Автор: Огольцова Зинаида Леонидовна
Должность: учитель экономики
Учебное заведение: МАОУ"Вторая гимназия"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение курса «Технопредпринимательство школьников»
Раздел: полное образование
Внедрение курса «Технопредпринимательство школьников» -
Огольцова Зинаида Леонидовна
Внедрение курса «Технопредпринимательство школьников» - неотъемлемая
часть процесса технологического образования.
Это связано с активным
развитием инженерного образования, развитием рыночной экономики,
необходимостью осуществления ранней профориентации школьников.
О необходимости обучения школьников технопредпринимательству говорят
на самых разных уровнях. В Новосибирской гимназии 4 сентября 2017 г.
Министерство образования издало приказ № 2097 «Об утверждении
примерного положения о технопредпринимательской деятельности
общеобразовательной организации на территории Новосибирской области».
Вторая
Новосибирская
гимназияактивно
реализует
программы
технопредпринимательской деятельности школьников. Одно из направлений
- совместно с Фондом развития «Успех» осуществление работы в рамках
проекта
«Технологическое
предпринимательство
школьников
–
вызов
современного технологического образования России». Этот проект стал
победителем
конкурса
проектов
на
получение
грантов
Президента
Российской Федерации на развитие гражданского общества. Активно
реализуя этот проект, ученики Второй гимназии участвуют в разнообразных
мероприятиях технопредпринимательской направленности, в том числе
участвуют впредпринимательских форумах в Казани, Москве, Германии,
мероприятиях, организуемых различными вузами вузами.
введение курса «Технопредприинимательство В Новосибирской области
этому вопросу тоже уделено значительное внимание.
В связи с введение курса технопредпринимательство в образовательный
процесс ведется работа по направлениям: определение содержания курса,
определение
учебных
материалов
для
использования
школьниками,
определение места курса в учебном плане и т.д.
Технопредпринимательство ведется как в учебном процессе, так и во
внеурочной деятельности.
Курс Технопредпринимательство во Второй гимназии в 2017-2018 году
внедрен в урочную деятельность в 5 классах. Курс рассчитан на 35 часов, 1
раз в неделю. При его разработке берутся во внимание с одной стороны,
материалы из курса экономики, так как дети должны владеть базовыми
понятиями, а также используются авторские наработки.
Целями изучения курса:
Формирование знаний о предпринимательстве как важнейшей сфере
человеческой деятельности;
Воспитание творческой, конкурентоспособной личности, обладающей
такими
качествами,
как
самостоятельность,
предприимчивость,
деловитость, ответственность, расчёт риска при принятии решений,
При проведении занятий по курсу технопредпринимательство используются
следующие
технологии:
информационные,
коммуникативные
(дискуссионные), имитационного моделирования (игровые), деятельностные,
обучение в сотрудничестве.
Программа курса разбита на несколько основных блоков.
Тема 1.Становление предпринимательства Учащиеся должны Знать:
Понятие
и
сущность
предпринимательства.
Функции
и
условия
предпринимательской деятельности, чем предпринимательство отличается от
технопредпринимательства.
Технологическое предпринимательство — создание нового бизнеса, в
основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена
инновационная высокотехнологичная
(наукоёмкая) идея.
От других
форм
предпринимательства
(социального
или
индивидуального)
технологическое предпринимательство отличается тем, что создание новых
продуктов или услуг в этом случае напрямую связано с использованием
новейших научных знаний и/или технологий, правами на которые обладает
компания-разработчик. Из-за специфики производимых продуктов и услуг –
высокоспециализированных
знаний
в
различной
форме,
—
а
также
используемых
наукоемкими
фирмами
ресурсов
—
интеллектуального
капитала — «производственные процессы» в них серьезно отличаются от
процессов производства материальных продуктов и строятся по принципам
стартапа.
Технопредпринимательство
отличается
от
обычного
предпринимательства тем, что в традиционном предпринимательстве нужно
найти деньги, чтобы создать бизнес, а в техно предпринимательстве нужно
создать новый продукт плюс технологию его изготовления, и на основе этого
развить бизнес. В технопредпринимательстве нужно «время до рынка» -
сначала необходимо создать продукт и, более того, коммерциализировать
его. Это основа конкуренции на рынке.
Технологический предприниматель — уникальный человек, обладающий
большим набором совершенно разнообразных знаний. В первую очередь ему
необходимо понимать, как правильно формировать идею и где искать
нужных
людей.
Он
должен
разбираться
в
типах
инвесторов
(профессиональные, непрофессиональные и др.). Помимо всего прочего, он
должен уметь составлять маркетинговый и бизнес-планы, быть хорошим
оратором, создавать продающие презентации.
Будущие инженеры хотели бы видеть свою разработку востребованной.
Для этого нужно понимание того, как идея становится рыночным продуктом,
а
также
навык
менеджера,
умение
управлять
проектом
или
даже
производством.
Сегодня
компаниям
в
сфере
инноваций
требуются
специалисты
с
компетенциями
инженера-ученого-менеджера,
а
высокотехнологичному
сектору,
прежде
всего,
нужны
техно-
предприниматели.
Технопредпринимательство
позволяет
соединить
инженерные и предпринимательские навыки.
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства
Знать: Что производить? Для кого производить? Как производить?
Уметь: разрабатывать Проект создания собственного дела. Обучащиеся в
группах работают над проектом и защищают его, изучают как составить
простейший вариант бизнес плана, просчитать издержки производства и
себестоимость.
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности Знать: Риски в
работе предпринимателя
Уметь: Определять Конкурентов и оценивать их как врагов или друзей.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства
Знать: Образование прибыли предприятия
Уметь:
описывать
Источники
финансирования
предприятия,
тесная
интеграция с математикой через решение задач на прибыль, издержки,
ценообразование.
Тема 5. Мотивация предпринимательской деятельности и работа над
проектами. Основные разделы:
Генерация бизнес идей в
различных группах
Защита проектов по курсу
Внеурочная
деятельность
по
курсу
технопредпринимательство
осуществляется через ФГОСы в 8-10 классах на основе использования
системно–деятельностного
подхода.
Обучающиеся
работают
над
различными, в том числе высокотехнологичными проектами и представляют
их на различных конкурсах, фестивалях от районного до международного
уровней (например, конкурс SAGE – школьники за продвижение глобального
предпринимательства).
Также осуществляется подготовка к различным олимпиадам, конкурсам по
экономике, соревнованиям JS.
Технопредпринимательство встроено и в воспитательную работу.
В
каждом классе есть инициативная группа, представляющая школьную
компанию, класс участвует в различных мероприятиях, ярмарках. Это
учитывается при подведении итогов года, когда определяется лучший
классный коллектив. Не остаются в стороне и родители, они являются
консультантами,
экспертами
и
первоначальными
инвесторами
для
реализации проектов. Это дает положительный эффект, позволяет еще
больше сплотить классный коллектив.
Много материалов по технопредпринимательству размещено на фэйсбуке в
группах ЮНИТЕХ, Технопредпринимательство для школьников.