Автор: Баязова Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: с.Печёнкино Бирского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение по теме самообразования "Сквозные мотивы в русской литературе"
Раздел: среднее образование
Обобщение по теме самообразования «Сквозные мотивы в русской литературе»
Рядом с нами и в нас самих произрастает мир, который состоит из всех созданных
когда-либо и создаваемых в данный момент произведений искусства и называется это
художественной картиной мира.
Литература – один из видов искусства. Каждый художественный текст ( будь то
моностих или 4-хтомный роман) – произведение искусства, имеющее определённую
форму, которая выражает соответствующее содержание. Форма диктуется жанром,
композицией, сюжетом, которые материализуются специальным набором изобразительно-
выразительных средств. Некоторые художественные произведения можно объединять.
Объединяющим может быть жанр, сюжет, композиция, изобразительно-выразительные
средства и т.д.
Также произведения могут объединяться мотивом. Мотив – идейно-тематический
вектор формирования содержания литературного произведения. Подобно тому, как из
разноцветных стёклышек разной величины и конфигурации складывается мозаика,
мотивы скрепляют и соединяют литературные произведения. В результате должна
получиться картина, живая, яркая, как окружающий нас мир.
Художественная картина мира – зеркало, в котором можно видеть прошлое,
настоящее и будущее человечества. Причём, постигая причинно-следственные связи всего
сущего, можно эволюционировать.
Сквозные мотивы, вечные темы повторяются в разных произведениях, сохраняют
свои черты в некоторых произведениях и приобретают новые в зависимости от эпохи, от
стиля писателя.
Тема самообразования «Сквозные мотивы в русской литературе» была выбрана
мной в 2004 году, когда я работала в основном в старших классах и экзаменационной
работой обучающихся 11 класса было сочинение. Опыт работы показал, что выпускники
не умеют системно воспринимать художественную картину мира, не умеют обнаруживать
и осмысливать в каждом прочитанном литературном произведении культурные ценности,
определённые многовековым опытом народа. Под руководством учителя у учащихся
может сформироваться это умение. Приобретение такого опыта способствует духовному
росту, интеллектуальному развитию и нравственному самосовершенствованию.
Доминирующих мотивов в литературе много, среди них: мотив странствия,
милосердия, сострадания, страдания. Свободы, «горнего» и
«дольнего»(взаимопроникновение небесного и земного), мотив любви( любви мужчины и
женщины, родителей и детей, к ближнему, к природе, к Родине, к миру, к Богу), верности,
красоты, тишины, скромности, любви к учению, любви к искусству, к труду, радости и
печали, совести и стыда, одиночества, правды и лжи, праведности, света и тьмы.
Экзаменационные темы звучали так: «Мотив странствия в русской литературе …»
Иногда указывался определённый век, 19 или 20, иногда нет, значит ,нужно было выбирать
произведения и из 19, и из 20-го.
Конечно, чтобы правильно определить мотив, необходимо очень внимательно
читать и помнить все детали произведения, чего , к сожалению, делают не все ученики.
Работа систематическая. начинается в 5 классе и заканчивается только в 11. Мотив
странствия объединяет такие произведения, как: «Притча о блудном сыне» (5 класс), где
старший сын, потребовав от отца часть своего наследства, уходит из дома в поисках
лучшей жизни и возвращается нищим; «Слово о полку Игореве…»(9 кл), где князь Игорь,
ослеплённый жаждой славы, отправляется в бездумный поход, губительный для его
дружины и принёсший много бед русской земле, но возвращается из плена осознавшим
свою вину человеком; в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 кл) заглавный герой,
гонимый своей совестью после дуэли, пропутешествовав по российским просторам,
духовно «дорастает» до любви к «русской душой» Татьяне; Иван Северьянович Флягин из
«Очарованного странника» Н.С. Лескова (9 кл), многое повидав и пережив, приходит к
пониманию своего предназначения - служить народу; мужики-странники из поэмы Н. А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»(10 кл) в поисках ответа на вопрос «Кому живётся
весело, вольготно на Руси?» открывают неисчерпаемый потенциал народной добродетели;
в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой (10 кл) показывает путь достижения смысла жизни
героев Андрея Болконского и Пьера Безухова , они в итоге своих земных странствий
приходят к одинаковому пониманию смысла жизни, но если для Андрея Болконского это
проявление небесное, то для Пьера Безухова – земное; в стихотворении И.А. Бродского
«Пилигримы» (11 кл) герои, странствуя по свету, постигают истину жизни, оказывается,
что абсолютной истины в мире нет, всё относительно. Хотя я сама с этим не согласна. В
целом , мотив странствия восходит к библейскому исходу из Египта под
предводительством Моисея к земле обетованной и выражает извечную потребность
человека в движении, перемещении в пространстве, стимулируемую жаждой познания.
