Автор: Гульнара Маратовна Кудаярова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ УКШИ №92 для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Открытое мероприятие
Тема: Доброта спасет мир.
Раздел: среднее образование
БЕСЕДА КО ДНЮ ИНВАЛИДОВ
Цели:
- привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов;
- познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов;
- способствовать развитию нравственных качеств учащихся, развивать чувство
сострадания и сопереживания к людям с ограниченными возможностями
здоровья;
- сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни;
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих
близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность
человеческой жизни.
Ход беседы.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Любую нашу встречу мы начинаем
именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только
приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень
важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться
беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не
просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и
себе. Но не всегда наше здоровье и здоровье окружающих зависит от нашего
желания. К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных
физическим здоровьем, т.е. эти люди - инвалиды или с рождения, или в
результате перенесенной болезни или травм. Инвалиды - это люди, возможности
здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не
могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Этим людям
необходимо чуточку нашего тепла и внимания, заботы и уважения. А мы так
часто бываем равнодушными, проходим мимо чужого горя. Давайте послушаем
рассказ В.А. Сухомлинского « Мужчина без ноги».
Мужчина без ноги
На остановке в автобус зашел мужчина без ноги, на костылях. На груди у него
— несколько орденских планок. Это был инвалид Великой Отечественной
войны.
В автобусе было тесно. Инвалид стоял рядом с креслами, на которых сидели
юноша и старенькая женщина. Юноша держал в руках транзисторный
приемник. Он увидел инвалида, но быстро отвел глаза и стал смотреть в окно.
Старая женщина встала и сказала инвалиду:
— Садитесь, пожалуйста.
— Ну, что вы, — усмехнулся мужчина без ноги, — разве можно садиться на
женское место. Тут же есть мужчины...
Юноша слышал эти слова, но даже не повернул головы. Так проехали они
несколько остановок. Юноша сидел на двух креслах, а возле него стояли
мужчина без ноги и старая женщина. В автобусе наступила гнетущая тишина.
— Негодяй, — сказал тихо дедушка, который сидел возле двери.
Юноша будто не слышал этих слов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Как вы думаете, правильно поступил юноша или нет? И почему?
2. Как бы вы поступили, если бы ехали в этом автобусе?
3. Чему учит этот рассказ?
Учитель: Еще один рассказ о том, как порой в мирской суете мы не замечаем
боль другого человека.
Глухая девочка
В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек, у каждой — своя
болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно. Старшей в палате
была тринадцатилетняя Таня, чувствовала она себя как бы руководителем
маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня смотрела на цветущий сад.
— Уже и сирень цветет... — задумчиво сказала девочка. — И тюльпаны зацвели.
Девочки, давайте принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет
хорошо!
— Ой, как хорошо! — обрадовались все.
Молчала только одна девочка — восьмилетняя Нина. Она была глухая.
Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно: в палате —
цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно
улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.
— А какой же мы цветок поставим — сирень или тюльпан? — снова спросила
Таня.
— Сирень! — хотелось одним девочкам.
— Тюльпан! — хотелось другим.
Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло, что можно
поставить два цветка — и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть было
интересно.
— Нет согласия, — вздохнула Таня, — спросим у каждого. Какой цветок
поставим на стол — сирень или тюльпан?
Трем хотелось сирень, трем — тюльпан.
— Что же теперь делать? — задумчиво спросила Таня. В ее глазах играла
радостная усмешка: Таню больше всех увлекла игра. Увлеклись игрой и другие
девочки.
— Что же делать — трое за тюльпан и трое за сирень... — еще раз промолвила
Таня, как бы размышляя вслух.
Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна, на ее глазах
дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней забыли, ее не
спрашивали, какой цветок ей хочется.
— Ой! — воскликнула Таня. — О Нине-то мы и забыли... Какой цветок тебе
хочется — сирень или тюльпан?
Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком нарисовала в воздухе цветок
тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина, улыбаясь, смотрела в окно.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Как вы думаете, почему обиделась девочка Нина?
2. Правильно ли вели себя девочки в палате по отношению к ней?
3. Чему учит этот рассказ?
Учитель: Но не все люди и не всегда равнодушны к чужому горю и чужой беде.
