Автор: Савенко Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: программа по аппликации
Тема: "Волшебная аппликация"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Программа по аппликации
«Волшебная аппликация»
Составитель программы: воспитатель Савенко А.А.
Срок реализации 1 месяц
Ленинск-Кузнецкий
2021
Пояснительная записка
Программа «Волшебная аппликация» вводит ребенка в удивительный мир
творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как
конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои
способности.
Программа
предусматривает
развитие
у
воспитанников
изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой
индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать
гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество,
жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на
отношения с людьми, с окружающим миром. Аппликация – это один из самых
простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности.
Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается
обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них
исследовательскую
потребность,
пробуждает
чувство
радости,
успеха,
развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь
желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,
делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с
особенными детьми. Детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение
к
культуре,
к
общечеловеческим
ценностям.
Развивается
любознательность,
формируется
интерес
к
творчеству.
Работа
с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию
мелкой
моторики
рук, что имеет
немаловажное влияние
на
развитие
правильной речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать
различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный
и уникальный способ работы с бумагой.
2
Цель:
Развивать
эстетические
чувства
детей,
художественное
восприятие,
воображение, интерес к самостоятельной деятельности.
Задачи:
- дать детям первичные навыки изготовления аппликации;
- способствовать развитию детей творческих способностей по изготовлению
аппликации;
- развивать у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук;
- прививать культуру труда.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю (во второй половине дня).
Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 6 месяцев.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного,
развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и
психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно
выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных
форм,
величины,
пропорции.
Занятия
носят
как
коллективные
так
и
индивидуальные формы работы. К завершению реализации программы дети
познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки
работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов;
научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику
рук.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
3
Общая характеристика образовательного процесса. Методы и приемы
обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях
используются
различные
методы
обучения
(словесные,
наглядные,
практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы,
образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание,
поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности
товарищей. Используется на занятиях и такой приём, как практический.
Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и
рассказывание вслух. Для того чтобы детские работы были интересными,
качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую
активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в
деятельности, давать прямые инструкции, создавать условия для проявления
собственной фантазии.
Содержание программы
1 Аппликация
из
подручных
средств.
Знакомство с правилами поведения в кружке, техникой
безопасности при работе с клеем, ножницами и другими
инструментами. Изготовление простых аппликаций из
подручных средств (обрезков бумаги и ткани, клея,
пластилина и др.)
2 Аппликация
из
природных
материалов.
Знакомство с природными материалами (засушенными
цветами и травами), использование их в работе, что
будет способствовать развитию художественного вкуса,
умению видеть различные оттенки цвета и особенности
фактуры.
3 Аппликация
из
бумаги.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с
различными материалами, используемыми в данном виде
прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной
4
аппликации, в работе над которой большое значение
имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы
с ножницами разной величины, учатся получать плавную
линию.
4 Аппликация
из
текстильных
материалов.
Обучающиеся учатся приклеивать ткань к картону,
аккуратно намазывая клеем; соединять детали поделки
между собой. Знакомятся с правилами изготовления
аппликации из нарезанных ниток.
5 Коллаж.
Раскрытие понятия "коллаж". Рассмотреть основные
техники работы в данном разделе "аппликации".
Содержание программы
Введение
Вводное занятие
Что
такое
аппликация?
Беседа «Что
я
умею
делать».
Инструменты,
необходимые для работы (ножницы, линейка), и правила их, безопасного
использования. Материалы, необходимых для создания аппликации (цветная,
гофрированная бумага, белый и цветной картон, салфетки, природный
материал,
семена
и
крупы,
вата
и
ватные
диски).
Из
истории
возникновения бумаги. Виды работы с бумагой: аппликация, конструирование
из бумаги (оригами).
Как правильно организовать свое рабочее место. Правила поведения на
занятиях.
Плоская аппликация из бумаги и салфеток
Геометрические фигуры.
Актуализация знаний обучающихся о геометрических фигурах известных
обучающимся.
Сравнение
геометрических
фигур
(круг,
овал,
квадрат,
5
прямоугольник, треугольник). Вырезание из бумаги треугольника одним
движение ножниц (отрезая угол листа бумаги). Вырезание четырехугольника,
квадрата из бумаги по готовому контуру. Вырезание круга из квадрата, овала
из прямоугольника (обрезание уголков). Составление простого орнамента из 8
геометрических фигур. Приклеивание вырезанных геометрических фигур на
лист картона.
Павлин с пестрым хвостом.
Актуализация знаний и представлений обучающихся о павлине (цвет оперения,
форма тела). Изготовление хвоста из цветной бумаги произвольного цвета
(сложить прямоугольные кусочки цветной бумаги поперек пополам и
нарисовать закругление одного угла расположенного на противоположной
стороне от сгиба, разрезать по контуру и развернуть, затем опять сложить
пополам и по выгнуто стороне обрезать по волнистой линии). Приклеивать
детали хвоста на белый картон в виде веера. Изготовление корпуса птицы
путем обведение шаблона из цветной бумаги и приклеивание его к хвосту.
