Напоминание

Внеаудиторная самостоятельная работа


Автор: Бурлака Ирина Александровна
Должность: преподаватель биологии и генетики
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК Крымский медицинский колледж
Населённый пункт: Крымская область, Симферополь
Наименование материала: Рабочая тетрадь по биологии
Тема: Внеаудиторная самостоятельная работа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

(для внеаудиторной самостоятельной работы)

по учебной дисциплине ОУД.11. «Биология»

по специальности: 34.02.01 Сестринское дело

уровень подготовки – базовый

квалификация – медицинская сестра / медицинский брат

Студента(ки) 1 курса

_________ группы

Преподаватель биологии Бурлака И.А.

Симферополь 2018

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь разработана к учебному курсу по биологии для выполнения

внеаудиторной самостоятельной работы. Предлагаемые в ней задания, имеющие

различный

познавательно-обучающий

характер,

соответствуют

названным

разделам и темам рабочей программы по дисциплине «Биология». Они позволяют

преподавателю организовать дифференцированную

работу обучаю-щихся, а

студентам – приобрести качественные знания по общей биологии.

Рабочая тетрадь учебной дисциплины «Биология» ориентирована на достижение

следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция,

Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой

природе,

о

выдающихся

открытиях

в

биологической

науке;

роли

биологической науки в формировании современной естественнонаучной

картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в

практической деятельности людей, в развитии современных технологий;

определять

живые

объекты

в

природе;

проводить

наблюдения

за

экосистемами

с

целью

их

описания

и

выявления

естественных

и

антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых

объектах;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;

выдающихся

достижений

биологии,

вошедших

в

общечеловеческую

культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных

взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении

жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы,

необходимости рационального природопользования, бережного отношения

к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;

уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

В

результате

изучения

учебной

дисциплины

«БИОЛОГИЯ»

обучающийся должен:

знать/понимать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной

теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы

Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и

хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность

биологических

процессов:

размножения,

оплодотворения,

действия

искусственного

и

естественного

отбора,

формирование

2

приспособленности,

происхождение

видов,

круговорот

веществ

и

превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие

биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественно-научной

картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых

организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических

веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние

экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на

растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов

и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов;

нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении

наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем;

необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные

схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в

экосистемах

(цепи

питания);

описывать

особенности

видов

по

морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и

наличие

мутагенов

в

окружающей

среде

(косвенно),

антропогенные

изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и

неживой природы, зародышей человека и других животных, природные

экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и

искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и

обобщения на основе сравнения и анализа;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении

жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения,

последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных

базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

3

РАЗДЕЛ 1. Молекулярный уровень организации жизни.

Тема 1.1. Элементный состав живых организмов. Неорганические вещества

живых организмов.

1. Заполните таблицу, указав роль каждого элемента в клетке.

Химический

элемент

Роль в живых организмах

Кислород

Углерод

Водород

Азот

Сера

Железо

Кальций

Фосфор

Йод

Натрий

Калий

Хлор

4

2. Ответьте на вопросы:

а). Какое самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах?

__________________________________________________________

б). Какова роль ВОДЫ в клетке? Как уменьшение воды в клетке влияет на жизнедеятельность

организмов? Какое количество воды в день необходимо человеку? Почему одним из

необходимых условий для прорастания семян является наличие воды?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

________________________________________________________

в).

В чем заключаются буферные свойства клетки?

__________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5

Тема 1.2. Органические вещества. Белки, углеводы, липиды.

1. Ответьте на утверждение «да» или «нет».

К моносахаридам относится крахмал. _____

К полисахаридам относится фруктоза. _____

К дисахаридам относится мальтоза. _____

Жиры образуют основу клеточных мембран. _____

При распаде 1 гр. жира выделяется 38,9 кДж энергии. ____

Моносахариды - бесцветные вещества, обладающие приятным вкусом и хорошо раство-

римы в воде. _____

Олиго сахариды - простые углеводы. _____

2. Заполните таблицу: «Особенности строения белковой молекулы».

