Автор: Лебедева Наталья Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центра дополнительного образования детей" Школы танца "Вологодские узоры"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Методические рекомендации для работы над гибкостью и пластикой
Тема: «Секреты гибкости»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
г. Вологды
Методические рекомендации
для работы над гибкостью и пластикой
«Секреты гибкости»
Лебедева Наталья Валерьевна
педагог дополнительного образования
Вологда, 2022
Аннотация
Автор методических рекомендации – педагог дополнительного
образования школы танца «Вологодские узоры»» Стаж педагогической
работы
-
19
лет.
Автор
программы
по
предмету
«Гимнастика»
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Воспитание
детей
и
развитие их творческих способностей с помощью интеграции различных
видов искусств» (год разработки 2000г.).
2
Пояснительная записка
Методических рекомендации предназначены для педагогов
дополнительного образования – практиков, работающих в направлении
развития гибкости и пластики тела.
Данные методические рекомендации помогут педагогам, начинающим в
работе над развитием гибкости, так и педагогам уже давно работающим в
этом направлении. Теоретическое обоснование проблемы даст возможность
досконально разобраться в этом сложном процессе, не навредив ребёнку и
не принеся вреда здоровью в погоне за лучшим результатом.
Одной из задач предмета гимнастики в школе танца является развитие
гибкости и пластики обучающихся. На каждом занятии этому отводиться
большая часть времени, так как гибкость – основа пластичности тела, с
помощью которой создаётся тот образ, идея и замысел того или иного
танцевального номера. И поэтому в работе над развитием гибкости надо
подходить осторожно и правильно. Необходимо знать особенности и
правила растягивания, владеть современными эффективными и безопасными
методиками. Для развития гибкости требуется довольно много времени,
силы воли, терпения и, прежде всего, желания и заинтересованности
каждого в достижении конкретного результата. Очень важно доступно
показать и рассказать занимающимся, что такое гибкость, от чего она
зависит и как её можно улучшить. Научиться растягиваться может каждый,
человек независимо от возраста и гибкости тела. Осознанный подход к
этому процессу позволяет достичь результата радостно и безболезненно.
В основе всей методики лежат здоровьесберегающие методы обучения.
Педагоги и, что важно, сами дети должны четко знать и понимать, что
происходит с телом в момент растягивания.
Основываясь на своей практической деятельности и теоретических
знаний, автором были дополнены «золотые» правила растягивания, которые
необходимо знать и соблюдать обязательно, ошибки, которые нужно
избегать, работая над гибкостью. Работая над развитием гибкости, нельзя
забывать и о формировании правильной осанки, укреплении мышечного
корсета. Занимаясь танцами очень важно иметь гибкую здоровую спину.
Автором даны рекомендации по формированию правильной осанки и
разработан комплекс упражнений.
В методической рекомендации поставлены следующие задачи:
1.
Теоретически обосновать развитие гибкости, указать анатомические и
физиологические особенности этого процесса.
2.
Разработать правила для эффективной работы над гибкостью.
3.
Указать типичные ошибки в методике развития гибкостью.
4.
Дать рекомендации по формированию правильной осанки и укреплению
мышечного корсета.
3
5.
Дать практический материал для работы над осанкой и игровой
материал для развития гибкости.
Содержание
Что такое гибкость?
Гибкость в большей степени осознаётся как важнейшая предпосылка для
увеличения мускульной силы, гармонизации телосложения, улучшения
координации
движения.
Гибкость
человека
определяется
диапазоном
подвижности суставов. Этот диапазон зависит от строения самого сустава и
от направления, в котором он сгибается. Сустав становится гибким в том
случае, если расположенные вокруг него мышцы и соединительные ткани не
ограничивают его естественную подвижность.
Какие факторы ограничивают гибкость?
Главным фактором, ограничивающим естественную амплитуду
движения в суставах, является сопротивление мягких тканей. Учёными
установлено, что 2 процента этого сопротивления обеспечивает кожа, 10
процентов сухожилия и связки, 41 процент мышечные ткани и их фасции,
оставшаяся часть сопротивления приходится на суставную капсулу, которая
состоит из малоэластичной соединительной ткани. Основным фактором,
определяющим подвижность в суставах, является длина мышц, гибких и
податливых
по
своей
природе.