Приклеивание заранее вырезанный деталей (2 ног каждой птице). Наклеиваем
на хвост украшения из цветной бумаги в виде капли по цвету контрастной
хвосту заранее вырезанных педагогом. Дорисовывание деталей аппликации
(голова, глаза, клюв, крылья).
Домик зимой.
На лист картона белого цвета наклеивать фон аппликации (при помощи
линейки разделить лист на 2 равные части на нижнюю часть картона наклеить
лист белой бумаги, на верхнюю небо (бумагу сиреневого, темно-синего или
серого
цвета)).
Вырезание
по
заранее
нарисованному
контру
деталей
аппликации педагогом (домик из двух частей – крыша и изба (по 1 детали
каждому обучающемуся), труба для печки, горы (количество зависит от
размера аппликации), круги для снеговика разного диаметра в количестве трех
для каждого обучающегося). Составление композиции из вырезанных деталей
обучающимися и педагогом (стволов деревьев по 2 каждому обучающемуся).
6
Приклеивание вырезанных деталей на подготовленный фон. Приклеивание
салфеток белого цвета, имитирующих снежный покров.
Зимний пейзаж.
Актуализация знаний и представлений обучающихся о зиме. Подготовка фона
аппликации путем рисования снежного покрова красками. Изготовление
деталей аппликации: перевод контуров деталей по шаблону на плотную бумагу
разного
цвета
(елочек,
зайчика,
лисичка
по
одной
детали
каждому
обучающемуся). Вырезание деталей. Складывание деталей по линиям сгиба.
Изготовление деталей (склеивание их из составных частей: лисичку и зайчика).
Составление композиции из подготовленных деталей. Приклеивание деталей на
приготовленный фон.
Еловая веточка.
Актуализация знаний и представлений обучающихся по теме занятия.
Изготовление эскиза еловой веточки на листе цветного картона при помощи
простого карандаша.
Продумывание композиции.
Приклеивание заранее
подготовленных педагогом петель зеленого цвета вдоль контура веток плотно
друг к другу. Украшение готовой веточки мишурой и конфетти из фольги.
Настольная новогодняя елочка.
Актуализация знаний и представлений обучающихся по теме занятия.
Изготовление основания для елочки в форме конуса из картона зеленого цвета
(обвести по шаблону круга, раздели его на четыре части, вырезание одно из
четырех частей, сворачивание в кулек и склеивание). Приклеивание петель
зеленого цвета на конус разного размера (в нижней части приклеивать петли
большого размера, по редине приклеивать петли среднего размера, в верхней
части петли маленького размера). Изготовление гирлянд путем склеивания
полосок разного цвета. Обматывание елочки гирляндой.
Коллективная аппликация «Яркие бабочки».
7
Актуализация знаний и представлений обучающихся о по теме занятия.
Изготовление частей аппликации: ромашек путем приклеивания петель белого
цвета плотно друг к другу, на заранее вырезанный круг педагогом из бумаги
желтого; бабочек путем перевода шаблонов крыльев (по 8 на каждого
обучающегося) разного размера на бумагу различных цветов, вырезание
туловища (по 2 на каждого обучающегося), головы (по 2 на каждого
обучающегося) по контуру нарисованному педагогом заранее; листьев (по 8
каждому обучающемуся) путем вырезания по контуру заранее вырезанному
педагогом из бумаги зеленого цвета и закручивание их при помощи ножниц.
Склеивание воедино крыльев, головы к туловищу бабочки. Составление
композиции из приготовленных частей аппликации. Приклеивание деталей
композиции.
Кораблик.
Актуализация знаний ипредставлений обучающихся о кораблике. Изготовление
фона аппликации: при помощи линейка проведение линии на середине листа, в
нижней части приклеивание полоски, заранее подготовленные педагогом
синего цвета, имитирующей море, в верхней части приклеивание полоски,
заранее вырезанные педагогом, имитирующие небо на закате. Вырезание из
бумаги ярко-желтого цвета большого круга из квадрата для солнца. Вырезание
по заранее нарисованному контуру педагогом мачты (одной) кораблика из
бумаги коричневого цвета; треугольника из бумаги коричневого цвета для
палубы (одной ) кораблика. Вырезание парусов (по три на каждого
обучающегося) по контуру заранее нанесенном педагогом из бумаги белого
цвета. Составление композиции из вырезанных деталей. Приклеивание по
центру композиции мачты, треугольника загибая каждую сторону на 1
сантиметр, парусов загибая каждую стороны по 1 сантиметру.
Аппликация из природных и нетрадиционных материалов
Зверьки (из сушенных листьев).
Выбор зверька для аппликации. Представление мысленно зверька (форма, поза,
размер). Нанесение контура животного на лист белого картона (при или без
8
помощи педагога). Подбор и наложение листьев на рисунок. Приклеивание
листьев на лист картона начиная с нижней части рисунка. Дорисовывание
мелких деталей фломастерами (глаза, нос и т.п.). Уборка поделку под пресс.