№ п/п

Структура молекулы

белка

Особенности строения

6

3. Решите кроссворд

1.

3.

2.

4.

Вопросы:

1.Какой термин буквально означает «развязывание», «освобождение»?

2. Утрата структуры, присущей данной белковой молекуле?

3. Нерастворимые в воде органические вещества, которые можно извлечь из клеток

органическими растворителями?

4. Сложные углеводы, образованные остатками многих моносахаридов?

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7

Тема 1.3. Нуклеиновые кислоты. Строение, функции.

1. Напишите определения к данным терминам: учебник биологии часть 1 с. 98

ген -

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

экзон -

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

интрон -

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

промотор -

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

антикодон -

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

оперон -

______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

сплайсинг -

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

транскрипция -

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

трансляция -

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Составьте и решите 5 задач на молекулярную биологию (процессы транскрипции,

трансляции, определение длины, массы гена).

8

9

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

10

РАЗДЕЛ 2. Клеточный уровень организации жизни.

Тема 2.1. Биологические мембраны, строение ядра, хромосом.

1. Составьте синквейн к терминам: "мембрана", "ядро", "хромосома".

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть тем

5. Ключевое слово темы

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные структурные компоненты ядра. Назовите его функции.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11

3.

Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите

процессы:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

12

Тема 2.2. Одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки.

1. Назовите органоиды клетки, изображенные на рисунке и подпишите их части:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

13

2. Допишите предложения

1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________

2. Структурно-функциональная единица хлоропласта – это

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________

3. Одиночный тилакоид, соединяющий соседние граны, называется

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________

4. Хромопласты – это

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________

5. Основная функция хлоропласта –

___________________________________________________________________________________

______________________________________________

6. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется

___________________________________________________________________________________

______________________________________________

7. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии — это

___________________________________________________________________________________

______________________________________________

8. Тилакоиды собраны в стопки, называемые -

___________________________________________________________________________________

______________________________________________

9. Лейкопласты– это

___________________________________________________________________________________

_______________________________________________

10. Основная функция митохондрии – это

___________________________________________________________________________________

_______________________________________________

3. Заполните таблицу:

Строение эукариотической клетки.

Название органоидов

Строение

Функции

1.

Плазматическая мембрана

2.

Надмембранный комплекс:

а) гликокаликс

б) клеточная стенка

3.

Ядро

а) ядерная оболочка

б) кариоплазма

в) ядрышки

г) хроматин

д) хромосомы

4.

Цитоплазма

5.

Эндоплазматическая сеть

14

6.

Комплекс Гольджи

7.

Лизосомы

8.

Митохондрии

9.

Пластиды

а) хлоропласты

б) хромопласты

в) лейкопласты

10.Рибосомы

11.Микротрубочки

12.Микрофиламенты

13. Клеточный центр

14. Органеллы движения:

реснички и жгутики

15. Включения

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

15

Тема 2.4. Неклеточные формы жизни. Вирусы, их строение.

1. Написать конспект по следующим вопросам:

а) Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

б) Опишите жизненный цикл бактериофага.

в) В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?

г) Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.

д) В современных средствах массовой информации термины «ВИЧ» и «СПИД» часто

используют как синонимы. Возможна ли такая взаимозамена? Если нет, объясните почему.

е) Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.

ж) П

оследовательность событий заражения клетки вирусом.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

16

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

17

Тема 2.6. Пластический обмен. Биосинтез белка. Фотосинтез. Хемосинтез.

Составить кроссворд по данным терминам:

по горизонтали: по вертикали:

-катаболизм -глюкоза

-фотолиз -анаболизм

-гетеротрофы -фотосинтез

-строма -гликолиз

-АТФ -миксотрофы

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

18

Тема 2.8. Типы деления клеток. Митоз, амитоз.

1. Синквейн к "Митоз"

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть тем

5. Ключевое слово темы

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Схематично нарисуйте процесс митоза и подпишите фазы

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

19

РАЗДЕЛ 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

.