«Короткая»
мышца
делает
сустав
малоподвижным,
«длинная»
мышца
делает
возможной
полную
естественную амплитуду движения. Короткие мышцы в большей степени
подвержены растяжениям, разрывам, чем мышцы, длина которых позволяет
совершать движения с полной амплитудой. Укороченные мышцы делают
движения танцора менее изящными и невыразительными. Постоянно
растягиваясь, мышечные группы становятся всё более эластичными и
пластичными,
улучшается
мелкая
мышечная
моторика,
а
значит,
и
расширяются двигательные возможности и способности танцора.
Зависит проявление гибкости прежде всего от
анатомического строения суставов,
эластических свойств мышц и связок,
центрально-нервной регуляции тонуса мышц.
Как правильно растягиваться?
Научиться растягиваться очень просто. Но растягиваться можно
правильно и неправильно. Правильная растяжка проводится в состоянии
расслабления, медленно, с фокусировкой внимания на растягиваемых
мышцах. Неправильный способ растяжки заключается в выполнении
упражнений рывками или растягивании мышц до боли; эти методы могут
принести больше вреда, чем пользы. Если вы растягиваться правильно и
регулярно, то со временем выполнять движения будет всё легче и легче.
Приступая к растягиванию, необходимо расслабиться и отвлечься от
посторонних мыслей. Если растягиваться правильно, то сначала возникает
лёгкое растягивание, которое не причиняет боль и кажется приятным.
Лёгкое растягивание уменьшает скованность, напряжённость мышц и
4
подготавливает мышечные ткани к развивающему растягиванию. Это уже
следующая фаза растягивания – развивающее растягивание. Чувство
умеренного напряжения мышцы, которое необходимо зафиксировать на 10 –
15 секунд. Напряжённость должна постепенно пройти. Развивающее
растягивание настраивает мышечный тонус и увеличивает гибкость.
Дыхание во время растягивания должно быть медленным, ритмичным и
осмысленным. Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание, если
положение тела мешает нормально дышать, значит, вы не расслабились.
Регулярное растягивание, проводимое в расслабленном состоянии, позволит
вам постепенно поднять планку физических возможностей и приблизиться к
заложенному природному потенциалу.
Существует четыре типа растягивающих упражнений.
1)
Баллистическое растягивание
Растягивание за счёт баллистических упражнений (махи). Однако
существует большая вероятность растяжения и разрыва мышц. При маховом
движении мышцы внезапно растягиваются и, чтобы предотвратить это, она
старается вернуться в своё нормальное состоянии и сокращается.
2)
Статическое растягивание
Непрерывное или пассивное растягивание, которое выполняется за счёт
своих мышечных усилий. Оно безопасно, удобно и безболезненно. Этот тип
растягивания предполагает медленное тянущее усилие под действием которого
мышца становится немного длиннее, чем обычно. Удерживать мышцу в фазе
растягивания не менее 6 секунд (15 – 30 сек). Упражнения выполняются до
ощущения лёгкого дискомфорта, не до боли. Главное – не напрягать мышцы.
3)
Статическое растягивание + внешняя сила
Повысить силу и глубину растягивания можно за счёт внешней силы
(партнёр, стена, опора). В этом случае не придётся полагаться только на силу
мышц, мощное усилие из вне поможет увеличить время пребывания в фаза
растягивания и повысит его эффективность.
4)
«Сокращение – расслабление»
В соответствии с этим режимом осуществляется кратковременное
сокращение растягиваемой мышцы в тот момент, когда другая внешняя сила
препятствует её движению. Сначала надо войти в фазу растягивания обычного
статического
упражнения,
партнёр
(опора)
фиксируют
растягиваемую
конечность, и вы начинаете давить её в направлении, противоположном
растягивающей
силы
(изометрическое
сокращение).
Затем
необходимо
расслабить мышцы, и теперь партнёр прикладывает усилие, снова переводя
мышцу в фазу статического растягивания. Этот режим имеет более высокую
эффективность по сравнению с традиционной техникой.
Значение упражнений на растягивание
•
Увеличение гибкости, выносливости и мышечной силы.
5
Их
степень
зависит
от
величины
получаемой
нагрузки,
которая
обусловлена
продолжительностью
и
интенсивностью
растяжки.
Рекомендуется средняя или высокая нагрузка.
