Автор: Биккужина Залифа Рафиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Родничок"
Населённый пункт: Оренбургская область, г.Кувандык
Наименование материала: Изобразительное искусство
Тема: «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста по правополушарному интуитивному рисованию»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №10 «Родничок» Кувандыкского городского округа
Оренбургской области»
«Методика обучения детей старшего дошкольного
возраста по правополушарному интуитивному
рисованию»
Воспитатель высшей кв. категории:
Биккужина З.Р.
2020
Кувандык
Введение. О потребности в творческом самовыражении.
Каждый человек, большой или маленький может рисовать, создавать и
воплощать в живописи свой мир, проявлять индивидуальность и творческие
способности. Рисование с использованием методики правополушарного
рисования позволяет каждому ребенку и взрослому проявить свои задатки и
таланты.
Методика правополушарного рисования позволяет снять у детей все
страхи перед рисованием. Ребенок сразу видит результат своего труда и этот
результат всегда положительный. На занятиях я с красками, как их можно
сочетать. Дети изучают таблицу смешения цвета. Не рисуя, какой-то
определенный
предмет,
дети
просто
смешивают
краски (для
работы используют гуашь). Для создания настроения нужно использовать
музыку. Дети учатся чувствовать карандаши, кисти, краски. Во время
занятий дети ощущают эмоциональный подъем, вдохновение, в общем,
обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает
именно правое полушарие. Правополушарного рисование – это не только
максимально быстрое раскрытие творческого потенциала, но и приятное
обучение, позволяющее сделать большой шаг к приобретению целостного
мышления. Это своеобразный психологический тренинг, представляющий
собой
интереснейший
и
увлекательнейший
процесс,
в
котором
мы
раскрываемся как творческая личность, как индивидуальность, а также -
уникальная возможность для людей любого возраста открыть свой талант и
гармонию, которые были спрятаны и не развивались на должном уровне. И,
конечно, как было сказано выше, это прекрасная и эффективнейшая
возможность избавиться от стрессов и депрессий – выражать свои эмоции и
видение мира в определенные моменты через прекрасные, наполненные
глубиной рисунки. У каждого человека свои цветовые предпочтения. Если
холст или бумагу окрасить белым маслом или гуашью и предложить ребенку
нанести краски по своему предпочтению, то этот первичный хаос из красок
уже
будет
являться
самовыражением.
Каждому
ребенку
присуща
естественная потребность в самовыражении. Самовыражение – мощный
источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки,
дающий
выход
накопленной
негативной
энергии.
Каждый ребенок уникален, и каждому подходят различные способы
самовыражения, которые помогают лучше понимать себя и развиваться,
повышать самооценку. Самовыражение через творчество является одним
из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится,
реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание.
Метод правополушарного рисования позволяет:
Выявить индивидуальность;
Делает процесс рисования легким и понятным;
Не думать о том, что получится на рисунке;
Снимает внутренний зажим;
Позволяет обрести душевную гармонию;
Раскрывает творческие способности.
Этапы методики
1 этап. Подготовительный.
Для работы необходимо подготовить материалы и инструменты:
• Бумага размером А4 или А3
• Кисть из щетины №12
• Кисти круглые из белки № 4 и №1
• Гуашь (с основными и дополнительными цветами, дополнительную краску
белил.
• Вода
2 этап. Основной.
Выполняя задание, не следует торопиться. Стараемся прислушиваться к себе,
получаем удовольствие от нанесения краски на бумагу при помощи кисти.
Помним, что испортить нашу работу просто невозможно.
Расслабляемся и даем себе волю делать то, что делается без всякого анализа
и критического оценивания своей работы.
Технология.
1. Грунтуем бумагу белой гуашью.
2. Создаем фон. Наносим мазками цвета, которые нам необходимы. Нужно
добавлять гармонично подходящие цвета, ведь это только обогатит нашу
работу.
3. Далее широкой кистью из щетины проводим горизонтальные полосы,
объединяя все цвета.
4. Темы для рисования можно предлагать, а можно придумывать вместе
с детьми. Начинать можно с простых заданий: природа, дерево, цветок, вода
и т. д. Практика работы показывает, что такая работа отлично помогает детям
свободно творить.
Вывод.
Выявлено, что данный метод позволяет быстро научиться рисовать,
сочетать цвета. Почему можно рекомендовать правополушарное рисование и
распространять этот опыт?
Когда ребенок использует этот способ, развивается правое полушарие мозга.
Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того,
улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем.
Необходимо также отметить и о способности коллективного творчества
положительно влиять на гиперактивных и замкнутых детей. То, что
невозможно высказать словесно, ребенок может высказать изобразительно.
Живопись говорит без слов. Данная методика позволяет раскрыть и развить
себя как творческую личность, наполнить свою жизнь совершенно новыми
эмоциями, сделать ее ярче, радостней и гармоничней. На занятиях по
методике правополушарного рисования каждый добивается успеха и
начинает красиво рисовать собственные шедевры, наполненные глубиной и
яркостью красок, которые передаются собственным восприятием
прекрасного. Я предлагаю детям творческие задания, которые довольно
простые, но, тем не менее, позволяют максимально открыть свои
возможности и научиться рисовать, практически, за один день.
Литература
1. М.С. Вальдес Одриосола Интуитивное рисование: Развитие творческих
способностей средствами арттерапии/ 2009/ Институт общегуманитарных
исследований
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1991.
3. Ты - Художник! Рубрика: Рисование, живопись, Увлечения, хобби
Издательство: Попурри Год выпуска: 2010
4. Бетти Эдвардс. Правополушарное рисование. Открой в себе художника.
Август 2013г