Автор: Исмаилова Зиярет Гарибовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 с.Белиджи"
Населённый пункт: с.Белиджи Дербентский район,РД
Наименование материала: статья
Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Исмаилова Зиярет Гарибовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» с.Белиджи Дербентского района и РД
Статья.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Аннотация.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются
одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина
сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик
просто не видит орфограмм в процессе письма. Орфографическая зоркость
развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных заданий, при
чтении, при написании диктантов, при списывании. Для успешного
развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся
на работу. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что
выполнение упражнения – не самоцель, что в жизни орфография необходима
для общения, для точности речи.
Ключевые слова:орфографическая зоркость, слуховой фактор,
рукодвигательный фактор, комментированное письмо, орфографическое
чтение, объяснительный диктант, самодиктант.
Annotation. The lack of spelling or poor development is one of the main reasons
for mistakes made by students. This reason negates even a good knowledge of the
rules and the ability to apply them: the student simply does not see the harpograms
in the process of writing. Spelling sharpness develops gradually, in the process of
performing a variety of tasks, reading, writing dictations, writing off. For the
successful development of spelling, it is very important to recruit students
themselves. When starting to study spelling, children should realize that
performing an exercise is not an end in itself, that in life spelling is necessary for
communication, for the accuracy of speech.
Keywords: spelling, auditory factor, cussive factor, commented letter, spelling,
explanatory dictation, self-dictation.
Развитие орфографической зоркости – необходимое условие
формирования грамотности учащихся. Грамотное письмо предполагает
освоение орфографии. Основной единицей орфографии является
орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение
увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с
грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и
называем орфографической зоркостью. Отсутствие орфографической
зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин
допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее
знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в
процессе письма.
К возможным психологическим причинам неразвитости
орфографической зоркости относятся:
низкий уровень развития произвольности внимания;
несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения
действовать по правилу);
низкий уровень объёма и распределения внимания;
низкий уровень развития кратковременной памяти.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно
написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует
неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что
затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Что же нужно для развития орфографической зоркости?
1) Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется
от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что
говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель
должен развивать фонематический слух.
2) Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно
достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении
пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать.
Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного
слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
3) Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического
навыка играет орфографическое проговаривание. Проговаривание - так как
надо писать.
По мнению М. С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости
школьников проходит в 3 этапа.
Первый этап - соотношение звучащих единиц речи и графических единиц
письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется
в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук,
артикулируют его, учатся произносить в различных позициях. Особое
внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.
Второй этап - запоминание графического состава слова, его зрительного
образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии —
происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы
формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке
могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук
находится в сильной позиции, а какой — в слабой.
Третий этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот
этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий
на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор
правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти
школьник для решения орфографической задачи:
увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет;
если да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ
решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е.
составить алгоритм задачи;
решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по
алгоритму;
написать слова в соответствии с решением задачи и сделать
самопроверку.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения
разнообразных заданий, при чтении, при написании диктантов, при
списывании (если оно осложнено соответствующими заданиями). Для
успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих
учащихся на работу. Приступая к изучению орфографии, дети должны
осознать, что выполнение упражнения – не самоцель, что в жизни
орфография необходима для общения, для точности речи. В то же время
учитель должен помнить, что оценка не снижается, если ребёнок после
написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и
исправил их, так как это говорит о сформированности у ученика умения
находить и исправлять допущенные ошибки.
Начиная с 1-го класса, необходимо вести работу по обучению звуковому
анализу слов. Этой цели соответствуют следующие упражнения:
- занятия звуковым анализом (ежедневно), независимо от количества
читающих детей в классе;
- наличие образца анализа звучащего слова (постоянно);
- обучение интонационному выделению звуков слове: с-с-с-с-ыр, сы-ы-ы-ы-р,
сыр-р-р-р-р.
- предъявление готовой модели для самоконтроля (на первом этапе);
- приём трансформации (Если закрою первую букву, какое слово получится?)
- подбор слов к звуковым моделям;
- поиск звуковых моделей к словам;
- звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные
места»;
- задания-ловушки (Сколько звуков в слове «два»? Какое слово длиннее:
«час» или «минута»? Мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?) и
др.
Очень важно проявлять терпение - при звуковом анализе ребёнка нельзя
торопить или делать работу за него; класс в это время может работать в паре
со своими моделями (кинестетически прочувствовать).