•
Повышение гибкости за счет использования статических упражнений.
Рекомендуется средняя или высокая нагрузка.
• Улучшение эластичности мышц и подвижности суставов.
• Повышение эффективности и плавности движений.
• Достижение максимальной силы движений за счет их более широкого
диапазона.
• Профилактика болей в области поясницы.
• Улучшение фигуры и осанки.
• Повышение качества разминки в ходе занятия.
• Улучшение внешнего вида и самочувствия.
Правила растягивания
1.
Разогревайте мышцы
Перед растягиванием необходимо выполнить разогревающую разминку
продолжительностью
5
–
10
минут.
Она
поможет
увеличить
кровоснабжение и температуру мышц и повышающую их пластичность.
Растягивание холодных мышц существенно снизит эффект.
2.
Следите за реакцией своего тела
Помните о том, что ваша гибкость в различные дни может меняться в ту
или иную сторону и поэтому не удивляйтесь, если окажетесь не в
состоянии сделать упражнение, которое днём раньше выполняли без
особого
труда.
Никогда
не
пытайтесь
форсировать
растягивание,
наоборот, входите в упражнение легко, доводя растягиваемую мышцу
только до ощущения небольшого дискомфорта. Это ощущение должно
возникать в средней части мышцы, а не в местах её прикрепления, и не
должно переходить в боль.
3.
Дышите ровно
Ключевым
моментом
растягивания
является
нахождение
в
расслабленном состоянии в момент выполнения упражнения. Учащённое
или прерывистое дыхание, а так же его задержка могут сделать ваши
мышцы напряжёнными. Чтобы избежать этого, входите в растягивание на
выдохе и старайтесь затем дышать естественно и неторопливо.
4.
Растягивайтесь целенаправленно
Гибкость сама по себе по телу не распространяется. Увеличение
гибкости одной из его частей или достигнутая вами повышенная
эластичность отдельной мышцы совсем не означает, что вы обязательно
станете более гибким и в других местах. Уделяйте особое внимание
наименее гибким частям вашего тела и выполняйте их растягивание
более часто.
6
5.
Соблюдайте симметрию упражнений
Тренируйтесь так, чтобы гибкость правой и левой половины вашего
тела улучшались одинаково. Выполняя растягивание одной, не забывайте
об аналогичных упражнениях и для другой половины.
6.
Не гонитесь за сиюминутными результатами
Не прибегайте к насилию над своими мышцами, пытаясь сделать их
эластичными как можно скорее. Начните с малого и работайте над
достижением поставленной цели. Никогда не соревнуйтесь с кем бы то ни
было, увидев, что кто-то растягивается лучше. Гибкость носит сугубо
индивидуальный характер.
7.
При необходимости запаситесь терпением
Если вы давно не растягивались, и у вас был длительный перерыв в
занятиях, то к растягиванию приступайте очень осторожно. Никогда не
растягивайте
мышцы,
имеющие
травматическое
растяжение
или
разрывы: вы можете только ухудшить своё состояние.
8.
Следите за динамикой результатов
Для определения точки отсчёта протестируйте свою общую гибкость.
Повторяя тестя каждый месяц, вы определите динамику прогресса. После
того как будет достигнут желаемый уровень гибкости, необходимо
продолжать растягиваться, чтобы поддерживать её на этом уровне.
Типичные ошибки в методике развития
гибкости
Во время растягивания очень важно обезопасить занимающегося от
растяжений и других неприятных моментов, которые могут возникнуть
вследствие неправильного растягивания.
Растягиваются мышцы только на 10 процентов сверх их нормальной длины.
Нельзя растягивать мышцу дальше её предела; если ощущение дискомфорта
возникает у концов мышцы, в местах её прикрепления, значит, растяжка
слишком сильная и подвергается чрезмерному напряжению сухожилие. В этом
случае не нужно заставлять растягиваться до появления боли. Улучшение
гибкости происходит постепенно, не за одно занятие. Вынуждая мышцы
растягиваться сверх допустимого предела, можно травмировать их и снизить их
эластичность.
Работа должна проводиться в пределах естественной амплитуды движения
в суставах. Иначе можно растянуть или разорвать связки.
