Напоминание

Использование инновационных технологий при преподавании клинических дисциплин терапевтического профиля в условиях очно-заочного обучения


Автор: Перепелкина Ирина Александровна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: Свердловское отделение медицинского колледжа Государственного Учреждения Луганской Народной Республики «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки»
Населённый пункт: город Свердловк, Луганская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий при преподавании клинических дисциплин терапевтического профиля в условиях очно-заочного обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ

ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОГО

ОБУЧЕНИЯ

И.А Перепелкина

Свердловское отделение медицинского колледжа

Государственного Учреждения Луганской Народной Республики

«Луганский государственный медицинский университет

имени Святителя Луки»

С начала XXI века в систему профессионального образования активно

внедряется компетентностный подход. Результатом подготовки современного

специалиста, в том числе и в области медицины, сегодня должны быть

компетенции – универсальные способности и умения, позволяющие достигать

положительных результатов в практической деятельности.

Эффективная реализация компетентностного подхода невозможна без

использования инновационных технологий, позволяющих в совокупности с

традиционным образованием обеспечить уровень профессиональной подготовки

среднего медработника, соответствующий требованиям практики.

В медицинском колледже клинические дисциплины являются базовыми

для изучения практических манипуляций. Поэтому выбор технологий, методов и

приемов обучения становится

крайне важным фактором

педагогической

деятельности, так как качество подготовки специалистов обусловлено качеством

преподавания.

В настоящее время одним из главных направлений в сфере медицинского

образования является необходимость значительного усиления практического

аспекта подготовки будущих специалистов при сохранении должного уровня

теоретических знаний.

Получение теоретических знаний у обучающихся нашего отделения не

представляет

затруднений

-

в

их

распоряжении

лекционный

материал,

видеоматериалы, доступ в электронную библиотечную сеть «Консультант

студента» ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ». В условиях очно-

заочного

обучения,

когда

теоретические

занятия

в

большинстве

групп

переведены в дистанционный формат, для изложения лекционного материала

используются видеоконференции с использованием платформ Zoom, Discord. В

соответствии с традиционной моделью проведения вебинаров, информация

излагается лектором устно с опорой на презентацию, содержание которой

включает основные тезисы темы, их объяснение, а также иллюстрирующие

примеры, в том числе, видеоматериалы. Канал, по которому передается

информация,

– аудиовизуальный, есть возможность общения в режиме

реального времени. Позволяет реализовать интерактивное обучение в виде

дискуссии, круглого стола, включения элементов проблемности, работы в

группах.

Если лекции нацелены на обучение профессионально важным знаниям, то

практические клинические занятия направлены на формирование необходимых

для среднего медперсонала навыков и умений. Во время практических занятий

используются следующие инновационные подходы:

1. Интегрированное обучение - обучение одновременно по нескольким

дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком занятии

всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и

дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению,

уточнению

материала

ведущей

дисциплины.

Обозначенная

тема

рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов

или курсов.

Применяют

два

традиционных

подхода

к

разделению

интеграции:

горизонтальная

и

вертикальная

интеграция.

Горизонтальная

интеграция

предусматривает интеграцию между различными параллельными дисциплинами,

такими, как: пропедевтика в терапии, хирургии, педиатрии, неврологии, которые

преподаются на одном и том же этапе учебного плана. В вертикальной

интеграции дисциплины преподаются на различных этапах или в различные

годы обучения, например, анатомия, ПМ.01 Диагностическая деятельность,

ПМ.02

Лечебная

деятельность.

Фактически,

интегрированное

обучение

предполагает использование последних достижений фундаментальных наук для

разработки эффективных методов диагностики, профилактики и лечения

заболеваний.

2. Интерактивное обучение, в максимальной мере способствующее

развитию

личностно-ориентированного

подхода.

Технология

личностно-

ориентированного обучения предусматривает дифференцированный подход,

учитывающий уровень интеллектуального развития студента и его способности.

При использовании данной технологии обучающийся всегда находится в центре

внимания преподавателя, что позволяет активизировать его познавательные

способности, определять и развивать лучшие качества.

3. Использование проектной деятельности обучающихся для стимуляции

их познавательной активности. В отличие от обычного реферата, работа над

проектом требует более глубокой проработки учебного материала, умения вести

дискуссию и критически относиться к различной информации.

Помогает

продемонстрировать приобретённые профессиональные компетенции, умение

решать практические задачи,

оказывать реальную медицинскую помощь

2

пациентам. Участие в проектной деятельности обучающихся Свердловского

отделения

медицинского

колледжа

реализуется

через

курсовые

проекты

(учебная история болезни, сестринская история болезни), что отражает

деятельностный подход в образовании.

4. Обучение на основе клинического случая. Практико-ориентированный

подход, предполагающий использование проблемных ситуационных задач,

основанных на реальных клинических случаях (Case-based learning).

CBL относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Используется работа в парах или в малых группах. При решении клинической

ситуации, предложенной преподавателем, студенты совместно её анализируют

(учатся распознавать симптомы заболеваний внутренних органов; объединять их

в синдромы, обосновывать предварительный диагноз; составлять программу

обследования

пациента

и

интерпретировать

результаты

дополнительных

методов исследования, составлять программу лечения).

В настоящее время этот метод обучения широко и с успехом применятся

при подготовке студентов-медиков. Смысл метода в том, что обучающемуся

преподносятся не готовые знания, а он сам должен выработать пути решения

проблемы, сам ищет знания, необходимые для решения проблемы, приобретает

профессиональные навыки, навыки коммуникаций.

