через
включение
учащихся
в
систему
гражданско-
патриотического и духовно-нравственного воспитания;
воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать
добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
создание условий для восприятия целостной картины мира;
формирование чувства любви к Родине на основе изучения
национальных культурных традиций;
формирование духовно-нравственных ориентиров на основе
традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
формирование
основ
культуры
общения
и
построения
межличностных отношений;
организация и развитие ученического коллектива на принципах
духовности и нравственности;
организация
внеурочной
интеллектуально-познавательной
деятельности;
организация
начальной
профориентации
и
изучение
профессиональных интересов и склонностей;
создание условий для формирования у обучающихся здорового
образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
создание необходимых условий для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика;
2
ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание
детей.
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему
совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний,
как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина,
способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение
этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных
свойств личности школьника.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была
одой из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое
значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо
заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «Умению чувствовать
человека».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с
рождения ребенка и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение
людьми правилами и нормами поведения
Реализация воспитательной деятельности выражается в различных
формах: внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и
секций.
А так же экскурсии, литературные чтения, открытые уроки – все эти
формы
организации
учебного
и
внеурочной
деятельности позволяют
учителям и воспитателям целенаправленно вовлекать учащихся в создание
творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и
воспитаннику) взращивать в себе ростки добра. Педагогический коллектив
нашей школы первой целью ставит воспитание человека нравственного,
морально зрелого и готового жить по заветам человечности
3
Развитие
любознательности,
воспитание
гуманизма,
трудолюбия,
чувства любви к родному городу, и общности с земляками доброго
отношения ко всем людям, интереса к истории отечественного кино и
искусству
слова,
формирование
таких
нравственных
категорий,
как
отношение к воинскому долгу, понятия чести и достоинства, справедливости
и честности – все эти цели становятся достижимы благодаря неиссякаемой
энергии
педагогов,
влекущих
воспитанников
в
страну
русского
классического слова, воплощающего в себе высокий идеал нравственности и
человечности
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка
становится организация совместной деятельности детей, способствующая
развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе
которых
ребенок
усваивает
социально-исторический
опыт,
получает
представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и
способностях.
Воспитанники выражают своё творчество в работах, которым нет цены
и оценки, так как они сделаны все детскими руками. Ручной труд
способствует развитию интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств,
эстетического вкуса, разума и творческих способностей, и, конечно,
воспитанию нравственных качеств личности: честность, справедливость,
долг, порядочность, ответственность.
Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа способствует
не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у
ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе.
Естественно, если ребёнок не сохраняет в себе память прошлого,
равнодушно относится к истории, то он губит часть своей личности, и в
конечном итоге - деградирует как человек.
Духовно-нравственное воспитание в школе сопряжено на практике со
всеми остальными направлениями воспитания (трудовым, эстетическим,
патриотическим, физическим и т.д.) и является самым главным и сложным
4
направлением, потому что духовность - это высшая ступень развития
человека.
Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна
быть системной.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений
учителя с родителями. Одна из главных задач в работе с родителями -
создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в
школьной жизни своих детей. Для родителей проводятся собрания на
нравственные темы с приглашением, социального педагога, психолога.
Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий,
на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками.
Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения
со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
Воспитание – процесс бесконечный. И только систематическая работа
по духовно-нравственному воспитанию принесёт свои плоды. Все старания
не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и
родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее
будет наше общество.
5