Автор: Тютяева Ольга Александровна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГБК УЗ ЯО ЦГБ "Городской центр здоровья для детей"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Паттерны движения и их актуальность в развитии детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Паттерны движения и их
актуальность в развитии детей
раннего дошкольного возраста
Материал подготовила психолог Тютяева О. А.
Актуальность данной темы продиктована ростом детей с двигательными
нарушениями. В последние годы отличается рост числа детей, родившихся с
признаками перинатального поражения ЦНС. Эти поражения объединяют
различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод
вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние
сроки после рождения.
Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимает асфиксия и
внутричерепная родовая травма, которые поражают нервную систему
аномально развивающегося плода. До 1979 года употреблялся термин
„Внутричерепная родовая травма“. С 1979 года Ю.А.Якунин предложил термин
„перинатальная энцефалопатия“ (ПЭП) (для детей первых дней жизни
сохранились термины „Гипоксия“ и „Асфиксия“).
Этиология поражения:
1. Гипоксическая
2. Травматическая
3. Смешанная
ПЭП может быть различной степени тяжести:
1. Легкая
2. Средняя
3. Тяжелая
В клинической практике также принят термин „Перинатальное поражение
ЦНС“. По данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев.
Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы,
чаще и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того, что
страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются.
Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в
функциональные системы.
Именно ПЭП являются фактором риска по возникновению у ребенка
двигательной патологии. По мере созревания мозга выявляются признаки
повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного
анализатора, также психического, до речевого и речевого развития. С возрастом
при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи формируется
сложная патология, нарушения закрепляются и приводит к исходу заболевания
в детский церебральный паралич (ДЦП).
Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с
церебральным параличом. Но у детей первого года жизни диагноз
ДЦП не
ставится, а указывается, как нарушения мышц, ограничения их подвижности,
патологические тонические рефлексы, непроизвольные насильственные
движения (гиперкинезы и тремор), нарушения координации движений и т. д.
У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП
задержано в той или иной степени нарушена овладение всеми
двигательными функциями:
1) С трудом и опозданием формируется функция удержания головы
2) Навыки самостоятельного сидения
3) Навыки самостоятельного стояния
4) Навыки самостоятельной ходьбы
5) Манипулятивная деятельность.
Именно двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на
формирование психических и речевых функций. Ранняя диагностика позволяет
выявить двигательные нарушения ребенка.
Степень тяжести двигательных нарушений:
1.
Минимальная
2. Грубая
Исследования К.А. Семёновой, Е.М. Мастюковой показывают, что при
условии ранней диагностики- не позднее 4-6 месяцев возраста ребенка и ранней
помощи воздействие практическое выздоровление и нормализация различных
функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к двух-трех летнему
возрасту.
В связи с этим мы в работе с такими детьми в нашем МДОУ руководствуемся
идеями многих авторов, но основная терминология заимствована у Бонни
Бендбридж Коэн — основательницы подхода Body-Mind centering и Полом Е и
Гейлом Е Деннисон.
Этот подход даёт возможность проследить целое желание и движение к
контакту с его проживанием и выражением. Любое движение нуждается в опоре
и формирует основу для чувственного осознавания. Развитие имеет
стадийность и каждая стадия поддерживает последующую. Любой пропуск
одной из стадий развития и проблемам в восприятии, моторной памяти и
творческого мышления. Движенческий материал развития включает первичные
правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием базовых
неврологических паттернов. Все это автоматические двигательные реакции,
лежащие в основе наших простых движений. Рефлексы, правильные реакции и
рефлексы с поддержанием равновесия являются базовыми элементами, т.е
алфавитом нашего движения.
Определение паттерн движения - это закрепленные в опыте способы и
движения. Паттернам предшествуют рефлексы- автоматические реакции на
раздражитель.