5. Использование информационно-коммуникационных и компьютерных

технологий, в том числе, системы дистанционного обучения. Несмотря на то, что

система дистанционного обучения в медицинском учебном заведении не должна

подменять общения с преподавателем и пациентом, она способна решить целый

ряд возложенных на нее задач. Особую актуальность приобретает в условиях

сохранения риска распространения COVID-19.

Использование информационных технологий направлено на развитие

интеллектуального

потенциала

обучающихся,

формирование

умений

самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую

деятельность. Это может быть достигнуто с помощью применения «электронных

учебников»,

электронных

тренажеров,

мультимедийных

программ

и

интерактивных обучающих, контролирующих и обучающе-контролирующих

программ, которые используются как на очном занятии, так и в формате

удаленного доступа.

В то же время пока не все знания и навыки можно вывести в сеть.

Возможна отработка навыков до уровня освоения и приобретения дистанционно

при отработке оценки данных дополнительных методов исследования, например,

электрокардиографии,

спирометрии, рентгенографии и др. Формирование

мануальных навыков по обследованию пациента и оказанию медицинской

помощи в условиях дистанционного обучения затруднительно.

3

6. Симуляционные технологии в современном медицинском образовании

позволяют

повысить

качество

практической

подготовки.

Обязательным

условием формирования практических навыков становится тренировка в

выполнении отдельных навыков на тренажерах – симуляторах, когда на

практических занятиях под контролем преподавателя обучающийся имеет

возможность многократно, до автоматизма выполнять определенное действие на

специальных медицинских тренажерах, приобретая практический опыт и умения

без ущерба для здоровья пациента. При этом имитируется ситуация, обстановка

профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступают тренажеры

(фантомы,

куклы,

инструментарий

и

т.д.).

Профессиональный

контекст

воссоздается с помощью конкретной клинической задачи. Данная технология

востребована

также

на

практических

занятиях,

когда

не

удается

демонстрировать тематических пациентов.

Симуляционный процесс может быть представлен в виде отдельных

уровней, которые, повышают достоверность имитации, ее реализм.

Визуальный уровень – классические учебные пособия, электронные

учебники, которые знакомят студентов с алгоритмом выполнения практической

манипуляции. Обучающиеся знакомятся с последовательностью выполнения

манипуляции, однако никакой собственно практической отработки навыка не

происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к

собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить

методическое пособие и видеоинструкция.

Тактильный уровень – тренажеры для отработки практических

навыков, реалистичные манекены, фантомы органов для отработки медицинских

манипуляций, например, фантомы для отработки инъекций. На данном уровне

происходит воспроизведение и отработка практических навыков, то есть

последовательность действий в ходе выполнения той или иной манипуляции.

Реактивный уровень – манекены низшего класса реалистичности,

воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия.

Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается

лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого.

Автоматизированный

уровень

у

данных

симуляторов

присутствуют

сложные

автоматические

реакции

на

различные

внешние

воздействия, а также более достоверный контроль за манипуляциями при

помощи

компьютера

или

видеосистемы.

Кроме

отдельных

навыков

оборудование данного уровня позволяет отрабатывать базовую командную

работу.

Аппаратный уровень – это оборудование позволяет воспроизводить

работу

медицинского

подразделения

операционной,

палаты

интенсивной

4

терапии. В этом случае используют реальную медицинскую технику или ее

имитацию.

Интерактивный уровень – на оборудовании этого типа происходит

сложное

взаимодействие

роботизированного

симулятора

пациента

с

медицинским оборудованием и обучающимися. При этом интерактивный

пациент изменяет свое состояние в ответ на внешние воздействия (меняется

ЭКГ, пульс, дыхательные шумы).

Интегрированный уровень – в данном случае происходит интеграция

различных взаимодействующих между собой симуляторов и медицинской

аппаратуры.

Создается

единая

система

робот

симулятор

пациента,

виртуальный тренажер, медицинская аппаратура.

Для

отработки

практических

навыков

медицинскими

работниками

среднего звена используется симуляционное оборудование только первых трех

уровней.

7.

Исследовательская работа

проводится обучающимися планомерно в

течение учебного года под руководством научного руководителя и завершается

ее защитой на студенческой научной конференции.

Таким образом, реализация современных педагогических технологий в

профессиональном

обучении

позволяет

подготовить

квалифицированного

специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на

рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового

к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Список литературы

1.

Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Агранович О.В., Кнышова С.А.,

Гевандова М.Г. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В

МЕДИЦИНСКОМ

ВУЗЕ

//

Международный

журнал

экспериментального

образования. – 2016. – № 12.

2. Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е., Тусупбекова К.Т.,

Турханова Ж.Ж., Аширбекова Б.Д. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и

образования. – 2018. – № 3.

3. Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А., Моргун Л.А., Данилова А.В.

Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании //

Медицинское образование и профессиональное развитие. –2019 – Т.10, №4.

4. Тарасова Г.Н., Бычков А.А., Смирнова Е.А., Макаренко А.С., Лещенко

М.А.

Применение

симуляционных

технологий

обучения

в

медицинском

5

образовании: настоящее и будущее. // Виртуальные технологии в медицине. –

2021. – №1.

6



В раздел образования




Яндекс.Метрика