Автор: Осенко Ева Петровна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ № 1
Населённый пункт: г. Ангарск
Наименование материала: мастер-класс " Лепбук в речевом развитии дошкольников"
Тема: мастер-класс " Лепбук в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Использование лэпбука в речевом развитии
детей дошкольного возраста
» февраль, 2022год.
Провела: заместитель заведующего по воспитательной и методической
работе Осенко Е.П.
Слайд 2.
Цель: развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение
нормами речи на примерах русских народных сказок.
Задачи:
Обогащать словарный запас детей;
Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о русских
народных сказках;
Способствовать
развитию понимания
литературного
текста
в
единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
Воспитывать интерес к письменным формам речи;
Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и
способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в
процессе общения;
Развивать монологические формы речи,
стимулировать речевое
творчество детей;
Развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую
моторику
развивать интерес к художественной литературе;
Развивать желание выполнять совместные игровые задания.
Слайд 3.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти
процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как
одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения
связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение
общаться с друзьями, со сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности
находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска
может стать тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук –
сравнительно
новое средство
обучения
из
Америки,
представляет
собой
одну
из
разновидностей
метода
проектов. Лэпбук (lapbook)
–
в
дословном
переводе
с
английского
значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга, или как его еще
называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка,
которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз
просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней
содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в
которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися
и разворачивающимися
листочками,
с
кармашками,
дверками,
подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может
доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней
собирается материал по какой-то определенной теме.
Зачем нужен лэпбук?
-он поможет дошкольнику по - своему желанию выбрать информацию,
лучше понять и запомнить материал;
-
дошкольник
учится
самостоятельно
собирать
и
анализировать
информацию, закладываются навыки учебной деятельности;
- это эффективный способ запомнить информацию, самостоятельно (в
свободной форме) повторить пройденный материал;
- его хорошо использовать при работе в группах;
- развивает творческие способности и коммуникативные навыки у
дошкольников;
-это эмоционально, ярко, увлекательно и интересно для дошкольников.
Содержание лэпбуков
по
развитию
речи подбирается
с
учетом
возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и
связной речи,
расширения
знаний
и
представлений
об
окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания
и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого
творчества).
Лепбук
по развитию
речи
в
старшей
группе
дошкольного
возраста дает
педагогу
возможность
диагностировать
уровень
знаний
ребенка, развивать его умения обобщать, делать выводы, высказывать
суждения и умозаключения.
Все игры в лэпбуках способствуют обогащению словарного запаса,
расширению
представлений детей
об
окружающем
мире, развитию
фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи, проявлению
повышенного интереса к содержанию. Работа с тематическими папками
направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем
мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Слайд 4-6
Мое дидактическое пособие предназначено для использования в работе
воспитателя
и
ребенка,
а
также
в
свободной
деятельности
детьми
дошкольного возраста.
В лэпбуке представлены:
Дидактические игры, речевые игры, мнемотаблицы, загадки о сказочных
героях, пазлы, пальчиковые игры, физкультминутки, пословицы и поговорки,
различные виды театров, раскраски.
Такая необычная дидактическая книжка привлекает внимание детей, они
не раз возвращаются к ней, чтобы поиграть, посмотреть, закрепить
полученные знания. Ведь именно сказки являются прекрасным материалом
для обучения развитию речи детей.
В лэпбуке по речевому развитию «Русские народные сказки я
разместила:
Слайд 7
1. Д/игра «Поставь заплатку» на закрепление знаний о геометрических
фигурах (квадрат или прямоугольник, маленький - большой, соответствие
картинке).
Слайд 8
2.
Д/и
«Что
сначала,
что
потом»
детям
нужно
в
правильной
последовательности расставить героев сказки и составить описательный
рассказ по сказке.
Слайд 9
3. Д/игра «Расскажи сказку» - в этом кармашке находятся карточки с
картинками с помощью которых дети рассказывают сказку.
Слайд 10
4. Д/игра «Собери картинку». Развивать сообразительность, зрительное
внимание.
Если правильно соберешь разрезную картинку, то встретишься со сказочным
героем.
Слайд 11
5. "На картинку посмотри - сказку назови" - детям предлагается угадать
название сказки или рассказать о ком эта сказка.
Слайд 12
6. Угадай сказку дети должны по словам подсказкам отгадать сказку.
Слайд 13
7. «Пазлы» необходимо в правильной последовательности расставить
карточки
Слайд 14
8. «Мнемотаблицы» рассказать сказку по таблице
Слайд 15
9. «Пословицы и поговорки»
Слайд 16
10. «Викторина по русским народным сказкам» дети делятся на 2
команды игра проводится в виде соревнования
Слайд17
11. Пальчиковые игры и загадки
Слайд 18
12. Физкультминутки
Слайд 19-20
13. Папка с различными видами театра (Пальчиковый, конусный,
плоскостной, на палочках и пр.) очень нравится детям и они сами
рассказывают и показывают сказки.
Слайд 21
14. Пальчиковый и настольный театр
Слайд 22-23
15. Дети с удовольствием играют
Слайд 24
Заготовка лэпбука
Слайд 25
Заключение
ЛЭПБУК позволяет:
пополнять словарь детей;
ускорить
и
сделать
более
привлекательным
процесс
автоматизации и дифференциации звуков;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
совершенствовать мелкую моторику.
На мой взгляд, лэпбук – это современное и эффективное средство
обучения, отличный помощник в работе педагога.
Слайд 26
Спасибо за внимание!