Систематические занятия без длительных перерывов скорее дадут желаемый
результат, но для этого надо запастись терпением и выдержкой. Так в какой - то
степени развитие гибкости влияет и на некоторые психологические качества
человека. Целеустремлённый и уверенный в себе и в своих силах человек,
скорее добьётся желаемого результата.
7
Методы при развитии гибкости.
Метод многократного растягивания
Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше
при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением
размаха
движений.
Вначале
занимающиеся
начинают
упражнение
с
относительно небольшой амплитуды, увеличивая ее к 8-12-му повторению до
максимума.
Наиболее
эффективно
использование
нескольких
активных
динамических упражнений на растягивание по 8-15 повторений каждого из них.
В течение занятия может быть несколько таких серий, выполняемых подряд с
незначительным отдыхом или вперемежку с другими, в том числе и силовыми
упражнениями. При этом необходимо следить, чтобы мышцы не "застывали".
Активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно-
тренировочного занятия. В подготовительной части эти упражнения являются
составной частью общей и специальной разминки. В основной части занятия
такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с
работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной
из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на
растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив
их самостоятельным "блоком".
Метод статического растягивания
Метод основан на зависимости величины растягивания от его
продолжительности. Сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить
упражнение, удерживая конечное положение от 10-15 секунд до нескольких
минут. Для этой цели наиболее приемлемы разнообразные упражнения из
хатха-йоги, прошедшие многовековую проверку. Эти упражнения обычно
выполняются отдельными сериями в подготовительной или заключительной
частях занятия, или используются отдельные упражнения в любой части
занятия. Но наибольший эффект дает ежедневное выполнение комплекса таких
упражнений в виде отдельного занятия.
Упражнения необходимо использовать и в подготовительной части занятия,
начиная с них разминку, после чего выполняются динамические специально-
подготовительные
упражнения,
с
постепенным
наращиванием
их
интенсивности. При таком проведении разминки, в результате выполнения
статических упражнений, хорошо растягиваются сухожилия мышц и связки,
ограничивающие
подвижность
в
суставах.
Затем
при
выполнении
динамических специально-подготовительных упражнений разогреваются и
подготавливаются к интенсивной работе мышцы.
Комплексы статических упражнений на растягивание можно выполнять в
парах, преодолевая с его помощью пределы гибкости, превышающие те,
которые достигаются при самостоятельном выполнении упражнений.
Формирование навыка правильной осанки
8
на занятиях гимнастики
Осанка -
это привычное положение туловища в пространстве, поза,
обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от
тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических
изгибов позвоночника. Осанка – это навык, который формируется в раннем
детстве и остаётся на всю жизнь. При занятиях танцами и гимнастикой важно
иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку, так
как
это
является
основой
эстетики
движений.
Гибкость
способствует
правильной осанке, которая улучшает внешний вид, влияет на жизненный
тонус. Тот, кто сидит или стоит в правильной позе – голова поднята, плечи
опущены вниз и отведены назад, грудная клетка расправлена, живот подтянут,
производит впечатление деятельного, уверенного в себе человека. И в первую
очередь правильная осанка – залог здоровья физического и духовного. Поэтому
очень важно на занятиях гимнастики уделять внимание упражнениям на
осанку, укреплять мышцы живота и спины, следить за тем, как дети держат
свою спинку при выполнении упражнений и формировать у них навык
правильной осанки на каждом уроке. При выполнении гимнастических
упражнений особенно в младших группах, желательно использовать позы и
положения снижающую нагрузку на позвоночник, так как при слабом
мышечном корсете это может привести к нарушениям осанки. Упражнения
должны оказывать оздоравливающие и тонизирующее влияние на организм
ребёнка. Вот некоторые правила, которых необходимо придерживаться при
проведении занятий по гимнастике.
Методические рекомендации:
1.
Чередовать динамичные упражнений с упражнениями на расслабление.
2.
Использовать облегчённые И.п, которые снижают нагрузку на
позвоночник.
3.
Следить за правильным положением рук, ног, плеч при выполнении
гимнастических упражнений.
4.
Чередовать упражнения на сгибание и разгибание.
5.
Выполнение упражнений в обе стороны с одинаковой нагрузкой.
6.
Избегать сильных скручиваний позвоночника.
7.
Следить за согласованием дыхания и упражнений на гибкость.