Тема 3.1.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Половое

размножение. Мейоз.

1. Вопросы с выбором одного правильного ответа:

1. Сколько особей участвует при бесполом размножении?

А) 1 особь

Б) 2 особи

2

. Почкование – это:

А) половой способ размножения

Б) бесполый способ размножения

3

. Вегетативное размножение – это:

А) половое размножение

Б) размножение спорами

В) размножение вегетативными органами растений

4

. Какой ответ наиболее верен? Половое размножение - это такой тип размножения при

котором. . .

А) организм развивается из двух половых клеток;

Б) происходит смена поколений и развитие организмов на основе специализированных половых

клеток, образующихся в половых железах;

В) организм развивается при участии половых клеток двух разных особей;

Г) происходит развитие новой особи из одной половой клетки.

5

. При каком виде размножения дочерний организм имеет наибольшее сходство с

родительским?

А) половом

Б) семенном

В) бесполом

Г) с чередованием поколений

6

. Какие клетки учувствуют в бесполом размножении?

А) Соматические клетки, размножающиеся митозом.

Б) Половые клетки (гаметы), полученные путем мейоза.

7

. Какая форма бесполого размножения используется для размножения плодово-ягодных

культур?

А) Фрагментация.

Б) Почкование.

В) Клонирование.

Г) Вегетативное размножение.

Д) Спорообразовани

20

8

. Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?

А) Почкование.

Б) Клонирование.

В) Вегетативное размножение.

Г) Полиэмбриония.

Д) Бесполого размножения у человека не существует.

9

. Характерные черты бесполого размножения:

А) участвует гермафродитная особь

Б) участвуют две особи

В) половые клетки не образуются

Г) зародыш развивается из зиготы

2.

Заполните таблицу:

Этап мейоза.

Фаза мейоза.

Описание фазы.

Первое

мейотическое

деление.

Второе мейотическое

деление.

21

3. Схематично нарисуйте процесс мейоза и подпишите фазы.

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

22

Тема 3.2. Особенности образования и строение мужских и женских половых

клеток. Гаметогенез.

1. Решите кроссворд.

1.Период, в котором мужские гаметы увеличиваются незначительно, зато женские – в сотни,

тысячи и даже в миллионы раз.

2.Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки.

3.Совокупность питательных веществ, необходимых для питания развивающегося зародыша.

4.Кислота, обеспечивающая синтез белков на ранней стадии развития зародыша.

5.Период, состоящий в том, что каждая половая клетка получает одинарный, гаплоидный набор

хромосом.

6.Период, в котором первичные половые клетки делятся путем митоза, в результате чего

увеличивается их количество.

7.Будущие яйцеклетки.

8.Обмен участками между гомологичными хромосомами в процессе мейоза.

9.Оплодотворенная яйцеклетка имеющая диплоидный набор наследственной информации.

10.Клетки развивающиеся в женских половых железах.

11.Процесс точного, тесного сближения гомологичных хромосом в мейозе.

12.Процесс развития женских половых клеток.

13.Клетки развивающиеся в мужских половых железах.

14.Процесс развития мужских половых клеток.

23

Тема 3.3. Онтогенез. Основные стадии эмбрионального развития организма.

1. Составьте словарь терминов по теме:

Зародыш - _____________________________________________________________________

Онтогенез - ____________________________________________________________________

Филогенез - ___________________________________________________________________

Эмбриональный период - ________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Постэмбриональный период - ____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Бластомер-____________________________________________________________________

Бластула - ____________________________________________________________________

Дробление - ___________________________________________________________________

Гаструла - ________________________________________________________

Нейрула_______________________________________________________________________

Эктодерма_____________________________________________________________________

Эндодерма-____________________________________________________________________

Мезодерма- ___________________________________________________________________

Бластоцель- ___________________________________________________________________

Органогенез___________________________________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

24

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Тема 4.1. История развития генетики. Основные понятия генетики.

