Напоминание

Обобщение по теме самообразования "Сквозные мотивы в русской литературе"


Автор: Баязова Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: с.Печёнкино Бирского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение по теме самообразования "Сквозные мотивы в русской литературе"
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщение по теме самообразования «Сквозные мотивы в русской литературе»

Рядом с нами и в нас самих произрастает мир, который состоит из всех созданных

когда-либо и создаваемых в данный момент произведений искусства и называется это

художественной картиной мира.

Литература – один из видов искусства. Каждый художественный текст ( будь то

моностих или 4-хтомный роман) – произведение искусства, имеющее определённую

форму, которая выражает соответствующее содержание. Форма диктуется жанром,

композицией, сюжетом, которые материализуются специальным набором изобразительно-

выразительных средств. Некоторые художественные произведения можно объединять.

Объединяющим может быть жанр, сюжет, композиция, изобразительно-выразительные

средства и т.д.

Также произведения могут объединяться мотивом. Мотив – идейно-тематический

вектор формирования содержания литературного произведения. Подобно тому, как из

разноцветных стёклышек разной величины и конфигурации складывается мозаика,

мотивы скрепляют и соединяют литературные произведения. В результате должна

получиться картина, живая, яркая, как окружающий нас мир.

Художественная картина мира – зеркало, в котором можно видеть прошлое,

настоящее и будущее человечества. Причём, постигая причинно-следственные связи всего

сущего, можно эволюционировать.

Сквозные мотивы, вечные темы повторяются в разных произведениях, сохраняют

свои черты в некоторых произведениях и приобретают новые в зависимости от эпохи, от

стиля писателя.

Тема самообразования «Сквозные мотивы в русской литературе» была выбрана

мной в 2004 году, когда я работала в основном в старших классах и экзаменационной

работой обучающихся 11 класса было сочинение. Опыт работы показал, что выпускники

не умеют системно воспринимать художественную картину мира, не умеют обнаруживать

и осмысливать в каждом прочитанном литературном произведении культурные ценности,

определённые многовековым опытом народа. Под руководством учителя у учащихся

может сформироваться это умение. Приобретение такого опыта способствует духовному

росту, интеллектуальному развитию и нравственному самосовершенствованию.

Доминирующих мотивов в литературе много, среди них: мотив странствия,

милосердия, сострадания, страдания. Свободы, «горнего» и

«дольнего»(взаимопроникновение небесного и земного), мотив любви( любви мужчины и

женщины, родителей и детей, к ближнему, к природе, к Родине, к миру, к Богу), верности,

красоты, тишины, скромности, любви к учению, любви к искусству, к труду, радости и

печали, совести и стыда, одиночества, правды и лжи, праведности, света и тьмы.

Экзаменационные темы звучали так: «Мотив странствия в русской литературе …»

Иногда указывался определённый век, 19 или 20, иногда нет, значит ,нужно было выбирать

произведения и из 19, и из 20-го.

Конечно, чтобы правильно определить мотив, необходимо очень внимательно

читать и помнить все детали произведения, чего , к сожалению, делают не все ученики.

Работа систематическая. начинается в 5 классе и заканчивается только в 11. Мотив

странствия объединяет такие произведения, как: «Притча о блудном сыне» (5 класс), где

старший сын, потребовав от отца часть своего наследства, уходит из дома в поисках

лучшей жизни и возвращается нищим; «Слово о полку Игореве…»(9 кл), где князь Игорь,

ослеплённый жаждой славы, отправляется в бездумный поход, губительный для его

дружины и принёсший много бед русской земле, но возвращается из плена осознавшим

свою вину человеком; в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 кл) заглавный герой,

гонимый своей совестью после дуэли, пропутешествовав по российским просторам,

духовно «дорастает» до любви к «русской душой» Татьяне; Иван Северьянович Флягин из

«Очарованного странника» Н.С. Лескова (9 кл), многое повидав и пережив, приходит к

пониманию своего предназначения - служить народу; мужики-странники из поэмы Н. А.

Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»(10 кл) в поисках ответа на вопрос «Кому живётся

весело, вольготно на Руси?» открывают неисчерпаемый потенциал народной добродетели;

в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой (10 кл) показывает путь достижения смысла жизни

героев Андрея Болконского и Пьера Безухова , они в итоге своих земных странствий

приходят к одинаковому пониманию смысла жизни, но если для Андрея Болконского это

проявление небесное, то для Пьера Безухова – земное; в стихотворении И.А. Бродского

«Пилигримы» (11 кл) герои, странствуя по свету, постигают истину жизни, оказывается,

что абсолютной истины в мире нет, всё относительно. Хотя я сама с этим не согласна. В

целом , мотив странствия восходит к библейскому исходу из Египта под

предводительством Моисея к земле обетованной и выражает извечную потребность

человека в движении, перемещении в пространстве, стимулируемую жаждой познания.