Практический
материал
Важно иметь большой и разнообразный набор средств и методику при
формировании жизненно важного навыка и использовать их на занятии во всех
возрастных группах.
Упражнения на осанку
1)
И.п. – лёжа на спине, руки вверху за головой.
1 – сидеть согнув колени, обхватив их руками, спина прямая, носки
натянуты
2 – округлив спину, перекатом перейти в положение лёжа.
9
2)
И.п. – стойка ноги врозь, ладони с переплетёнными пальцами на голове,
локти отведены назад
1 – 2 подняться на носки, руки вверх, разворачивая ладони: мышцы
напряжены, потянуться
3 – 4 вернуться в И.п.
3)
И.п. стоя ноги вместе, руки к плечам
1 – 2 полуприсед, округляя спину, соединить локти
3 – 4 И.п. локти отвести назад, соединяя лопатки
4)
И.п. стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – с поворотом вправо выполнить полуприсед, спину округлить, голову
опустить, локти вперёд
2 – И.п.
3 – 4 то же в другую сторону
5)
И.п. стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – 3 наклон вперёд, голову поднять и прогнуться
4 – И.п.
6)
И.п. стоя на четвереньках
Поочерёдное поднимание и удерживание одновременно вытянутой
правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки.
7)
И.п. сед на пятках, руки на пояс
Небольшой наклон вперёд, поднять голову, прогнуться и вернуться в И.п.
8)
«Рыбка»
Лёжа на животе прогнуться назад, доставая носочками ног макушку
головы.
9)
«Кошечка»
Стоя на четвереньках выгибать и прогибать спинку.
10)
«Кобра»
Лёжа на животе, выпрямляя руки прогнуться назад и медленно вернуться
в И.п.
11)
«Лодочка»
Лёжа на животе поднять одновременно прямые руки и ноги и покачаться.
12)
«Алёнушка»
И.п. сидя на пятках. Вставая перейти вправо, затем влево без помощи рук
13) Упражнения на грудную клетку (вперёд- назад с различными
движениями рук)
14) Самовытяжение позвоночника.
Лёжа на спине или животе потянуться руками вверх, а ногами вниз,
напрягая при этом все мышцы, а затем расслабиться.
15) «Пловец»
Лёжа на животе одновременные или попеременные движения руками и
ногами.
16) Лёжа на животе поднять сначала одну руку, затем другую, потом одну
ногу и другую и также опускать.
17) «Маятник»
И.п. лёжа на спине, ноги вытянуты вверх. Опускание ног вправо – влево.
18) И.п. стоя ноги врозь, руки сцеплены сзади внизу в замок. Наклоняясь
вперёд, поднять сцепленные руки.
10
19) Ножницы ногами и руками лёжа на спине и животе.
20) И.п. сед ноги вместе
1 – выполнить группировку сидя, округлить спину
2 – выпрямить ноги и вернуться в И.п.
21) И.п. сед на пятках. Вставая с пяток, прогнуться назад с опорой на руки.
Гимнастические игры
1. Построить переправу ( с мостиками).
Цель: закрепить упражнения мост в игровой форме; развивать гибкость.
Ход игры: Дети стоят в колонну друг за другом или по кругу. Первый делает
мостик, второй под этим мостиком проползает и тоже встает в мостик. Все
остальные делают то же самое. Построив «переправу» дети опускаются и
отдыхают. Затем всё повторяется с другой стороны колонны.
2. Поезд (с ходьбой и бегом).
Цель: умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Дети стоят в колонну друг за другом. Первый в колонне –
«паровозик», а все остальные – «вагончики». По команде педагога «Поехали»
они начинают двигаться по кругу или змейкой, произнося при этом «чу – чу –
чу». Сначала дети двигаются медленно, затем всё быстрее и быстрее, переходя
на бег. По команде «Подъезжаем к станции» дети останавливаются.
3. Ловим бабочек (с прыжками).
Цель: развивает ловкость и координацию движений.
Ход игры: Дети приседают в положение упора присев, руки внизу. Под весёлую
музыку они начинают выполнять прыжки вверх с хлопком над головой.
4. Зайка – попрыгун (с прыжками).
Цель: развивает прыгучесть и разогревает мышцы ног.
Ход игры: Дети присели в полный присед, кисти согнуты перед грудью, как
«лапки» у зайчика. Под музыку выполняют прыжки на месте и вокруг себя.
