Автор: Мишукова Любовь Фёдоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО БГО "ДШИ №2"
Населённый пункт: г. Борисоглебск
Наименование материала: методический доклад
Тема: Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»
Доклад:
«Современные образовательные технологии
в учебно-воспитательном процессе»
Преподаватель МБУДО БГО «ДШИ №2»
Мишукова Л.Ф.
Борисоглебск 2021 г.
Образование представляет собой длительный этап формального обучения каждого
человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и
долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов
учащихся зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь
развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам
удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих
поколений. В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании
принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное
обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем
ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и
технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В XX веке традиционные педагогические технологии были построены на
объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии
учитель основное внимание уделял трансляции готового учебного содержания. При
подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения
нового материала и сопровождающий рассказ наглядности. При этом преподнесении
учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в
форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем,
главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить
развернутый
ответ
ученика
с
его
собственной
оценкой
рассматриваемого
вопроса,
недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих
проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает
применяемая технология. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить
ученика в свою деятельность, но учащиеся чаще всего в эту деятельность включаются
неохотно. Учитель пытается внушить детям, что эта информация им нужна. Объяснительно-
иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном
процессе. Учитель на таких уроках выступает как доминанта, а ученик, играя пассивную роль,
которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя
(ученик ни за что не отвечает). Учащиеся на уроке практически ничего не делают,
самостоятельно не думают, а просто выполняют элементарные задания, предписанные
учителем. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о передаче
информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в
учебнике сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной
деятельности ученика. Необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные
технологии следует использовать в учебном процессе. В концепции при этом следует также
иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста
учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без
сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским,
проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например,
технологии
критического
мышления,
технологии
встречных
усилий,
технология
продуктивного
чтения.
Современная
технология
обучения
представляет
целостную
дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:
- при коллективной форме обучения выстраивать индивидуальную траекторию развития
ученика.
- использование, внедрение инновационных методов в практику работы школы.
- технология должна выступать средством реализации рефлексии, побуждающей учащегося к
самостоятельному формированию системы знаний.
- ученик сам источник знаний.
- не противоречить принципам и закономерностям педагогики.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые
охватывают
практически
все
стороны
педагогического
процесса.
Личный
интерес
обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач
считаю,
является
повышение
педагогического
мастерства
учителя
путём
освоения
современных
образовательных
технологий
обучения
и
воспитания.
Педагогическая
технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности
методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих
эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением
любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость,
структурность, ясность методического языка.
Для повышения эффективности образовательного процесса использую следующие
современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной
деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным
при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в
овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
2. Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника
процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком
представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и
непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в
различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его
организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и
выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу,
учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Включает в себя: проведение тематических физкультминуток на каждом уроке
(упражнения на глаза, физические упражнения), проведение родительских собраний на тему
«Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию подвижных игр на
переменах. Задача преподавателя – научить ребенка различным приёмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья.
4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения,
но и в последующей учебно-воспитательной работе. Основным принципом отбора являются
личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
5. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая
посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а
как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать
каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по
предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями,
выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными
по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью
можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические
навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать
наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда
должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это
знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение.
Список литературы
1.
Бершадский
М.Е.,
Гузеев
В.В.
Дидактические
и
психологические
основания
образовательной технологии. – М.: «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1999.
3.
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное
образование, 2001.
4.
Гузеев В.В. ТехнологияXXI века. М.: Народное образование, 2004.
5.
Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.:
Народное образование, 2006.