Автор: Перепелкина Ирина Александровна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: Свердловское отделение медицинского колледжа Государственного Учреждения Луганской Народной Республики «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки»
Населённый пункт: город Свердловк, Луганская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий при преподавании клинических дисциплин терапевтического профиля в условиях очно-заочного обучения
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОГО
ОБУЧЕНИЯ
И.А Перепелкина
Свердловское отделение медицинского колледжа
Государственного Учреждения Луганской Народной Республики
«Луганский государственный медицинский университет
имени Святителя Луки»
С начала XXI века в систему профессионального образования активно
внедряется компетентностный подход. Результатом подготовки современного
специалиста, в том числе и в области медицины, сегодня должны быть
компетенции – универсальные способности и умения, позволяющие достигать
положительных результатов в практической деятельности.
Эффективная реализация компетентностного подхода невозможна без
использования инновационных технологий, позволяющих в совокупности с
традиционным образованием обеспечить уровень профессиональной подготовки
среднего медработника, соответствующий требованиям практики.
В медицинском колледже клинические дисциплины являются базовыми
для изучения практических манипуляций. Поэтому выбор технологий, методов и
приемов обучения становится
крайне важным фактором
педагогической
деятельности, так как качество подготовки специалистов обусловлено качеством
преподавания.
В настоящее время одним из главных направлений в сфере медицинского
образования является необходимость значительного усиления практического
аспекта подготовки будущих специалистов при сохранении должного уровня
теоретических знаний.
Получение теоретических знаний у обучающихся нашего отделения не
представляет
затруднений
-
в
их
распоряжении
лекционный
материал,
видеоматериалы, доступ в электронную библиотечную сеть «Консультант
студента» ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ». В условиях очно-
заочного
обучения,
когда
теоретические
занятия
в
большинстве
групп
переведены в дистанционный формат, для изложения лекционного материала
используются видеоконференции с использованием платформ Zoom, Discord. В
соответствии с традиционной моделью проведения вебинаров, информация
излагается лектором устно с опорой на презентацию, содержание которой
включает основные тезисы темы, их объяснение, а также иллюстрирующие
примеры, в том числе, видеоматериалы. Канал, по которому передается
информация,
– аудиовизуальный, есть возможность общения в режиме
реального времени. Позволяет реализовать интерактивное обучение в виде
дискуссии, круглого стола, включения элементов проблемности, работы в
группах.
Если лекции нацелены на обучение профессионально важным знаниям, то
практические клинические занятия направлены на формирование необходимых
для среднего медперсонала навыков и умений. Во время практических занятий
используются следующие инновационные подходы:
1. Интегрированное обучение - обучение одновременно по нескольким
дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком занятии
всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и
дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению,
уточнению
материала
ведущей
дисциплины.
Обозначенная
тема
рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов
или курсов.
Применяют
два
традиционных
подхода
к
разделению
интеграции:
горизонтальная
и
вертикальная
интеграция.
Горизонтальная
интеграция
предусматривает интеграцию между различными параллельными дисциплинами,
такими, как: пропедевтика в терапии, хирургии, педиатрии, неврологии, которые
преподаются на одном и том же этапе учебного плана. В вертикальной
интеграции дисциплины преподаются на различных этапах или в различные
годы обучения, например, анатомия, ПМ.01 Диагностическая деятельность,
ПМ.02
Лечебная
деятельность.
Фактически,
интегрированное
обучение
предполагает использование последних достижений фундаментальных наук для
разработки эффективных методов диагностики, профилактики и лечения
заболеваний.
2. Интерактивное обучение, в максимальной мере способствующее
развитию
личностно-ориентированного
подхода.
Технология
личностно-
ориентированного обучения предусматривает дифференцированный подход,
учитывающий уровень интеллектуального развития студента и его способности.
При использовании данной технологии обучающийся всегда находится в центре
внимания преподавателя, что позволяет активизировать его познавательные
способности, определять и развивать лучшие качества.
3. Использование проектной деятельности обучающихся для стимуляции
их познавательной активности. В отличие от обычного реферата, работа над
проектом требует более глубокой проработки учебного материала, умения вести
дискуссию и критически относиться к различной информации.
Помогает
продемонстрировать приобретённые профессиональные компетенции, умение
решать практические задачи,
оказывать реальную медицинскую помощь
2
пациентам. Участие в проектной деятельности обучающихся Свердловского
отделения
медицинского
колледжа
реализуется
через
курсовые
проекты
(учебная история болезни, сестринская история болезни), что отражает
деятельностный подход в образовании.
4. Обучение на основе клинического случая. Практико-ориентированный
подход, предполагающий использование проблемных ситуационных задач,
основанных на реальных клинических случаях (Case-based learning).
CBL относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Используется работа в парах или в малых группах. При решении клинической
ситуации, предложенной преподавателем, студенты совместно её анализируют
(учатся распознавать симптомы заболеваний внутренних органов; объединять их
в синдромы, обосновывать предварительный диагноз; составлять программу
обследования
пациента
и
интерпретировать
результаты
дополнительных
методов исследования, составлять программу лечения).
В настоящее время этот метод обучения широко и с успехом применятся
при подготовке студентов-медиков. Смысл метода в том, что обучающемуся
преподносятся не готовые знания, а он сам должен выработать пути решения
проблемы, сам ищет знания, необходимые для решения проблемы, приобретает
профессиональные навыки, навыки коммуникаций.