1. Составьте словарь терминов по теме:

генетика-

наследственность-

изменчивость-

аллель-

доминантный ген-

рецессивный ген-

гомозигота-

гетерозигота-

генотип-

фенотип-

моногибридное скрещивание-

дигибридное скрещивание-

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

25

Тема 4.2. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Анализирующее скрещивание. Промежуточное

.

Составьте и решите 5 задач на моногибридное скрещивание.

1.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

26

3.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

27

5.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

28

Тема 4.3. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Составьте и решите 5 задач на дигибридное скрещивание.

1.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

29

2.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

30

4.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

31

Тема 4.5. Наследование признаков, сцепленных с полом, наследование групп крови.

составьте 10 задач( 5 на наследование групп крови и 5 на генетику пола)

наследование групп крови

1.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

32

3.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

33

5.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

34

генетика пола

1.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

35

3.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

36

5.

Дано: Решение

Р:

G:

Найти: F

1

:

Ответ:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

37

Тема 4.6. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Составьте конспект по заболеваниям, передающихся по наследству

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

38

Тема 4.9 Генетика - теоретическая основа селекции. Основные методы

селекции.

Дайте определения следующим понятиям:

Сорт - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Порода - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Штамм - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Гибридизация - _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Гетерозис - _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Полиплоидия - __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Методы селекции растений.

_1.______________________ 2.________________________ 3. ____________________

4._____________________ 5.____________________

Ответьте на вопросы:

1. Отметьте особенности методов селекции животных. Сравните их с методами селекции

растений, сделайте вывод.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

2. Как Вы думаете, какие задачи в настоящее время решает селекция животных?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

3. Что такое биотехнология? Почему чаще всего для биотехнологических исследова-ний

используют микроорганизмы? Что Вам известно об успехах биотехнологии? ________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________

39

Тема 4.10. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения

культурных растений.

заполните таблицу "Центры происхождения культурных растений"

Центры происхождения культурных растений

1.

Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных

растений).__________________________________________________________________________

2.

Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20%

культурных растений).

__________________________________________________________________________

3.

Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др.

(14% культурных растений).

_______________________________________________________________

4.

Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных

растений).__________________________________________________________________________

5.

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго.

___________________________________________________________________________________

6.

Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник.

________________________________________

7. Картофель, ананас, хинное дерево. ______________________________________________

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

40

Тема 4.11. Селекция растений и животных, микроорганизмов

Напишите задания к кроссворду

По горизонтали:

(Сорт)

(Гибридизация)

По вертикали:

(Селекция)

(порода)

(штамм)

(Отбор)

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

41

Раздел 5. Эволюционное учение.

Тема 5.1. История развития эволюционных идей К. Линнея, Ж.Б.Ламарка,

Ч.Дарвина.

Опишите, как происходило развитие знаний об историческом развитии живой природы.

Заполните таблицу «История развития эволюционных идей».

Период

Ученые - эволюционисты

Сущность взглядов и идей

Античность и

средневековье

18 век

Современные

взгляды

42

решите кроссворд:

1.Французский естествоиспытатель создавший первую эволюционную теорию и предложивший

термин «биология». Заложил основы естественной системы классификации.

2.Теория, положившая конец спорам приверженцев неизменности видов и стихийных

эволюционистов.

3.В современной науке высшим таксоном стало…

4.Самый крупный таксон в системе Линнея.

5.Принцип «соподчиненности».

6.Прибор созданный в 17 веке и применяющийся в биологических исследованиях.

7.От греческого «расположение в порядке».

8.Теория отвечающая на возникновение сложных организмов, их приспособительные признаки,

разнообразие органического мира и его сохранение в природе и другие вопросы.

9.Шведский естествоиспытатель описавший более 8000 видов растений, установивший

единообразную терминологию и порядок описания видов.

10.«Двойная» номенклатура.

11.Древнегреческий философ, описавший более 500 видов различных растений и животных.