5. Ветер.
Цель: развивает пластику рук, координацию движений.
Ход игры: Дети стоят по кругу и выполняют движения соответствующие
словам.
"Ветер дует нам в лицо – руки вперёд и машем ими на себя.
Закачалось деревцо – руки вверх и качаем ими вправо и влево.
Ветерок всё тише, тише – руки в стороны, медленно приседаем, опуская руки.
Деревцо всё выше, выше – медленно поднимаемся и тянемся руками вверх.
Стайкой птички полетели – руки в стороны, плавные движения руками.
На головку нашу сели – положить руки на голову, локти в стороны.
Покачаем головой – наклоны головы вправо и влево.
Погрозим мы им рукой – одна рука перед грудью, погрозить пальчиком.
И в ладоши хлопнем – хлопок перед собой.
И ногою топнем – топнуть одной ногой.
Стайкой птички улетели – руки в стороны, плавные движения ими.
Мы тихонечко присели" – медленно присесть.
6. Ёжики (с перекатами).
11
Цель: закрепление положения группировки и перекатов в группировке,
развивает ловкость и координацию движений.
Ход игры: Дети сидят на полу. По команде «Ёжики» они сворачиваются в
клубочек, принимая положение группировки и выполняют перекаты в
группировке. Следить за правильным положением рук и ног в группировке.
Другой вариант: И.п. – сидя на полу, ноги вместе, руки сзади. По команде
«Ёжик прячется» дети быстро, сгибая ноги и, округляя спину, принимают
группировку.
По команде «Ёжик гуляет» выпрямить ноги и спину.
7. Зайка беленький сидит.
Цель: развивает подвижность рук, умение подражать животным.
Ход игры: Дети присели, руки над головой, как ушки у зайчика. Повторяют
движения со словами:
"Зайка беленький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит – движения кистями над головой.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Вот так, вот так надо лапочки погреть – хлопки перед собой.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Вот так, вот так надо зайке поскакать" – прыжки в полном приседе.
8. Весёлая кошечка (на гибкость).
Цель: формировать правильную осанку, развивать гибкость позвоночника.
Ход игры: Дети встают на четвереньки. Под музыку «кошечка улыбается» -
прогибают спинку и поднимают голову, «кошечка
сердится» - округляют
спинку, голову на грудь, «кошечка принюхивается» – сгибают и выпрямляют
рук, «кошечка виляет хвостиком» – движение тазом вправо и влево.
9. Кобра (на гибкость).
Цель: развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы спины.
Ход игры: Дети лежат на полу, руки согнуты в локтях и поставлены около плеч.
Под музыку они, медленно выпрямляя руки и поворачивая голову, прогибаются
назад и произносят звук «ш – ш – ш». Затем снова опускаются в положение
лёжа.
Повторить несколько раз.
10. Садовник и цветы (на гибкость).
Цель:
развивает
гибкость
позвоночника,
растягивает
грудные
мышцы,
формирует пластику тела.
Ход игры: Педагог играет роль садовника, а дети – цветы. Дети принимают
положение лёжа согнувшись, руки отведены назад. По команде «Утро
наступает» - они начинают
«распускаться» - медленно поднимаются на
колени,
переводят
плавно
руки
вверх
и
прогибаются
назад.
«День
заканчивается» - и цветы закрываются: медленно возвращаются в И.п.
11. Цапли (с равновесием).
Цель: совершенствование координации движений, ловкости и устойчивости.
Ход игры: Дети передвигаются хаотично по залу. По команде «Цапли» они
должны быстро принять равновесие на одной ноге и стоять, не шевелиться. По
хлопку дети возобновляют движения по залу. Выбирается самая красивая
«цапля».
12. Черепашки.
12
Цель: закрепление положения группировки, умение быстро реагировать на
сигнал.
Ход игры: Дети по команде «Небо ясное» передвигаются по залу в упоре
присев, руки на коленях, как черепашки. По команде «Опасность с неба» –
принять группировку лёжа на спине, в положении сидя или в упоре присев.
13. Солнышко и тучки.
Цель: умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Дети стоят в колонне друг за другом. По команде «Солнышко» дети
свободно передвигаются по залу. По команде «Тучки в небе» они должны
быстро вернуться в колонну на свои места.
13