Паттерны напрямую связаны с развитием участков головного мозга, нервной
системой. Они оказывают влияние на телесные, эмоциональные, когнитивные
процессы, на наше отношение к себе, на способы взаимодействия, которые мы
выбираем.
Паттерны, которые рассматриваются в Body-Mind centering подходе двух
видов:
1) Паттерны развития движения, которые мы проходим до прямохождения.
2) Паттерны движения контакты, которые рассматриваются во
взаимоотношениями со средой, другими.
Специалисты по детскому развитию и моторному восприятию, такие как Джин
Эйрес ( Ayres, 2005), Салли Годдард Блит (Blythe, 2005, 2009), Энн Хупс и
Стенли Эпплбаум (Hoopes & Appelbaum, 2009), Кэрол Сток Крановиц
(Kranowitz 1998) и Нэнси О`Дэлл и Патриция Кук (O`Dell & Cook, 2004),
определили конкретные рефлексы и последовательные движения, посредством
которых происходит первичное развитие ребенка, прежде чем осуществляется
переход к движениям более сложного порядка. Эти паттерны рефлексов
одинаковы для всех культур, так как являются врожденными для любых
младенцев.
В идеале в первый год жизни младенец набирается достаточного опыта по
перемещению своего тела в трехмерной пространственной системе координат,
так что все его 650 мускулов развиваются сбалансировано. Двигаясь, ребенок
подражает своему окружению: собирает несметное число всевозможных
взаимодействий между руками, глазами, бедрами, плечами и позвоночником,
которые складываются в позиционные модели и добавляются в „Карту
движения“. Если период созревания младенца не нарушается травмами,
болезнями, эмоциональным стрессом, неадекватным питанием или
физическими ограничениями, он будет проводить момент бодроствования в
поисках новых способов преодоления пространства и силы земного тяготения.
Временные рамки для раннего мышечного развития:
a) Навыков поворачиваться;
b) Тянуться;
с) Ходить;
d) Слушать;
e) Смотреть
весьма ограничены и поэтому врожденный потенциал не всегда бывает
реализован.
Ребенок, который пропустил важные этапы развития может позднее
приобрести навыки равновесия, передвижение и сенсорно- моторной
(чувственно-двигательной координации).
Начиная с первых младенческих игр, ребенок осваивает три основных
двигательных навыка:
I.
Удержание равновесия;
II.
Перемещение с места на место;
III.Чувственно-двигательная координация.
По мере взросления все они сочетаются между собой, что способствует
появлению навыков, необходимых для обучения: перцептивных (относящихся к
восприятию), поведенческих и постуральных (способностью сохранять
вертикальное положение). В идеале, все младенцы проходят этот этап
чувственного и двигательного развития одновременно и с овладением языком,
тем самым получая все связанные с этим преимущества. Но так бывает не у
всех.
Для улучшения состояния паттернов движения мы используем различные
упражнения, с учетом трех основных типов движения; подлежащих освоению:
1.
Сохранение равновесия
2.
Передвижение
3.
Сенсорно-моторная координация
Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на пять
основных этапов:
I.
Период новорожденности от 0 до месяца
II.
От 1 до 3 месяцев
III. От 3 до 6 месяцев
IV. От 6 до 9 месяцев
V.
От 9 до 12 месяцев
На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые
служат показателями возрастного развития и определяют его последовательный
ход.
У каждого человека имеется своя „Внутренняя карта движения“, но в целом в
норме люди должны приобретать данную карту по прохождению следующих
периодов развития паттернов движения
1. В период новорожденности 0-1: у ребенка в норме можно вызвать
рефлексы врожденного автоматизма:
A) Защитный (голова повернута в сторону)
B) Хватательный
(если вложить палец в ладонь ребенка, то он зажимает его)
C) Моро
проявляется в двух фазах: при любом воздействии (хлопок по столу
ребенок сначала разводит руки в стороны, а потом „обнимает“ себя.