Также возможно применение дидактических игр и игровых приёмов:
«Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди
предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных»
мест сразу по слуху, «Зажги маячок», «Полсловечка за вами» (бал…-кон,
во…-рон), «Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах»,
«Слоговой аукцион» (Ба…-ня, -нан, -ран), «Перевертыши» (кот-ток, сорт-
трос), «Исключение звука из слова» (роса-оса), «Отгадайте слово по первым
звукам в названиях картинок» (дом, арбуз, шар, астра - Даша) и т.п.
Хороший эффект дают выполнение следующих заданий:
1) Списывание с предварительной подготовкой.
Списывание сочетает два традиционных вида упражнения: списывание и
письмо по памяти. Систематическое использование этого упражнения
позволяет надеяться на успешное становление не только орфографической
зоркости, но и орфографической памяти, а также на формирование умения
проверять написанное.
Для результативности данного вида работы необходимо соблюдать
следующие требования к её организации: во-первых, она должна
проводиться ежедневно , во-вторых, должен жестко соблюдаться сам
алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определённую смысловую
нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное
воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
2) Выборочное списывание.
Выборочное списывание является подготовительной работой к
обучению написанию выборочным диктантам. При объяснении задания
детям даётся установка: всё списывать не требуется, нужно списать только...
предложения, выражающие основную мысль текста, или слова с
определённой орфограммой, или необходимо распредели слова из текста по
группам, в зависимости от вида орфограмм и т.п.
3. Работа с готовым текстом.
Это полезный вид словарно-орфографической работы, формирующий
орфографическую зоркость, по-другому его ещё называют «поиск орфограмм
в чистом тексте». Детям даётся текст, в котором нужно устно или при
списывании выделить орфограммы и объяснить их. При выделении
орфограмм можно использовать приём «Секрет письма зеленой пастой», с
помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как
только появляется орфограмма – начинает работать зелёная паста. Чем
больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в
тетрадях учеников.
4. Комментированное письмо, или письмо с проговариванием
Этот вид работы выступает одним из приёмов работы по предупреждению
ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила,
способствует выработке навыков грамотного письма. Комментирование
включает в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов,
предложений. При комментировании достигается высокий уровень
самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет
правописание. Ученик должен, прежде всего, найти орфограмму, поэтому
комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся.
5. Орфографическое чтение.
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную
память на основе орфографического чтения. Если ежедневно на каждом
уроке (математике, русскому языке, чтении, окружающего мира) отводить по
5-7 минут для орфографического чтения, это принесёт хороший результат
(задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов,
словосочетаний; в парах, по памятке, по упражнению и т.д.).
6. Диктант.
1) Предупредительный диктант
Это такой вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм
проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с
показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со
слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту.
2) Объяснительный диктант.
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях.
После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы
и пунктограммы, остальные следят по своим тетрадям и исправляют
допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность
учащихся и развивает у них фонематический слух.
3) «Диктант с обоснованием».
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне,
проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово и
только потом то, что диктует учитель, так как должны обосновать
орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать
выбор её написания до записи слова.
4) Выборочный диктант.
Учитель диктует слова или предложения, а учащиеся записывают только те,
из них, которые соответствуют правилу, заданному перед диктантом.
Выборочный диктант ценен тем, что он исключает возможность
механической записи, позволяет давать насыщенный изучаемыми
орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию
написания слов.
5) Диктант с простукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда
произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет учеников
задумываться над написанием слова.
6) Самодиктант, или письмо по памяти
Перед записью текст зрительно воспринимается детьми, их внимание
фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики самостоятельно объясняют
написание слов с заданной орфограммой, по окончании подобной работы
ученики «диктуют» себе текст, то есть записывают его по памяти, а затем
сверяют свою запись с образцом. От списывания с предварительной
подготовкой этот вид диктанта отличается отсутствием фронтальной работы
перед записью текста.
Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить
ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык
звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Литература.
1.
Амазина Н.Н. Обучение орфографических навыков. М., «Просвещение»,
1987.
2.
Айдарова
Л.Н.
Психологические
проблемы
обучения
младших
школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. с. 144.
3.
Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости / Начальная школа,
№3, 2004. с. 35.
4.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. М., 1982.
5.
Гавриленко Д. В трех соснах орфографии. №10, 2002. с. 74.
6.
Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. М.,
1988.
7.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., «Просвещение», 1990.
8.
Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных
классах. Издание 2-е. М., «Просвещение», 1979.
9.
Рождественский Н.С. Основы обучения орфографии в школе. М., 1979.
10.
Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в
начальных классах. Под ред. М.С. Соловейчик, М., 2014г.
11. Рязанцева А.Н. Работа с текстами как средство формирования интереса к
языку и развития орфографической зоркости / Начальная школа. №1. 2007.