Таким образом, проходя вместе с героями-странниками по литературным путям-
дорогам, читатель осваивает огромные духовные пространства.
Например, мотив страдания звучит в следующих произведениях:
«Библия»( «Ветхий Завет») – изгнание Адама и Евы из рая, «Новый Завет» - крестные
муки, принятые Иисусом Христом ради искупления грехов человечества; страдают бедные
люди, униженные и оскорблённые самодовольными и жестокими угнетателями (Н.С.
Лесков «Тупейный художник», Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Размышления у
парадного подъезда». Герои страдают от безответной любви, от разлуки с любимыми
(Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.И. Куприн «Олеся», М.А.
Шолохов «Тихий Дон»), от утраты близких людей (И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н.С.
Лесков «Очарованный странник», Л.Н. Толстой «Война и мир»), от своих неправильных
поступков ( Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», В.П. Астафьев «Конь с
розовой гривой»), от непонимания со стороны окружающих (А.Н. Островский «Гроза»,
А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и др.). Примеров множество. С мотивом страдания
тесно связаны мотивы раскаяния, исповедальности и прощения.
Моя работа с темой самообразования имела развитие и на уроках родного
(русского) языка и литературы. Начиная с 8 класса, я включаю в план сочинение нового
жанра – «Раскрытие концепта слова…», н-р, хлеб, дорога, деньги, видеть, сказочный и т.д.
Примерный план сочинения таков:
1.Топ «Определение по роду и виду»( позволяет определить, охарактеризовать предмет
речи по его родовым и видовым признакам).
2.Топ «Свойства» (позволяет перечислить характерные важные признаки особенности
предмета речи).
3.Топ «Сопоставление по сходству и различию» (играет композиционную роль, 2
разновидности: аналогия и противопоставление).
4.Топ «Причина и следствие» .
5.Топ «Пример» (наглядный иллюстративный конкретный аргумент). Этот пункт плана
предусматривает объединение русских и зарубежных литературных произведений ,
произведений УНТ по мотивам , проблемам, темам, героям и т.д.
6.Топ «Свидетельство» (цитата, изречение, афоризм, крылатые слова с точным названием
источника).
7.Топ «Имя» (позволяет выразить ещё раз сущность предмета речи с помощью перифраз,
другими словами).
Например, сочинение Давлетзянова Р, ученика 9 класса на тему «Раскрытие
концепта слова «хлеб».
При анализе художественных произведений задаю такие вопросы: «В каких
прочитанных произведениях мы уже видели героя, поступившего так же в подобной
ситуации? Чем они похожи? Чем отличаются? Сравниваем поступки героев, их характеры
и т.д.
В 7 классе при чтении трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
противопоставляем 2 типа писателя – настоящий и мнимый, т. е. определяем мотив
истинности творчества : Пимен – краковский придворный поэт. Пимен- писатель-
летописец, осознающий свою независимость, могущество, произносящий суд над
властителями, его литература правдива; краковский придворный поэт, сочинитель
латинских стихов( латынь – мёртвый язык, т.е. у его творчества нет будущего), он зависим,
его искусство унижено лакейством. Задаю вопрос : К какому типу писателя можно отнести
Г.Р. Державина, творчество которого изучили недавно? Почему? (Вспоминаем биографию
Державина в 2-3 –х словах и его стихотворения , которые являются доказательством:
«Признание», «На птичку».)
Называем мотив истинности творчества, в частности, истинной поэзии. В 9 классе
будем снова читать Г.Державина, А.С. Пушкина, 11 классе – стихотворения В.В.
Маяковского, которые можно объединить одной темой - «Поэт и толпа», в 10 классе –
повесть Н.В. Гоголя «Портрет», в 11 классе – роман А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
где противопоставляются Мастеру бездарные поэты Рюхин , Иван Бездомный и вообще
все писатели и поэты Массолита. Мастер – настоящий писатель, с даром предсказания.
Своё место нашёл не на Земле, а в Вечности. Такие гении признаны только Вечностью.
Итак, обращая внимание учащихся на сквозные мотивы в русской литературе, мы
учим их обнаруживать и осмысливать в каждом художественном произведении
культурные ценности, определённые многовековым опытом народа, формируя
мировоззрение на основе системного восприятия художественной картины мира.