D) Рефлекс опоры
— поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище
и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (контроль
головы слабый)
E) Автоматическая ходьба
(при наклоне корпуса вперед ноги совершают
попеременные шаговые движения)
F) Ползание
G) Рефлекс Галанта
(при проведении пальцем паравертебрально на один
сантиметр снаружи от позвоночника от ягодицы до головы ребенок
изгибается в эту же сторону.
H) К 3 недели в положении на животе ребенок делает попытку приподнять
голову, следовательно формируется лабиринтный выпрямляющий
установочный рефлекс на голову, то есть удержание головы.
2. От 1 до 3 месяцев
A) Происходит уравновешивание мышечного тонуса сгибателей и
разгибателей
B) Нарастает объем в движений в конечностях, особенно активизируются
руки (ребенок может подносить их ко рту).
C) Активные повороты головой в стороны, особенно на звуковой стимул.
D) Лежа на спине, малыш поднимает голову в поисках груди во время
кормления, затем при виде мамы или яркой игрушки.
E) При потягивании за руки ребенок сгибает голову и пытается подтянуть
тело к рукам, ноги- сгибаются, голова приближается к уровню плеч.
F) Поднимая голову, ребенок к 3 месяцу опирается на предплечья, руки
полу-разогнуты в локтевых суставах.
G) При вертикальном подвешивании ребенок удерживает голову к концу
периода.
H) Поставленный на опору он выпрямляет туловище, но опора может быть
не очень устойчивой
Безусловные рефлексы, ярко выраженные в начале периода, к его концу
начинают угасать и в первую очередь реакция опоры и автоматической ходьбы.
Опора возможна на наружный край стопы с подогнутыми пальцами. На фоне
угасающих рефлексов реакция Моро остается выраженной, особенно у
возбудимых детей.
3. С 3 до 6 месяцев
A) В этот возрастной период поза ребенка определяется развивающимися
выпрямляющими реакциями туловища
B) Ребенок лежит на спине и приобретает позу „лягушки“: бедра согнуты,
повернуты кнаружи, колени тоже направлены кнаружи. Из этого
положения слегка приподнимая таз, ребенок двигает ногами вперед к
лицу, играет ногами и даже тянет их в рот.
C) Важный двигательный паттерн: движение рук и независимость движений
головы и конечностей (поворот головы; поднятие вверх руки; тянется к
игрушке; захватывает; перекладывает её из руки в руку; подносит ко рту;
ощупывает одежду; перебирает её пальчиками; складывает руки).
D) Захват предмета- первое целенаправленное движения грудного ребенка.
Именно акт хватания связан с формированием зрительно-моторной
координации, которая является главной в этот период.
E) Повороты туловища на бок ( С 4 месяцев).
F) Формируется разгибание головы и выпрямление туловища, следовательно
способствует выпрямлению ног.
G) Лежа на животе ребенок опирается на предплечье, согнутые под прямым
углом, открывает кисть (С 4-5 месяцев)
H) Опора на ладони вытянутых рук с приподнятой грудной клеткой
I)
В положении горизонтального подвешивания голова поднята, туловище и
ноги разогнуты
J)
Развивается оптическая реакция на опору рук: при приближении к столу
руки ребенка выпрямляются и выпячиваются к опоре
K) В положении вертикального подвешивания ребенок на зрительный и
слуховой раздражитель свободно поворачивает голову, подтягивает ноги к
животу
L) Поставленный на опору, выпрямляет голову и туловище. Опора к 6
месяцем становится хорошей.
Безусловные рефлексы за исключением сосательного и Моро уже не
вызываются.
4. 6-9 месяцев
Характеризуется разнообразием двигательной активности нормально
развивающегося ребенка. Малыш меняет позу, быстро поворачивается на живот,
свободно крутится. В положении на животе поднимает высоко голову,
поворачивает ее во все стороны, а иногда и назад, опирается на вытянутые руки
и легко переносит центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну
руку, он другой тянется к игрушке.