12.Совокупность

особей,

обладающих

способностью

к

скрещиванию

с

образованием

плодовитого потомства, проживающих на определённой территории.

13.Английский естествоиспытатель – создатель современной теории эволюции

.

43

Тема 5.3. Факторы эволюции.

1. заполните таблицу

Форма отбора

Условия среды

обитания

Результат

Движущая форма естественного отбора

Стабилизирующая форма естественного

отбора

Дизруптивная форма естественного отбора

Половой отбор

2. Работа с таблицей по определению форм естественного отбора.

Примеры

Форма

естественного

отбора

1. Исчезновение глаз у крота

2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у

насекомоопыляемых растений.

3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов.

4. Кистеперая рыба латимерия.

5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали

бескрылыми.

7. Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

8. На острове Средиземного моря в конце третичного периода

попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных

лесов преимущество имели особи с небольшими размерами,

слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые

слоны.

44

9. Существование в Африке в долине реки Семилики

древовидных папоротников.

Тема 5.4. Макроэволюция. Дивергенция и конвергенция.

Составьте словарь биологических терминов по теме( не менее 10)

45

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Тема 5.5. Доказательства эволюции органического мира.

Составьте синквейн к терминам" атавизм", "рудимент"

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть тем

5. Ключевое слово темы

атавизм рудимент

46

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Раздел 6. История развития жизни на Земле.

Тема 6.1. Гипотезы происхождения жизни.

Составьте конспект: "Развитие жизни в криптозое и фанерозое" по следующим вопросам:

1. Что такое палеонтология?

2. Что такое геохронология?

3. Что такое эоны и эры?

4. На какие эры делится криптозой?

5. На какие эры делится фанерозой?

6. Опишите развитие жизни к криптозое.

7. Опишите развитие жизни в фанерозое.

47

48

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Раздел 7. Основы экологии.

Тема 7.1. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и

окружающей средой. Экологические факторы.

Напишите конспект "Приспособленность организмов. Переживание неблагоприятных

условий" по следующим вопросам:

1. Что такое приспособленность?

2. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации.

3. Поведенческие приспособления.

4. Адаптации к неблагоприятным сезонам.

5. Что означает диапауза?

49

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

50

Тема 7.2. Популяции, их структура и экологические характеристики.

Составьте конспект: " Типы динамики популяций. Жизненные стратегии".

51

52

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Тема 7. 4. Пищевые связи.

Составьте и решите 5 экологических задач.

53

54

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Тема 7. 9. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение

их возникновения.

Глобальные экологические проблемы – это _______________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Попробуйте самостоятельно составить таблицу: современные экологические проблемы.

Экологическая проблема

Последствия

Пути решения

Озоновая дыра

Деградация почв

Опустынивание

Эндемики

55

Реликты

Пути решения экологических проблем.

Экологическая проблема – это ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

По каким признакам экологические проблемы можно отнести к глобальным

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

56

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Тема 7.14. Экология как теоретическая основа рационального

природопользования и охраны природы. Ноосфера.

Дайте ответы на вопросы.

1. Когда сформировался современный человек?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

____________________

2. Что такое ноосфера? Какой ученый считал, что влияние научной мысли и человеческого

труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. На какие группы подразделяются неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4. Назовите причины загрязнения воздуха, как с этим бороться?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Охарактеризуйте влияние человека на животный и растительный мир.

57

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

6. Когда возникла проблема радиоактивного загрязнения? На сколько оно опасно? Приведите

примеры.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

________________________________________

7. Человек за время своего существования уничтожил множество видов растений и животных,

приведите примеры таких видов. Какие виды сейчас находятся на гране вымирания? Какие

меры для их сохранения принимаются, что бы вы предложили?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_______________

Заполните таблицу:

Проблема

Негативные факторы

Способы решения

Исчезновение лесов

Загрязнение мирового

океана

Опасность «Водного

голода»

Антропогенные изменения

почвы

58

Итоги работы и комментарии преподавателя

_____________________________________

______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

59

60



В раздел образования




Яндекс.Метрика