Таким образом, проходя вместе с героями-странниками по литературным путям-

дорогам, читатель осваивает огромные духовные пространства.

Например, мотив страдания звучит в следующих произведениях:

«Библия»( «Ветхий Завет») – изгнание Адама и Евы из рая, «Новый Завет» - крестные

муки, принятые Иисусом Христом ради искупления грехов человечества; страдают бедные

люди, униженные и оскорблённые самодовольными и жестокими угнетателями (Н.С.

Лесков «Тупейный художник», Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Размышления у

парадного подъезда». Герои страдают от безответной любви, от разлуки с любимыми

(Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.И. Куприн «Олеся», М.А.

Шолохов «Тихий Дон»), от утраты близких людей (И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н.С.

Лесков «Очарованный странник», Л.Н. Толстой «Война и мир»), от своих неправильных

поступков ( Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», В.П. Астафьев «Конь с

розовой гривой»), от непонимания со стороны окружающих (А.Н. Островский «Гроза»,

А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и др.). Примеров множество. С мотивом страдания

тесно связаны мотивы раскаяния, исповедальности и прощения.

Моя работа с темой самообразования имела развитие и на уроках родного

(русского) языка и литературы. Начиная с 8 класса, я включаю в план сочинение нового

жанра – «Раскрытие концепта слова…», н-р, хлеб, дорога, деньги, видеть, сказочный и т.д.

Примерный план сочинения таков:

1.Топ «Определение по роду и виду»( позволяет определить, охарактеризовать предмет

речи по его родовым и видовым признакам).

2.Топ «Свойства» (позволяет перечислить характерные важные признаки особенности

предмета речи).

3.Топ «Сопоставление по сходству и различию» (играет композиционную роль, 2

разновидности: аналогия и противопоставление).

4.Топ «Причина и следствие» .

5.Топ «Пример» (наглядный иллюстративный конкретный аргумент). Этот пункт плана

предусматривает объединение русских и зарубежных литературных произведений ,

произведений УНТ по мотивам , проблемам, темам, героям и т.д.

6.Топ «Свидетельство» (цитата, изречение, афоризм, крылатые слова с точным названием

источника).

7.Топ «Имя» (позволяет выразить ещё раз сущность предмета речи с помощью перифраз,

другими словами).

Например, сочинение Давлетзянова Р, ученика 9 класса на тему «Раскрытие

концепта слова «хлеб».

При анализе художественных произведений задаю такие вопросы: «В каких

прочитанных произведениях мы уже видели героя, поступившего так же в подобной

ситуации? Чем они похожи? Чем отличаются? Сравниваем поступки героев, их характеры

и т.д.

В 7 классе при чтении трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

противопоставляем 2 типа писателя – настоящий и мнимый, т. е. определяем мотив

истинности творчества : Пимен – краковский придворный поэт. Пимен- писатель-

летописец, осознающий свою независимость, могущество, произносящий суд над

властителями, его литература правдива; краковский придворный поэт, сочинитель

латинских стихов( латынь – мёртвый язык, т.е. у его творчества нет будущего), он зависим,

его искусство унижено лакейством. Задаю вопрос : К какому типу писателя можно отнести

Г.Р. Державина, творчество которого изучили недавно? Почему? (Вспоминаем биографию

Державина в 2-3 –х словах и его стихотворения , которые являются доказательством:

«Признание», «На птичку».)

Называем мотив истинности творчества, в частности, истинной поэзии. В 9 классе

будем снова читать Г.Державина, А.С. Пушкина, 11 классе – стихотворения В.В.

Маяковского, которые можно объединить одной темой - «Поэт и толпа», в 10 классе –

повесть Н.В. Гоголя «Портрет», в 11 классе – роман А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,

где противопоставляются Мастеру бездарные поэты Рюхин , Иван Бездомный и вообще

все писатели и поэты Массолита. Мастер – настоящий писатель, с даром предсказания.

Своё место нашёл не на Земле, а в Вечности. Такие гении признаны только Вечностью.

Итак, обращая внимание учащихся на сквозные мотивы в русской литературе, мы

учим их обнаруживать и осмысливать в каждом художественном произведении

культурные ценности, определённые многовековым опытом народа, формируя

мировоззрение на основе системного восприятия художественной картины мира.



В раздел образования




Яндекс.Метрика