5. Использование информационно-коммуникационных и компьютерных
технологий, в том числе, системы дистанционного обучения. Несмотря на то, что
система дистанционного обучения в медицинском учебном заведении не должна
подменять общения с преподавателем и пациентом, она способна решить целый
ряд возложенных на нее задач. Особую актуальность приобретает в условиях
сохранения риска распространения COVID-19.
Использование информационных технологий направлено на развитие
интеллектуального
потенциала
обучающихся,
формирование
умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую
деятельность. Это может быть достигнуто с помощью применения «электронных
учебников»,
электронных
тренажеров,
мультимедийных
программ
и
интерактивных обучающих, контролирующих и обучающе-контролирующих
программ, которые используются как на очном занятии, так и в формате
удаленного доступа.
В то же время пока не все знания и навыки можно вывести в сеть.
Возможна отработка навыков до уровня освоения и приобретения дистанционно
при отработке оценки данных дополнительных методов исследования, например,
электрокардиографии,
спирометрии, рентгенографии и др. Формирование
мануальных навыков по обследованию пациента и оказанию медицинской
помощи в условиях дистанционного обучения затруднительно.
3
6. Симуляционные технологии в современном медицинском образовании
позволяют
повысить
качество
практической
подготовки.
Обязательным
условием формирования практических навыков становится тренировка в
выполнении отдельных навыков на тренажерах – симуляторах, когда на
практических занятиях под контролем преподавателя обучающийся имеет
возможность многократно, до автоматизма выполнять определенное действие на
специальных медицинских тренажерах, приобретая практический опыт и умения
без ущерба для здоровья пациента. При этом имитируется ситуация, обстановка
профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступают тренажеры
(фантомы,
куклы,
инструментарий
и
т.д.).
Профессиональный
контекст
воссоздается с помощью конкретной клинической задачи. Данная технология
востребована
также
на
практических
занятиях,
когда
не
удается
демонстрировать тематических пациентов.
Симуляционный процесс может быть представлен в виде отдельных
уровней, которые, повышают достоверность имитации, ее реализм.
Визуальный уровень – классические учебные пособия, электронные
учебники, которые знакомят студентов с алгоритмом выполнения практической
манипуляции. Обучающиеся знакомятся с последовательностью выполнения
манипуляции, однако никакой собственно практической отработки навыка не
происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к
собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить
методическое пособие и видеоинструкция.
Тактильный уровень – тренажеры для отработки практических
навыков, реалистичные манекены, фантомы органов для отработки медицинских
манипуляций, например, фантомы для отработки инъекций. На данном уровне
происходит воспроизведение и отработка практических навыков, то есть
последовательность действий в ходе выполнения той или иной манипуляции.
Реактивный уровень – манекены низшего класса реалистичности,
воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия.
Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается
лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого.
Автоматизированный
уровень
–
у
данных
симуляторов
присутствуют
сложные
автоматические
реакции
на
различные
внешние
воздействия, а также более достоверный контроль за манипуляциями при
помощи
компьютера
или
видеосистемы.
Кроме
отдельных
навыков
оборудование данного уровня позволяет отрабатывать базовую командную
работу.
Аппаратный уровень – это оборудование позволяет воспроизводить
работу
медицинского
подразделения
операционной,
палаты
интенсивной
4
терапии. В этом случае используют реальную медицинскую технику или ее
имитацию.
Интерактивный уровень – на оборудовании этого типа происходит
сложное
взаимодействие
роботизированного
симулятора
пациента
с
медицинским оборудованием и обучающимися. При этом интерактивный
пациент изменяет свое состояние в ответ на внешние воздействия (меняется
ЭКГ, пульс, дыхательные шумы).
Интегрированный уровень – в данном случае происходит интеграция
различных взаимодействующих между собой симуляторов и медицинской
аппаратуры.
Создается
единая
система
робот
–
симулятор
пациента,
виртуальный тренажер, медицинская аппаратура.
Для
отработки
практических
навыков
медицинскими
работниками
среднего звена используется симуляционное оборудование только первых трех
уровней.
7.
Исследовательская работа
проводится обучающимися планомерно в
течение учебного года под руководством научного руководителя и завершается
ее защитой на студенческой научной конференции.
Таким образом, реализация современных педагогических технологий в
профессиональном
обучении
позволяет
подготовить
квалифицированного
специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на
рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового
к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Список литературы
1.
Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Агранович О.В., Кнышова С.А.,
Гевандова М.Г. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В
МЕДИЦИНСКОМ
ВУЗЕ
//
Международный
журнал
экспериментального
образования. – 2016. – № 12.
2. Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е., Тусупбекова К.Т.,
Турханова Ж.Ж., Аширбекова Б.Д. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и
образования. – 2018. – № 3.
3. Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А., Моргун Л.А., Данилова А.В.
Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании //
Медицинское образование и профессиональное развитие. –2019 – Т.10, №4.
4. Тарасова Г.Н., Бычков А.А., Смирнова Е.А., Макаренко А.С., Лещенко
М.А.
Применение
симуляционных
технологий
обучения
в
медицинском
5
образовании: настоящее и будущее. // Виртуальные технологии в медицине. –
2021. – №1.
6