Автор: Березовская Виктория Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 17 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ
Раздел: дошкольное образование
Лэпбук «Играем, речь развиваем»
Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию
речи.
Лэпбук «Играем, речь развиваем» - это функциональная, интерактивная папка,
информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, красочных
разворачивающихся конвертов и прочих интересных деталей. Основа лэпбука
постоянно дополняется и совершенствуется, что призвано привлечь интерес ребенка к
самой папке. С другой стороны, это прекрасный способ подать детям всю имеющуюся
информацию в доступной форме, способ закрепить определенную тему с малышами,
провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске,
анализе и сортировке информации. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах,
где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу
каждому: для малышей – кармашки с карточками, иллюстрациями, а старшим детям –
задания, подразумевающие умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и
детей, формой представления итогов проекта или закрепления и повторения материала
тематической направленности.
Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как
развивает речь, память, мышление, мелкую моторику, творческие способности
ребёнка, все, что помогает расти и развиваться.
Актуальность:
Проблема развития речи является одной из актуальнейших в настоящее время, так
как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей,
имеющих различные речевые нарушения. Работая с такими детьми, специалисты
нередко
отмечают
отсутствие
мотивации
у
детей,
снижение
познавательной
активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только
традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших
воспитанников. Данное пособие предназначено для детей среднего и старшего
дошкольного возраста, а также может использоваться для систематизации знаний и
развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в
индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей.
Цель:
Развитие всех компонентов речи; расширение запаса знаний и представлений об
окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
- формирование познавательной активности детей;
- формирование правильного произношения звуков русского языка;
- пополнение активного и пассивного словаря детей.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук детей;
-
развитие
грамматического
строя
речи,
навыков
словоизменения
и
словообразования,
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- способствование развития коммуникативных навыков;
- развитие связной речи детей.
Воспитательные:
-
воспитание
у
детей
моральных
качеств
личности:
доброжелательности,
отзывчивости, умения сопереживать, умения общаться с детьми и взрослыми
Описание лэпбука:
Лэпбук представляет собой папку, состоящую из 4 страниц. В него включены
дидактические игры, игровые упражнения, картотеки, которые размещаются в
отдельных кармашках.
В него входит 16 познавательно - развивающих заданий:
«Собери пазл-составь рассказ»;
«Подбери предмет к признаку»;
«Зачем нам эти вещи?»;
«Чей хвост?»;
«Посчитай, сколько?»;
«Назови действие»;
«Угостим животных»;
«Посмотри и расскажи»;
«Какой? Какая? Какие?»;
«Скажи наоборот»;
«Подбери рифму»;
«Предлоги»
«Поиграем в сказку»
«Расскажи о времени года»
Содержание 1 страницы лэпбука:
1.
«Собери пазл – составь рассказ» ( 3 кармашка с пазлами)
Задачи:
- формирование самостоятельности мышления;
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие связной речи детей;
- формирование активного словаря дошкольников.
2. «Чей хвост»
Задачи:
- развитие грамматического строоя речи;
- формирование навыков словообразования;
3.«Зачем нам наши вещи?»
4. «Назови действия»
Задачи:
- активизация глагольного словаря;
- упражнять в употреблении предлогов;
- развитие связной речи
5. «Подбери предмет к признаку»
Задачи:
- активизация словаря;
- развитие логического мышления;
- развитие связной речи
6. «Посчитай, сколько?»
Задачи:
- активизация словаря;
-упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными;
Содержание 2 страницы лэпбука:
1. «Угостим животных»
Задачи:
- развитие мыслительных операций;
- формирование грамматически правильной речи дошкольников;
- развитие разговорной речи детей.
Содержание 3 страницы лэпбука:
1. «Расскажи о времени года»
Задачи:
- закрепление знаний детей о признаках времени года;
- формирование грамматически правильной речи дошкольников;
- развитие внимания, зрительной памяти, разговорной речи детей;
- воспитание у детей основ экологической культуры.
2.Дидактическая игра «Поиграем в сказку»
Задачи:
- обучение связному рассказу с наглядной основой;
- формирование грамматически правильной речи дошкольников;
- развитие интонационной выразительности речи детей.
Содержание 4 страницы лэпбука:
1.«Посмотри и расскажи»
Задачи:
- развитие связной речи дошкольников;
-учить составлять рассказ с опорой на мнемотаблицы и пиктограммы;
-развитие логического мышления, внимания
2.«Подбери рифму»
Задачи:
- развивать фонематический слух;
-упражнять в словотворчестве, словообразовании и словоизменении;
- развивать творческие способности дошкольников
3. «Какой? Какая? Какие?
Задачи:
- активизация словаря;
- развитие логического мышления;
- развитие связной речи
4. «Предлоги»
-упражнять в употреблении предлогов;
- развитие связной речи;
- упражнять в согласовании слов
5. «Скажи наоборот»
- упражнять в подборе и употреблении антонимов;
-активизация словаря.
Лэпбук «Играем, речь развиваем» стал незаменим в нашей работе. Он создаёт
отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет педагогу решить сразу множество
задач. При этом отпадает необходимость использовать различные пособия, которые не
всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук – замечательный помощник педагогу в
работе с детьми.