Аквариум с рыбками (из гречневой крупы и фасоли).
Рассматривание образца аппликации и его анализ.
Обведение шаблона
аквариума простым карандашом на листе бумаге голубого цвета. Вырезание
аквариума и приклеивание его на лист белого картона. Изготовление песка из
гречневой крупы (в нижней части аквариума). Изготовление рыбок из цветной
бумаге путем перевода шаблона рыбок на нее. Вырезание рыбок и наложение
их на аквариум, приклеивание их. Изготовление водорослей из салфеток
зеленого цвета путем их скручивания. Приклеивание водорослей в аквариум.
Приклеивание фасоли в нижней части аквари
Ежик в лесу (из шишек).
Разборка шишек на чешуйки. Составление композиции из деталей (деревья (по
два каждому обучающемуся), травка, цветы (три цветка из пяти лепестков,
девять листочков,
три
стебелька для каждого обучающегося)) заранее
вырезанных педагогом, прикладывание контура ежа. Приклеивание деревьев,
травки, цветов, на лист картона голубого цвета. Обведение контура ежа на лист.
Приклеивание чешуек на контур по принципу чешуи. Рисование и вырезание из
бумаги белого цвета облаков. Приклеивание их на небо.
Снеговик в ночи (из ватных дисков, пластилина и манной крупы).
Обведение по шаблону елочек и их вырезание. Изготовление из ватных дисков
деталей аппликации путем перевода шаблона месяца, кругов для снеговика
разного диаметра, рук и их вырезание. Составление композиции из вырезанных
деталей. Намазывание клеем нижней части картона черного цвета и посыпание
его манков, имитирующей сугробы.
Приклеивание деталей на картон.
Приклеивание звездочек на небо, заранее вырезанных педагогом. Изготовление
глаз снеговика из пластилина. Приклеивание головного убора снеговика,
9
заранее вырезанных педагогом. Раскрашивание месяца, звездочек гуашью
желтого цвета.
Обрывная аппликация
Домик в лесу (из цветной бумаги).
Составление композиции из шаблонов деревьев (елочки, листового дерева),
дома, облаков, солнышка. Обведение шаблонов на листе белого картона (одна
елочка, два листовых дерева, три облака, один домик, солнышка). Обрывание
бумаги соответствующих цветов и приклеивание их в фигуры, полученные при
обведение шаблонов. Дорисовывание на заднем плане леса гуашью приемом
тычка.
Пришла весна (из цветной бумаги).
Составление композиции из шаблонов деревьев, облаков, солнца, травка на
листе картона голубого цвета. Обведение шаблонов на листе картона (три
дерева, три облака, одно солнышко). Приклеивание травки в нижнюю часть
листа картона. Обрывание цветной бумаги белого, коричневого, желтого,
светло-зеленого цветов. Приклеивание их по контуру обведенных предметов.
Божья коровка на прогулки (из комочков цветной бумаге).
Составление композиции из шаблонов божьей коровки, цветка ромашки и травки.
Обведение шаблонов (одна божья коровка, один цветок состоящий из девяти
лепестков, стебелька и двух листиков) на лист картона голубого цвета. Отрывание
от цельного листа цветной бумаги маленьких кусочков и скатывание их в
комочки. Приклеивание комочков на лист картона соответствующего цвета на
фигуры божьей коровки, цветка. Приклеивание травки.
Радуга
Актуализация знаний и представлений обучающихся о радуге (цвета, их порядок).
Рисование
простым
карандашом
семи
полукругов
шириной
примерно
2
10
сантиметра. Отрывание от цельных листов цветной бумаги соответствующих
цветов маленьких кусочков, приклеивание их на картон белого цвета.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Раскраска «Птицы»
Раскраска «Фрукты»
Раскраска «Овощи»
Карточка «Специальные машины»
Раскраска «Профессии»
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. компьютер
2. колонки
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. цветная бумага
2. ножницы
4. пластилин
5. клей
6. картон: белый и цветной.
Список литературы:
1.
Агапова, И.А. Лучшие аппликации для детей [Текст]/ И.А. Агапова, М.А.
Давыдова– М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 192с.
2.
Калинская, Е.А. Мозаика из крупы и семян [Текст]/ Е.А. Калинская. – М.:
РИПОЛ классик, 2011. – 256с.: ил. – (Поделки-самоделки)
3.
Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспкты занятий [Текст]/ Д.Н.
Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 – 48с.: цв.вкл.
4.
Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспкты занятий [Текст]/
Д.Н. Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 – 64с.: цв.вкл.
5.
Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспкты занятий [Текст]/ Д.Н.
Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 – 56 с.: цв.вкл.
11
6.
Теплинская,
О.А.
Аппликация
и
коллаж.
Новые
идеи,
разнообразные
материалы, полезные советы [Текст]/
О.А. Теплинская, И.А. Тукаева;
художник А.А. Берилло. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208., ил. –
(Умелые руки)
12