Автор: Пилюгина Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы- россияне"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Мы —
россияне».
Задачи :
1.Закрепление знаний о символах государства (флаг, герб, гимн) .
2. Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
любовь и гордость за свою страну; уважение к людям разных
национальностей.
3. Развивать речевые навыки детей, память, мышление.
Материалы : карта России, герб и флаг России; пейзажи России (фотографии
или репродукции)
Ход занятия
Воспитатель : Велика и прекрасна наша страна! Она занимает 1-ое место по
территории среди всех стран мира (используются карта России, фото и
пейзажи) .
Стихотворение. :
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится. (Н. Забила. «Наша Родина».)
Воспитатель: -Ребята, как называется наша страна? (Россия)
- А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая
и сильная) Она, действительно, велика и прекрасна! Об этом говорят пейзажи
Воспитатель :
-А что такое страна? (ответы детей) Стран очень много, на картах их
обозначают разным цветом. У каждой страны есть границы и главный город –
столица, в которой находится правительство.
- Как называется столица России? (Москва)
Глава Российского государства – Президент! (В. В. Путин)
Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Россия – это
многонациональная страна!
-Какие национальности в ней проживают? (русские, татары, украинцы,
чуваши и др. национальности) .
Молодцы! Соседи должны уважать друг друга, помогать друг другу и жить в
дружбе!
Стихотворение. : «Песня о мире»:
Зачем шуметь и ссориться?
Нам нечего делить! У дружных дело спорится,
Водой их не разлить. (С. Богомазов)
И чем крепче дружба между народами, тем сильнее становится наша страна!
Стихотворение :
Как повезло тебе и мне :
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда не глянь – кругом друзья! (Я. Аким)
Воспитатель : -Ребята, а какие пословицы о дружбе вы знаете?
Пословицы :
- Новых друзей наживай, а старых не забывай.
- Ты, гроза, грозись, а мы – друг за друга держись.
- Один за всех и все за одного.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
Воспитатель :
Шире круг,
Шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
(Дети исполняют русский хоровод «На горе –то калина»)
Мы с вами назвали своих близких соседей (идет перечисление республик), но
мы непросто соседи! Мы живем в одной стране! Перечисленные республики
входят в состав России.
- Как нас всех можно назвать одним словом?
«Мы -Россияне! »-дети повторяют хором.
Стихотворение. :
Как солнце щедрое в небесной сини
Из века в век не устает сиять,
Так согреваешь нас и ты, Россия, Для ста народов ты – родная мать!
Воспитатель : Мы - Россияне! И мы хотим жить в мире и дружбе!
Стихотворение :
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем! (читают дети)
Воспитатель : Россия, ребята, это самостоятельное государство. У каждого
государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн. Педагог показывает
детям герб России.
В. Степанов. «Герб России» :
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ответы детей, что они знают о символике России.
Воспитатель обобщает.
Давайте рассмотрим герб. Обратите внимание на то, что грудь орла украшена
щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника
Отечества, борющегося со змеем. Отечеством мы зовем Россию потому, что в
ней жили испокон веку отцы и деды наши (наши предки). В этом гербе
отразилась постоянная борьба добра и зла. Три короны над двуглавым орлом
означают единую связь трех дружественных славянских народов – русских,
украинцев и белорусов. В настоящее время эти Республики стали
самостоятельными государствами.
Педагог показывает флаг России. Флаг России состоит из трех полос
одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя –
красная.
Воспитатель : На Руси три цвета имели следующее символическое значение :
белый – благородство, откровенность;
синий - верность, честность, безупречность;
красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.
Когда Президент России в Кремле, над зданием поднят государственный флаг
России.
Воспитатель показывает плакат с гимном страны.
Гимн – главная государственная песня, в которой отражена народная любовь
к нашей стране – России. Государственный гимн исполняется в особо
торжественных случаях. Музыка у гимна торжественная, эмоционально
приподнятая, а слова величавые. Автор слов гимна России – знаменитый
писатель С. Михалков, автор музыки – композитор А. Александров. Гимн
исполняют и слушают стоя. Я предлагаю вам послушать гимн России. Всем
спасибо!
Заключение : Ребята, сегодня мы с вами говорили о нашей стране, которую
мы любим всем сердцем; дружбе народов.
Вспомнили, какие государственные символы имеет наша страна. Пели песни
и читали стихи, водили хороводы. Мы все гордимся тем, что мы - Россияне!
Я желаю вам всем здоровья, добра, благополучия и много, много друзей
разных национальностей!