В начале периода появляется попытка к ползанию назад. К 8 месяцем ребенок
начинает двигаться вперед к игрушке. Может повернутся с живота на спину.
Встает на четвереньки.
В 6-7 месяцев ребенок сидит не продолжительное время.
В 7-8 месяцев- может сидеть без поддержки с прямой спиной и даже садится с
поворотом на бок.
В 8-9 месяцев- начинает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку
кроватки или манежа. После 7 месяцев одновременно с вставанием на
четвереньки, ползанием, сидением формируется реакция равновесия.
В 7-8 месяцев — ребенок стучит, размахивая игрушками. Формируется и
совершенствуется функция доставания и захвата (с использованием большого
пальца)
5. период (9-12 месяцев)
Происходит усложнение движений, направленных на поддержание туловища в
вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для
манипулятивной деятельности:
A) В период бодроствования ребенок находится на спине минимум времени.
B) Потребность в познании окружающего мира заставляет ребенка менять
положение
C) Мышечный тонус нормальный и не мешает активным движениям
D) Ползание
- является основной формой передвижения, следовательно
совершенствуются вестибулярные функции и координация движений
ребенка (ребенок может передвигаться с помощью одновременно
движение руки и противоположной ноги вперед, сохраняя вес тела только
на двух конечностях)
E) Совершенствуется самостоятельное сидение и умение сесть из любого
положения тела (лежа, стоя на четвереньках, стоя у опоры)
F) Вставание развивается и совершенствуется (осуществляется благодаря
активной работе рук: под контролем зрения ребенок хватается за опору,
фиксируется и подтягивается)
G) В вертикальном положении ребенок осваивает серию новых движений:
наклоны, приседания, подъем одной ноги
H) Ребенок начинает ходить сначала у опоры приставным шагом
I)
Осваиваются новые движения рук- произвольное отпускание предметов:
сначала предмет бросается всей рукой, а затем отпускается из рук.
J)
Дифференцируются движения пальцев:
•
появляется указательный жест;
•
«Ковыряние» одним пальцем.
Ребенок начинает рвать и мять бумагу.
K) К концу этого периода может взять предмет двумя пальцами.
L) При потягивании за руки ребенок быстро садится и встает на ноги.
Вывод:
Чем многообразней двигательная карта и лучше пройдены все паттерны
движения, тем четче формируются двигательные навыки и продуктивнее
развиваются познавательные процессы.
Ребенок, не прошедший с 0 до 1 года полностью всех двигательных этапов
развивается с искажениями.
Список литературы:
1.
Ayres, A.Jean. Sensory integration and the Child: 25
th
Anniversary edition, Los
Angeles: Western Psychological Services, 2005
2.
Blythe, Sally Goddard. Reflexes, Learning and behavior: A Window into the
Child’s Mind. Eugene, Ore.: Fern Ridge Press, 2005.
3.
Hoopes, Ann M. and Stanley A. Appelbaum. Eye Power: An Updated Report
on Vision Therapy. Booksurge Publishing, 2009.
4.
Kranowitz, Carol Stock. The Out-of-Sinc Child: Recognizing and Coping with
Sensory Processing Disorder New Your: Perigee trade, 2006.
5.
O’Dell, Nancy E., and Patricia A. Cook. Stopping ADHD: A Unique and
Proven Drug-free Program for Treating ADHD in children and adults. New
York: Avery Publishing Group, 2004.
6.
Деннисон П и Г. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей.-
Спб.: ИГ „Весь“, 2019-320 с.
7.
В.В Чеплюк Паттерны развития движения: от клетки до прямохождения.
Интернет источник 2020г.
8.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии.- М.:
Медицина, 1993. - 112с.
9.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей
первого года жизни. М.; 1981. - 270с.
10. Профилактическая медицинская помощь в детской поликлинике.
Методические рекомендации / Под редакцией докт. Мед. Наук доцента
Н.Л.Черной- Ярославль, 2000 — 120с.