Давайте послушаем еще один рассказ В.А.Сухомлинского.
Горбатая девочка
Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями.
Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.
— Открой дверь и посмотри, кто стучит, — сказал учитель Юре, шустрому
черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.
Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой
— новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку. Она была
горбатая.
Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых
мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших
глазах ни удивления, ни насмешки.
В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой
ученицы и ласково улыбались.
Учитель облегченно вздохнул.
— Эту девочку зовут Оля, — сказал директор. — Она приехала к нам издалека.
Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая
она маленькая... Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами,
подняли руки и стали просить: я перейду... Оля села за первую парту. Класс
выдержал испытание.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понравился вам рассказ или нет?
2. Какой экзамен выдержали ребята?
3. Чего боялся директор школы?
4. Какие качества тебе понравились у ребят?
Учитель: День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Это было
провозглашено Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14
октября 1992 года. Ежегодное проведение дня инвалидов преследует цель
содействовать лучшему пониманию связанных с инвалидами проблем,
реализации прав инвалидов и осознанию того, какие выгоды принесет
привлечение инвалидов к участию в самых разнообразных областях
политической, социальной, экономической и культурной жизни их общин. Этот
День дает возможность придать импульс деятельности, направленной на
достижение цели, которая заключается в обеспечении полной реализации
инвалидами своих прав человека на основе справедливости и их участия в
жизни общества, как это предусмотрено Всемирной программой действий в
отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1982 году.
УЧЕНИК 1
В грустных глазах отраженье души
Огромной, больше вселенной.
Ты ЧЕЛОВЕК, необычный, и что?
Просто НЕОБЫКНОВЕННЫЙ!
И на пути твоём много преград,
С честью их преодолеешь,
Надеешься часто лишь на себя,
Другим помогать умеешь!
Поверь, инвалидность не приговор,
Долой ярлыки и вздохи!
Пока рядом верные будут друзья,
Дела не так уж и плохи!
УЧЕНИК 2.
У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.
И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.
УЧЕНИК 3.
В их глазах не всегда отражается небо,
Их слова не всегда, точно стилус, остры,
Но у каждого сила духовная скрыта,
Каждый хочет опоры, надежды, любви.
И они покоряют вершины и дали,
Где обычный теряется вмиг человек,
Их упорство достойно, их нервы – из стали.
Преклоняю колени пред ними навек.
Вы такие же люди, как каждый на свете,
Пусть же будут добры к вам всегда небеса,
Начинание каждое - счастьем согрето,
Оглашают ваш дом пусть друзей голоса.
УЧЕНИК 4.
Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой
Нам боли их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.
Поступок человека славит,
Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
Та помощь, заключенная в делах!
УЧЕНИК 5.
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Учитель: Мы обсудили права и проблемы инвалидов, какие пути решения их
забот можно найти. И что может каждый из нас конкретно: проявить
милосердие и добро, оказать посильную помощь, тем, кто в ней нуждается. Ведь
люди с ограниченными возможностями по сути своей очень сильные люди.
Сильные духом. И нам есть чему у них поучиться. Например, как противостоять
бедам. Самая важная вещь в этой жизни - это помогать другим побеждать.
УЧЕНИК 6.
На планете все мы — люди.
Так давайте с вами будем
Относиться чуть добрее
К тем, кто в чем-то нас слабее.
Главное — внутри, учтите,
И на внешность не смотрите.
Всем нам хочется влюбиться,
И работать, и учиться.
Пусть же тот, кто не такой,
Счастье сыщет, как любой.
УЧЕНИК 7.
Солнце светит, не круглые сутки.
Не всегда, есть цветы у ручья.
И, так медленно, ходят минутки,
В час, когда познаются друзья.
Ах, как хочется, в ливень холодный,
В ночь, когда одному тяжело,
Кто-то сильный, чтоб и благородный,
Взял тебя, под стальное крыло.
Так пусть будут, все люди друзьями.
В жизни каждому помощь нужна.
Прячем слезы свои, под очками.
Видим мир, сквозь мутность окна.
Жить торопимся, не замечая,
Как бываем, друг другу, нужны.
Я сегодня, всем людям желаю,
Чтоб мы были добры и нежны.