Автор: Ковшова Людмила Мехмановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Аленушка"
Населённый пункт: город Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Волшебница вода"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37 "Аленушка"
Адрес: улица Мира, 69,город Пятигорск, Ставропольский край
«Волшебница – вода»
Ковшова Людмила Мехмановна,
воспитатель МБДОУ № 37 "Аленушка"
г. Пятигорск
2020
«Волшебница – вода»
Цель: закрепить и систематизировать знания и представления детей о
значении воды для всего живого.
Задачи:
1. Обобщить представления детей о свойствах воды, что вода не имеет вкуса,
цвета, запаха, формы, вода текучая, может быть в жидком, твердом,
газообразном состоянии.
2. Развивать память и логическое мышление.
3. Воспитывать умение концентрировать внимание, аккуратность при
выполнении опытов.
Оборудование: лейки с водой, пустой сосуд, сосуд с водой, сосуд с соленой
водой, сосуд со сладкой водой, сосуд с ароматизированной водой, сосуд с
водой, в которую добавлены духи, банка с молоком, кубик, шарик, вазочка,
ванночка, пипетки.
Предварительная работа: замораживание и размораживание разноцветных
льдинок, изготовление фигур из снега.
Чтение сказок: А. Толстой «По щучьему велению», С.А. Пушкин «Золотая
рыбка»
Заучивание стихотворений: И.А. Бунина «Родник», С Погореловского
«Берегите воду».
Просмотр диафильма: «На воде», «Серая шейка».
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
- Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто-то к нам
приходил. Пойдёмте по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам
прислали посылку, здесь еще есть карта и письмо, в котором написано, что
если мы отправимся в морское путешествие по карте, то найдем источник
вечной жизни, молодости и красоты.
- Ну, что дети, поплывем? Но все знают, что прежде чем отправиться в
путешествие, особенно по воде, необходимо подумать о правилах
безопасности. Давайте оденем спасательные круги и крылышки на руки,
которые лежат в посылке.
- Вот теперь мы готовы.
«Плывут» под музыку (шум воды).
- Ребята посмотрите, мы с вами приплыли в большой сад. Но почему то все
цветочки здесь вянут. Как вы думаете почему?
Правильно, им не хватает воды, а без воды растения погибнут. Давайте же с
вами польем цветочки. Смотрите, они снова оживают.
- Давайте с вами подумаем, а кто же сможет прожить без воды: птицы могут
прожить без воды (нет), почему, а животные, рыбы, человек?
- Ребятами, а что же такое вода, почему без нее не может прожить ни одно
живое существо?
Давайте отправимся дальше по карте за интересующими нас ответами.
Ребята, как вы думаете, куда мы с вами приплыли? Правильно, мы оказались
в лаборатории, где сможем больше узнать о свойствах воды и проверить все
на опытах.
Опыт №1: «Вода – жидкость, она течет, ее можно во что-нибудь налить,
перелить из одного сосуда в другой» (дети переливают, убеждаясь, что вода
течет).
Вывод: вода – это жидкость, которую можно налить, перелить.( приложение
1 )
Опыт №2: «Есть ли форма у воды?» рассмотреть и назвать форму предметов
на столе. Если кубик – постучать по столу, а шарик – покатить, изменяют ли
они форму? (нет). А если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (она
примет форму кубика). Переливаем воду в шарик – видим изменение формы.
Дети наливают воду в разную посуду и наблюдают, что вода принимает
форму того сосуда, в который ее наливают.
Вывод: вода формы не имеет, она принимает форму того предмета в
который наливается.( приложение 2)
Опыт №3: «Имеет ли вода цвет?» (делает опыт воспитатель). Воспитатель
берет банку с водой и банку с молоко. Какого цвета молоко? Можно ли про
воду сказать, что она белого цвета? (нет).
Вывод: вода бесцветная.(приложение 3)
Физкультминутка
Над водой летят стрижи
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, – (Присели.)
Плывет лодочка-краса –
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения
туловища.)
Опыт №4: А сейчас мы перейдем к следующему столу, и узнаем есть ли
запах у воды.
На столе стоят четыре сосуда, в одном из них чистая вода, во втором
минеральная, в третьем подкрашенная с запахом, в четвертом в воду
добавлены духи. Дети подходят сначала к сосуду с чистой водой, потом
минеральной нюхают, а затем к сосуду с подкрашенной водой, и водой с
духами. Воспитатели просит сказать, в каком сосуде вода пахнет, а в каком
нет.
Вывод: вода не имеет запаха.( приложение 4)
Опыт №5: «А здесь мы узнаем, есть ли у воды вкус».
У нас есть сосуды с напитками, надо определить, где сосуд с соленым,
сладким и безвкусным вкусом (дети пипеткой набирают из сосудов воду и
капают на язычок).
Вывод: Вода безвкусная.( приложение 5)
Воспитатель предлагает детям сделать вывод: вода – это жидкость, не
имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Ну что, отправляемся дальше.
Дети мы долго с вами плыли, по высоким волнам, в шторм, пора нам
отдохнуть и поиграть с вами в игру, которая называется «Море волнуется» .
- А теперь давайте продолжим свое путешествие.
- А вот мы и прибыли до пункта назначения.
- Давайте посмотрим, что же там за источник вечной жизни, молодости и
красоты.
Дети нашли бутылку с веществом.
- А давайте узнаем, что же это.
Дети перевернули бутылку, и из нее вылилась жидкость прозрачного цвета,
запаха нет, на вкус – безвкусная и без запаха. Детьми был сделан вывод, что
это вода. А значит вода – это и есть источник вечной жизни, молодости и
красоты.
- А сейчас я хотела бы прочитать вам стихотворение (Н. Рыжовой):
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Без нее не могут жить ни растения, ни звери, ни птицы, ни люди.
В конце нашего путешествия чтобы закрепить знания, детям были
предложены рисунки с различными картинками, на которых нужно
пальчиками дорисовать воду, там, где это нужно, такие как: цветок и лейка,
рыбка, тучи, стакан, душ, стол, телевизор, картина.
Все рисунки были выбраны и дорисованы правильно, все дети справились с
заданием.
- Дети что Вы узнали сегодня нового? Понравилось Вам наше путешествие.
Наше путешествие подошло к концу.
Приложение 1
Приложение № 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5