Напоминание

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе


Автор: Мишукова Любовь Фёдоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО БГО "ДШИ №2"
Населённый пункт: г. Борисоглебск
Наименование материала: методический доклад
Тема: Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

Доклад:

«Современные образовательные технологии

в учебно-воспитательном процессе»

Преподаватель МБУДО БГО «ДШИ №2»

Мишукова Л.Ф.

Борисоглебск 2021 г.

Образование представляет собой длительный этап формального обучения каждого

человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и

долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов

учащихся зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь

развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам

удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих

поколений. В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании

принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное

обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем

ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и

технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В XX веке традиционные педагогические технологии были построены на

объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии

учитель основное внимание уделял трансляции готового учебного содержания. При

подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения

нового материала и сопровождающий рассказ наглядности. При этом преподнесении

учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в

форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем,

главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить

развернутый

ответ

ученика

с

его

собственной

оценкой

рассматриваемого

вопроса,

недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих

проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает

применяемая технология. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить

ученика в свою деятельность, но учащиеся чаще всего в эту деятельность включаются

неохотно. Учитель пытается внушить детям, что эта информация им нужна. Объяснительно-

иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном

процессе. Учитель на таких уроках выступает как доминанта, а ученик, играя пассивную роль,

которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя

(ученик ни за что не отвечает). Учащиеся на уроке практически ничего не делают,

самостоятельно не думают, а просто выполняют элементарные задания, предписанные

учителем. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о передаче

информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в

учебнике сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной

деятельности ученика. Необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные

технологии следует использовать в учебном процессе. В концепции при этом следует также

иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста

учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без

сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским,

проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например,

технологии

критического

мышления,

технологии

встречных

усилий,

технология

продуктивного

чтения.

Современная

технология

обучения

представляет

целостную

дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

- при коллективной форме обучения выстраивать индивидуальную траекторию развития

ученика.

- использование, внедрение инновационных методов в практику работы школы.

- технология должна выступать средством реализации рефлексии, побуждающей учащегося к

самостоятельному формированию системы знаний.

- ученик сам источник знаний.

- не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые

охватывают

практически

все

стороны

педагогического

процесса.

Личный

интерес

обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач

считаю,

является

повышение

педагогического

мастерства

учителя

путём

освоения

современных

образовательных

технологий

обучения

и

воспитания.

Педагогическая

технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности

методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих

эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением

любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость,

структурность, ясность методического языка.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие

современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной

деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным

при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в

овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника

процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком

представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и

непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в

различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его

организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и

выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу,

учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Включает в себя: проведение тематических физкультминуток на каждом уроке

(упражнения на глаза, физические упражнения), проведение родительских собраний на тему

«Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию подвижных игр на

переменах. Задача преподавателя – научить ребенка различным приёмам и методам

сохранения и укрепления своего здоровья.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения,

но и в последующей учебно-воспитательной работе. Основным принципом отбора являются

личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

5. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая

посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а

как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать

каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по

предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями,

выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными

по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью

можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические

навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать

наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда

должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это

знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение.

Список литературы

1.

Бершадский

М.Е.,

Гузеев

В.В.

Дидактические

и

психологические

основания

образовательной технологии. – М.: «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1999.

3.

Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное

образование, 2001.

4.

Гузеев В.В. ТехнологияXXI века. М.: Народное образование, 2004.

5.

Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.:

Народное образование, 2006.



В раздел образования




Яндекс.Метрика